Самообразование на тему:"Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников"
материал (старшая группа)

Галигузова Ю.В.

                                                       «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е. Тимирязев.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. .

В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация. Современных  детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

С детьми старшего дошкольного возраста основным структурным компонентом экспериментирования становится проблемность. Она выражается в поисках несоответствия и противоречий в собственной постановке вопросов и проблем. Даже неудачи вызывают исследовательскую активность у детей, стремления найти правильный ответ на интересующий вопрос.

Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы:

 

-      выделение и постановка проблемы;

-      поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);

-      сбор материала;

-      обобщение полученных данных, формулировка выводов.

 

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

 

 

 

 

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Задачи:

 

 - создавать условия для исследовательской активности детей;

 

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;

 

- углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;

 

- развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни;

 

- развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;

 

- воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

Перспективный план

тема

задачи

Материал и оборудование

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

  1. Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса); дать понятие о значимости воды в жизни человека и растений; воспитывать бережное отношение к воде.

 

Стаканы, гуашь, сок лимона, соль, сахар.

 

Родительское собрание: «Поможем воде стать чистой»

  1. Вода не имеет формы.

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Сосуды разной формы.

Консультации для родителей по экспериментированию с водой

  1.  Пар - это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пор - это тоже вода; обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Сосуд с кипящей водой, холодный предмет.

Буклет «Экспериментируем дома».

  1. Значение воды в жизни растений

 

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

 

Лист растения, воск.

 

Презентация «Роль воды в жизни растений».

 

Октябрь

  1. Этот удивительный воздух.

 Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать.

Два воздушных шарика, ёмкость с водой, весы, стакан, лист бумаги.

 

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию».

  1. Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Стаканчики с водой, соломинки, банка с водой, 2 свечи.

Предложить сделать книжку-малышку на тему: «Где прячется воздух».

  1. Ветер, ветер,                             ветерок

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Загадка о ветре. Изготовление вертушки (по схеме).

 Игры с веерами, султанчиками, вертушкой.

Буклет «Игры с веерами, султанчиками, вертушкой».

  1. Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Художественные произведения, семена растений для игры.

Сбор семян разных растений.

Ноябрь

  1. Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Песок, лупа, песочные часы, вода.

Презентация «Песок и его свойства».

  1. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

 

Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы; научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования, воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

 

 

«Песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

 

  1.  Игры с песком

Уточнять и расширять знания детей о свойствах песка, совершенствовать умение работать сообща, учить выдвигать гипотезы, делать выводы.

Мокрый песок, формочки.

Консультация «Игры с песком».

  1. Песок. Глина

Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Сухой песок, глина, изделия из глины, вода.

Предложить родителям сделать изделия из глины.

Декабрь

  1. Замораживаем воду.

Дать детям понятие о том, что снег – это замёрзшая вода.

Формы для замораживания льда, вода, кусочек льда, свеча.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками.

  1. Льдинка и снежинка

Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Сосуд со снегом и кусочки льда.

Предложить собрать информации об объектах неживой природы: снег и лед, их сходство и различие.

  1. Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Сосуд с водой, свеча, лупа, вата.

 

  1. Рисование цветной водой по снегу.

Показать детям способ рисования цветной водой по снегу.

Брызгалки из пластиковых бутылок, крашеная гуашью вода.

Украсить деревья ледяными игрушками.

Январь

  1. В гостях у Карандаша Карандашовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей.

Большая ёмкость с водой, деревянные предметы, пластмассовые, металлические.

Предложить собрать материал по разным материалам.

  1. Мир бумаги.

Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять  качества бумаги и свойства.

 

Виды бумаги, копирка.

Конструирование из бумаги.

Февраль

  1. Металл

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики.

Предметы из металла, ёмкость с водой, свеча.

Сделать книжку-малышку «Что можно сделать из металла»

  1. Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

Попросить принести в уголок магниты разные по размеру.

  1. Магнит-волшебник

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Магнит, стеклянный сосуд, вода, скрепка.

