Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Москва - столица нашей Родины"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Формирование представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_nravstvenno.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду. Старшая группа

Тема «Я люблю Россию»

 





Разработала и провела:

воспитатель Панченко И. А.






2019 г.

Паспорт проекта

Тип проекта: социально-нравственный, познавательно-исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации проекта: краткосрочный, 6 дней (с 01.11. - 11.11.2019)

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна, из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая страна состоит из многочисленности ее патриотов. Страна – это одна большая семья, и семья будет крепкой только при одном условии – когда внутри этой семьи присутствует дух любви и уважения друг к другу.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников - это любовь к Родине. Любовь к Родине начинается:

с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке;

с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет;

с любви к детскому саду, школе, городу;

с любви к природе родного края.

А так же патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения:

к труженику и результатам его труда;

к родной земле;

к защитникам Отечества;

к государственной символике;

к традициям государства;

к общенародным праздникам.

Цель проекта: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачи проекта:

Развивающие:

1. Развитие чувства собственного достоинства как представителя народа России;

2. Развитие толерантного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

3. Развитие любви к природе родного края;

Воспитательные:

1. Воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
2. Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);
Образовательные:

1. Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

2. Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

3. Формирование духовно-нравственных отношений;

4. Формирование любви к культурному наследию своего народа.

Предварительная работа:

постановка целей и задач;

приобретение наглядного дидактического материала;

работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений);

подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;

планы совместной образовательной деятельности;

Сотрудничество с другими педагогами:

вместе с музыкальным руководителем организовать спортивно-музыкальное мероприятие, посвященное Дню Народного Единства;

Сотрудничество с семьей: консультации, совместная работа с детьми, анкетирование.

Продукт проектной деятельности:

Викторина «Россия – Родина моя»

Ожидаемый результат:

Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, своего края. Историю своей малой родины. У детей более глубокие знания о России.

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Для воспитателя: повышение уровня педагогического мастерства.

Формы работы:

Работа с детьми: НОД, викторины, праздники, выставки, чтение художественной литературы, конкурсы, беседы, игры (подвижные, дидактические), художественное творчество, наблюдения, прогулки.

Для родителей: консультации, совместная работа с детьми.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап - подготовительный (сбор и накопление информации)

- подготовка анкеты для родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»;

- разработка перспективного плана по реализации проекта;

- разработка планов НОД;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;

- подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и пересказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;

- подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта.

Работа с родителями:

-заполнение анкеты на тему «Патриотическое воспитание ребенка»

II этап – основной (практический)

первый день (01.11.2019)

- Чтение стихотворений о природе России. Обсуждение прочитанного.

- Рассматривание иллюстраций на тему «Природа России»

- Участие в спортивно-развлекательном мероприятии, посвященному Дню Народного Единства (с музыкальным руководителем)

- подвижная игра «Из-за леса, из-за гор»

- Родителям предлагается прочитать детям русские народные пословицы о России и обсудить их.

второй день (05.11.2019)

- Беседа «Большая и малая Родина»

- загадывание загадок про березу

- НОД ОО «Познавательное развитие» ознакомление с природой

Тема: «Осенины» О.А. Соломенникова, стр. 45-49.

- гимнастика для дыхания «Береза»

- Рисование «Березовая роща»

третий день (06.11.2019)

- пальчиковая игра «Родной край»

- рассматривание иллюстраций на тему «Москва»

- Беседа «Государственные символы России»

- Игра – пазлы «Наша Родина»

- Рисование гуашью «Флаг России»

- родителям предлагается поговорить с ребенком о Москве-столице нашей Родины.

четвертый день (07.11.2019)

- Рассматривание иллюстраций по теме «Армия России», «Наши защитники», «Военная техника»

- Подвижная игра «Мы - отважные пилоты»

- Раскраски на тему «Военная техника»

пятый день (08.11.2019)

Познавательная беседа «Русские матрешки» Знакомить детей с историей создания кукол. Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки. Воспитывать желание самим создать и творить по мотивам русского народного творчества.

- Раскрашивание «Матрешки»


III этап – заключительный (11.11.2019)


- Участие в викторине «Я люблю Россию»

-Консультация для родителей «Роль песни в патриотическом воспитании детей-дошкольников»

Актуальность

Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Чувство Родина. оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Цель и задачи проекта.

• Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе

исторических и природных -особенностей родного края.

• Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,

уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края,

толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому,

настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие

творческих способностей.

- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам

Отечества.

- Воспитание здорового образа жизни.

- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Интеграция образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: чтение х/л, познание окружающего мира, коммуникация, социализация, художественное творчество, театрализованная деятельность, труд, здоровье и физическая культура, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями.

Предполагаемый результат:

Наличие у детей элементарных знаний об истории возникновения родного города, его достопримечательностях, символике; природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; проявления интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города; формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

- Членов семьи, ближайших родственников; свой домашний адрес, адрес

детского сада, сотрудников.

- Знать название близлежащих улиц.

- Название города, области.

- Иметь представление о символике города, области.

- Иметь представление о жизни и быте народов родного края.

- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь

рассказывать о них.

- Знать место работы и профессии своих родителей.

- Знать правила культуры поведения в общественных местах, в природе.

Методическое обеспечение: интернет-ресурсы, конспекты НОД, метод, литература, х/л народов Поволжья (стихи, считалки, сказки, загадки, пословицы и т. д., презентации по темам, фотографии, фонотека с музыкальными произведениями.

Март «Город в котором я живу»

Цель: дать элементарное представление об истории нашего города, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

1 неделя

Работа с детьми:

- беседа «Символика Г. Новоульяновска»

- чтение стихотворений местных жителей

- экскурсия по ближайшим улицам города

- интегрированная НОД «Город для Чебурашки»

- п/и «Заря»

Работа с родителями:

- информация «Воспитание патриота в семье»

- совместно-досуговое развлечение к 8 марта

2 неделя

Работа с детьми:

- знакомство с рнф: дразнилки, приметы, песни, частушки, потешки; разучивание танца «Кадриль», хоровода.

- презентация «Мой город родной, о тебе хочу все знать»

- экскурсия в городской национальный музей чувашской и татарской культуры

п/и «Луна и солнце» (Чув. народная игра)

Работа с родителями:

папка-раскладка «История нашего города»

3 неделя

Работа с детьми:

- беседа «Фольклор народов нашего края»

- п/и (тат.) «Займи место

- составление рассказа «Что интересного я видел в музее»

4 неделя

Работа с детьми:

- чтение сказок народов Поволжья

- продуктивная деятельность «Свистулька» (лепка)

- развлечение «Деревенские посиделки»

Работа с родителями:

- консультация «Сказка - ложь, да в ней намек…»

Родина моя

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому

и настоящему, ко всему человечеству.»

Д. С. Лихачёв

Актуальность:

Дошкольное детство – важный этап в становлении человека. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о Родине, о родном крае, об историческом прошлом. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, за страну, в которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. А знакомство дошкольников с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями своего родного края и страны сформируют у них такие черты характера, которые помогут им стать достойными гражданами и патриотами своей страны. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Классификация проекта :

По тематике- информационный.

По составу участников-групповой

По срокам реализации- долгосрочный.

Проблема: недостаточные знания детей о Родине.

ЦельВоспитание гражданских чувств : чувства любви к Родине, к родному краю. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, страны, их достопримечательностям. Обобщение и систематизирование знаний о родном крае и стране.

Задачи:

Работа с детьми:

- расширение и углубление знаний детей о городе Видном, Ленинском районе его истории и достопримечательностях;

- формирование у детей патриотизма и чувства гордости за свою страну и родной край, за своих земляков и уважение к людям труда; бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, побуждать детей сохранять красоту города для будущих поколений;

-воспитание интереса и любви к своей большой и малой Родине.

Взаимодейсвие с родителями :

1. Активизация работы по развитию интереса к прошлому и настоящему города Видное среди родителей.

2. Привлечение родителей к участию в деятельности группы по патриотическому воспитанию.

3. Проведение различных форм работы с родителями по данной теме.

С педагогами:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

2. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию.

- Участники: дети 7 группы, родители, педагоги группы.

Социальная значимость проекта :

Проект направлен на создание условий для развития у детей эмоциональной отзывчивости и любви к семье, дому, Родине, а также на поддержание благоприятного эмоционального фона и психологического комфорта воспитанников и их родителей. Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы России, многообразии народов, населяющих страну.

Гипотеза:

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Этапы работы:

I. Информационно-накопительный:

-Изучение интереса детей для определения целей и задач проекта.

-Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

II. Организационно-практический:

Познание:

-Экскурсия в Историко-культурный центр Ленинского района;

- Посещение Центральной детской библиотеки города Видное ;

-НОД на тему«Я и моя дружная семья»«Мой город-моя малая Родина»«Родина моя»«Символы нашей родины –России»«Береза-символ России»«Народное творчество Подмосковья».

-Чтение произведений о Подмосковье и Москве.

-Рассматривание открыток и иллюстраций с видами города Москвы и Видное.

Беседы:

«Моя семья»«Улица, на которой я живу»«Достопримечательности города Видное» ;«Видное вчера и сегодня»«Мы гордимся своими земляками»«Москва- столица нашей Родины»«Парки Москвы»«Знаменитые места столицы»«Защитники Отечества»«Пионеры- герои ВОВ».

Продуктивная деятельность:

Рисование «Моя семья»«Вот эта улица, вот этот дом»«Московский кремль»«Герб России».

Лепка «Дымковская игрушка»«Свистулька».

Аппликация «Березовая роща»«Улица города».

Конструирование «Дом, в котором я живу»«Детский сад моей мечты»«Мой город».

Игровая деятельность:

Дидактические игры«К нам гости пришли»«Кто что делает»«Вежливый разговор по телефону»«Собери картинку»- герб города Видное.

Сюжетно-ролевые игры«Семья»«На стройке города»«Супермаркет».

Хороводные игры «Ворон»«Огородная хороводная», Карусель», «Заинька».

Русские народные игры «Ручеек»«Гуси-лебеди»«У медведя во бору»,

«Коршун».

Опыты:

«Как устроены перья птиц»«Почему говорят, как с гуся вода»

Музыкально-театральная деятельность:

-«Мы играем»- оркестр народных инструментов;

-«Гуси- лебеди»- настольный театр;

-Инсценировка сказки «Маша и медведь».

Выставка рисунков «Наш город - это мы»«Русские богатыри»«Московский Кремль»«Герб России».

Работа с родителями :

Консультация«Маленькая семья-это моя семья»«Как знакомить с родным краем» .

Оформление в родительский уголок папки-передвижки «Люби и знай свой край родной.» ,«Познакомьте ребенка с родным городом».

Фотогазеты «Москва-моя столица»«Широка страна моя родная».

-Книжки-малышки «Путешествие в Москвариум»«Мое путешествие в Зоопарк»«Москвариум-волшебный мир рыб»«Музей восстания машин»«Велопрогулка по музею- заповеднику Коломенское»«Моя родина –Россия».

III. Презентационно – завершающий:

- Развлечение «Ты моя Россия».

-Презентация проекта.

Достигнутые результаты:

В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории района, города, страны. Познакомились с символикой, достопримечательностями города Видного и столицы родины МосквыДошкольники узнали имена тех, кто основал и прославил Видновский край, начали проявлять интерес к событиям города и страны, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. Можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

В ходе реализации проекта повысился нравственный уровень воспитанников. Расширился кругозор детей, их интерес к истории родного края и страны, в повседневной жизни группы, на прогулках, в семье дети продолжают знакомство с большой и малой Родиной. В группе создана предметно-игровая среда по краеведению. У родителей воспитанников появилась заинтересованность в сотрудничестве по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Продукты проектной деятельности :

-Создание патриотического уголка;

-оформление альбома «История города Видное»;

- оформление фотогазет«Москва-моя столица»«Широка страна моя родная»;

-изготовление книжек- малышек о родном городе;

-создание схем-маршрутов «Дом –детский сад»;

-методические разработки на теме проекта;

- презентация проекта «Родина моя»;

- видеоролик «История города Видное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Цель проекта:формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах, столице, о символах России....

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию «Нет в мире краше Родины нашей»

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подгото...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента. «Крым – наша малая Родина»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной странойя, родным краем, родным городом их историей, достоприме...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Наша родина - Россия» в подготовительной группе «Теремок»

laquo;Поезжай за моря – океаны,Надо всею землей пролети:Есть на свете различные страны,Но такой, как у нас не найти.Глубоки наши светлые воды,Широка и привольна земля,И гремят, не смолкая, заво...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для подготовительной к школе группы «Наша Родина-Россия».

Цель: формирование у детей патриотических чувств к своей родной стране....

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитания в подготовительной группы Тема: «Наша Родина - Россия».

Форма проведения НОД: игра - путешествиеЦель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей о Моск...