Вырезать любых героев сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку.

  1. Фокусы с магнитами

Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, умение выполнять опыты и эксперименты, воспитывать познавательный интерес и наблюдательность.

 

 

Магниты, миска с водой, банка с вареньем и с горчицей; деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой - на конце только вата; скрепки.

Придумать интересный опыт с магнитом.

Март

  1. Жизнь растений. Растение – живой организм

Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;

уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);

определить алгоритм деятельности по посадке растения;

установить, как растение ищет свет;

выявить потребность растения в воздухе,  дыхании;

понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Семя бобовых (фасоль, горох), горшок для посадки, земля, вода.

Памятка «Чего нельзя и

что нужно делать для

поддержания интереса

 детей к познавательному

 экспериментированию».

 

Рекомендации:

«Проведите с детьми

дома».

 

  1. Путешествие в мир стеклянных вещей. Свойства стекла. 

Помочь выявить свойства стекла;

развивать память, воображение, мышление, речь;

 упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.

Различные стеклянные предметы: колба, баночки (медицинские), ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла для детского творчества, стеклянные игрушки, посуда

Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

  1. Зеркало

познакомить детей с историей появления зеркала через экспериментирование; продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы; развивать интерес к познанию окружающего мира; подвести к пониманию того, что человек – творец, созидатель.

Два зеркала, стакан с водой, ложка, полированный металл, фонарь, бумага.

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.

 

  1. Сталактиты и сталагмиты

Выяснить, что такое кристаллы; обогащать и расширять словарь детей; определить факторы внешней среды, необходимые для роста  кристаллов.

 

 

Соль или сахар, дистиллированная вода, неметаллическая ёмкость, деревянная палочка для помешивания раствора, бумажные салфетки.

Задание на дом:

Вырастить кристаллы сахара, соли.

Сделать фото и зарисовки.

 

 

 

Апрель

 

  1. Тайное послание

 

Познакомить детей с техникой рисования по воску и технологией проявления «невидимых чернил», развивать внимание, мышление.

Лист бумаги, молоко, свеча.

Предложить сделать книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты».

  1. Опыты: «Извергающийся вулкан».

Познакомить детей с интересными опытами с уксусом и содой, воспитывать аккуратность, развивать внимание, мышление.

Пластилин, мел, стакан с водой, уксус, сода, ложечка маленькая.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

  1. Опыты: «Бумага против воды», «Дождь из тучки»

Познакомить детей с новыми интересными опытами.

Лист бумаги, вода в стакане; банка с водой, пена для бритья, пищевые красители.

Оформление папки «Мои открытия».

  1. «Повелитель воздушных шаров»

Познакомить детей с опытами с воздушными шарами,  развивать внимание, мышление.

Воздушные шары, скотч, иголка; бутылка с узким горлышком, сода, уксус.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Май

 

  1. Опыты: «Снег летом», «Паста для зубов слона»

Продолжать знакомить детей с интересными опытами.

Подгузник, ножницы, пластиковый стакан, вода, противень; марганцовка, жидкое мыло, перекись водорода.

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

  1. Опыты: «Цветы лотоса», «Чудесные спички»

Знакомить детей с опытами со спичками и бумагой,

Таз с водой, цветок бумажный с  закрученными лепестками; спички, пипетка.

Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников.

  1. Интересное рядом!

Вызвать желание самим провести несложный опыт; показать, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами.

Необходимые материалы для  опытов детей.

Рекомендации:

«Проведите с детьми

дома».

  1. Чудесная страна – экспериментов!

Вызвать желание показать результат работы приведенной за учебный год.

Необходимые материалы для изученных опытов

Родительское собрание на тему:

Показ презентации «Юные экспериментаторы».

Список используемой литературы

 

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  2.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
  3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. -  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr._sdelan._2.docx45.4 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Возовский детский сад «Светлячок»

Поныровского района Курской области

                                                       

 

                                 

                                                                                         

Воспитатель:

                                                              Галигузова Юлия Владимировна

2018-2019 учебный год

                                                       «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е. Тимирязев.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. .

В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация. Современных  детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

С детьми старшего дошкольного возраста основным структурным компонентом экспериментирования становится проблемность. Она выражается в поисках несоответствия и противоречий в собственной постановке вопросов и проблем. Даже неудачи вызывают исследовательскую активность у детей, стремления найти правильный ответ на интересующий вопрос.

Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы:

-      выделение и постановка проблемы;

-        поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);

-        сбор материала;

-        обобщение полученных данных, формулировка выводов.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

 - создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;

- углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;

- развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни;

- развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;

- воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

Перспективный план

тема

задачи

Материал и оборудование

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

  1. Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса); дать понятие о значимости воды в жизни человека и растений; воспитывать бережное отношение к воде.

Стаканы, гуашь, сок лимона, соль, сахар.

Родительское собрание: «Поможем воде стать чистой»

  1. Вода не имеет формы.

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Сосуды разной формы.

Консультации для родителей по экспериментированию с водой

  1.  Пар - это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пор - это тоже вода; обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Сосуд с кипящей водой, холодный предмет.

Буклет «Экспериментируем дома».

  1. Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

 

Лист растения, воск.

Презентация «Роль воды в жизни растений».

Октябрь

  1. Этот удивительный воздух.

 Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать.

Два воздушных шарика, ёмкость с водой, весы, стакан, лист бумаги.

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию».

  1. Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Стаканчики с водой, соломинки, банка с водой, 2 свечи.

Предложить сделать книжку-малышку на тему: «Где прячется воздух».

  1. Ветер, ветер,                             ветерок

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Загадка о ветре. Изготовление вертушки (по схеме).

 Игры с веерами, султанчиками, вертушкой.

Буклет «Игры с веерами, султанчиками, вертушкой».

  1. Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Художественные произведения, семена растений для игры.

Сбор семян разных растений.

Ноябрь

  1. Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Песок, лупа, песочные часы, вода.

Презентация «Песок и его свойства».

  1. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы; научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования, воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

«Песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

  1.  Игры с песком

Уточнять и расширять знания детей о свойствах песка, совершенствовать умение работать сообща, учить выдвигать гипотезы, делать выводы.

Мокрый песок, формочки.

Консультация «Игры с песком».

  1. Песок. Глина

Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Сухой песок, глина, изделия из глины, вода.

Предложить родителям сделать изделия из глины.

Декабрь

  1. Замораживаем воду.

Дать детям понятие о том, что снег – это замёрзшая вода.

Формы для замораживания льда, вода, кусочек льда, свеча.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками.

  1. Льдинка и снежинка

Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Сосуд со снегом и кусочки льда.

Предложить собрать информации об объектах неживой природы: снег и лед, их сходство и различие.

  1. Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Сосуд с водой, свеча, лупа, вата.

  1. Рисование цветной водой по снегу.

Показать детям способ рисования цветной водой по снегу.

Брызгалки из пластиковых бутылок, крашеная гуашью вода.

Украсить деревья ледяными игрушками.

Январь

  1. В гостях у Карандаша Карандашовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей.

Большая ёмкость с водой, деревянные предметы, пластмассовые, металлические.

Предложить собрать материал по разным материалам.

  1. Мир бумаги.

Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять  качества бумаги и свойства.

Виды бумаги, копирка.

Конструирование из бумаги.

Февраль

  1. Металл

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики.

Предметы из металла, ёмкость с водой, свеча.

Сделать книжку-малышку «Что можно сделать из металла»

  1. Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

Попросить принести в уголок магниты разные по размеру.

  1. Магнит-волшебник

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Магнит, стеклянный сосуд, вода, скрепка.

Вырезать любых героев сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку.

  1. Фокусы с магнитами

Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, умение выполнять опыты и эксперименты, воспитывать познавательный интерес и наблюдательность.

Магниты, миска с водой, банка с вареньем и с горчицей; деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой - на конце только вата; скрепки.

Придумать интересный опыт с магнитом.

Март

  1. Жизнь растений. Растение – живой организм

Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;

уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);

определить алгоритм деятельности по посадке растения;

установить, как растение ищет свет;

выявить потребность растения в воздухе,  дыхании;

понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Семя бобовых (фасоль, горох), горшок для посадки, земля, вода.

Памятка «Чего нельзя и

что нужно делать для

поддержания интереса

 детей к познавательному

 экспериментированию».

 

Рекомендации:

«Проведите с детьми

дома».

  1. Путешествие в мир стеклянных вещей. Свойства стекла.  

Помочь выявить свойства стекла;

развивать память, воображение, мышление, речь;

 упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.

Различные стеклянные предметы: колба, баночки (медицинские), ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла для детского творчества, стеклянные игрушки, посуда

Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

  1. Зеркало

познакомить детей с историей появления зеркала через экспериментирование; продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы; развивать интерес к познанию окружающего мира; подвести к пониманию того, что человек – творец, созидатель.

Два зеркала, стакан с водой, ложка, полированный металл, фонарь, бумага.

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.

  1. Сталактиты и сталагмиты

Выяснить, что такое кристаллы; обогащать и расширять словарь детей; определить факторы внешней среды, необходимые для роста  кристаллов.

Соль или сахар, дистиллированная вода, неметаллическая ёмкость, деревянная палочка для помешивания раствора, бумажные салфетки.

Задание на дом:

Вырастить кристаллы сахара, соли.

Сделать фото и зарисовки.

Апрель

  1. Тайное послание

Познакомить детей с техникой рисования по воску и технологией проявления «невидимых чернил», развивать внимание, мышление.

Лист бумаги, молоко, свеча.

Предложить сделать книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты».

  1. Опыты: «Извергающийся вулкан».

Познакомить детей с интересными опытами с уксусом и содой, воспитывать аккуратность, развивать внимание, мышление.

Пластилин, мел, стакан с водой, уксус, сода, ложечка маленькая.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

  1. Опыты: «Бумага против воды», «Дождь из тучки»

Познакомить детей с новыми интересными опытами.

Лист бумаги, вода в стакане; банка с водой, пена для бритья, пищевые красители.

Оформление папки «Мои открытия».

  1. «Повелитель воздушных шаров»

Познакомить детей с опытами с воздушными шарами,  развивать внимание, мышление.

Воздушные шары, скотч, иголка; бутылка с узким горлышком, сода, уксус.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Май

  1. Опыты: «Снег летом», «Паста для зубов слона»

Продолжать знакомить детей с интересными опытами.

Подгузник, ножницы, пластиковый стакан, вода, противень; марганцовка, жидкое мыло, перекись водорода.

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

  1. Опыты: «Цветы лотоса», «Чудесные спички»

Знакомить детей с опытами со спичками и бумагой,

Таз с водой, цветок бумажный с  закрученными лепестками; спички, пипетка.

Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников.

  1. Интересное рядом!

Вызвать желание самим провести несложный опыт; показать, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами.

Необходимые материалы для  опытов детей.

Рекомендации:

«Проведите с детьми

дома».

  1. Чудесная страна – экспериментов!

Вызвать желание показать результат работы приведенной за учебный год.

Необходимые материалы для изученных опытов

Родительское собрание на тему:

Показ презентации «Юные экспериментаторы».

Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  2.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
  3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. -  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....

План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"

Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"...

Отчет по самообразованию. По теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по направлению: развитие познавательной деятельности через экспериментирование у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиПовысить уровень педагогиче...

План по самообразованию по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Методическая разработка для развития познавательной активности детей 5-7 лет  . Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает активизировать познавательную деятельность, строить от...

Папка по самообразованию воспитателя: Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...

План самообразования по теме: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их во...

Проект по самообразованию по теме: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"

Самообразование "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...