Познавательное занятие по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие Колобка по зимнему лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кожевникова Валентина Валерьевна

Знакомство детей с жизнью диких животных в лесу зимой.  Воспитание бережного отношения к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели и задачи: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа жизни. Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Материалы: Вариант 1: Игрушки Колобок, Старичок - Лесовичок (роль на себя берет педагог), Остальные звери(игрушки или маски) – роли распределяются между детьми. Корзинка, мед, орехи, ягоды, яблоки, морковь, пшено и т д. Соленое тесто или пластилин.

Вариант 2: Все герои(игрушки или маски)  распределяются между детьми.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, все вы любите сказки? Я хочу загадать вам загадку о сказочном герое, а вы отгадайте о ком идет речь.

Он от дедушки ушел

и от бабушки ушел.

Только, на беду, в лесу

встретил рыжую лису... (Дети: Колобок)

Правильно о Колобке. Давайте вспомним сказку про Колобка. В ней действие происходило летом. А теперь представьте себе, что баба испекла деду Колобок  зимой. Положила бабка Колобок на окошко остужать. Увидел Колобок,  какая красота на улице: все белым-бело, все сверкает серебром. И захотелось ему поближе посмотреть на всю эту красоту. Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по дорожке в лес. Катится и песенку напевает. Давайте, вспомним, кого первого встретил Колобок в лесу? Зайчика, правильно.  Смотрит, Колобок снежная кочка зашевелилась. Пригляделся, а это зайчик. Почему Колобок сразу не заметил зайчика? (Ответы – размышления детей)

Вышел зайчик к Колобку и говорит.

Зайчик: - Колобок, Колобок я тебя съем!

Воспитатель: А Колобок отвечает: - Не ешь меня, а лучше расскажи, как ты в лесу зимой живешь.

Зайчик: Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Очень трудно зимой бывает.

Когда сильный мороз и еды не хватает.

А питаюсь я корой и замерзшей ягодой.

Что под снегом найду - все мне впрок идет.

 Воспитатель: Поговорил Колобок с зайчиком и дальше покатился. Катится, а сам про зайчика думает – чем же ему помочь можно. Ребята, а вы как думаете?  (Ответы детей: кормушки с зерном, сеном, соломой)

Воспитатель: Кого же следующего встретил колобок в лесу? Правильно – волка.

Испугался Колобок. А волк ему и говорит.

Волк: А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу.

Волк зимой очень злой.

В одиночку не ходит: волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные, злые.

Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.

Волку трудно зимой.

Еды не хватает и он голодает.

Поэтому я тебя сейчас съем.....

А Колобок ему и говорит: - Не ешь меня, давай, с ребятами в игру сыграем.  

Физ. минутка «Снег»

 

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег,          
(приседаем)
И на елке снег, снег,               
  (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.            
(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, 
  (покачались из стороны в сторону,

                                                   руки согнутые в локтях, перед              

                                                   грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь         
  (пальчик к губам, шепотом) (и  

                                                  разбегаются в разные стороны)

  Убежал Колобок от волка. Катится Колобок, катится,

Смотрит, а на пеньке кто то сидит. Думал – медведь, а это Старичок - Лесовичок.

Старичок –Лесовичок: Нет, я не медведь.

Он в берлоге крепко спит

И его нельзя будить

С осени он жир свой копит

Много ест и много пьет

Медведю зимой одна работа-

Крепко спать и весны ждать.

А еще есть зверь лесной, отгадайте, что это за зверь такой:

Тоже спит он зимой. Зарывшись в теплую нору.

Готовил с осени запас -  грибы и ягоды припас.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…(Ответ детей: Ёжик)

Воспитатель: Задание собрать разрезные картинки медведя и ежика. Попрощался Колобок со Старичком – Лесовичком. А Старичок – Лесовичек в дорогу дал Колобку корзинку с разными запасами.

Покатился Колобок дальше по дорожке. Вдруг с высокой елки шишка ему прямо в лоб. Посмотрел Колобок наверх, а там как вы думаете, что за зверек на елке сидит, шишки вниз кидает? (Ответ детей)

Правильно белка. Спустилась с елки белочка и говорит:

Белка: Я белка веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимою я меняюсь, в шубку серую я одеваюсь.

Мне приходиться прыгать, скакать,

Силы надо беречь, сохранять.

Я всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломы туда натаскала.

К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,

Что бы зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?

Колобок: Есть у меня в корзинке разные запасы. Давайте, ребята, посмотрим, какие запасы есть в корзинке, и есть ли тут что-нибудь для белочки.

Игра по принципу «Чудесный мешочек». Достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем питается. ( В корзинке: мед, орехи, ягоды, яблоки, морковь, пшено и т д.)  

  Посмотрел Колобок, что шубка у белочки хорошая, запасы на зиму есть и покатился колобок дальше.

Катится колобок, катится, а навстречу ему Лиса.

 Лиса: Я зимы не боюсь

В шубу теплую ряжусь,

Хвост красивый какой -

Он мне нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Об этом, наверно, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает,

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Вот тебя я сейчас наверно и съем!!!!!

Испугался Колобок. Просит Лисоньку, что бы ни ела его. Ребята давайте подумаем, как можно помочь Колобку. (Обсуждения детей. Варианты: 1. Отдать оставшиеся запасы из корзинки. Но!! Там нет того, что ест лиса. 2. Позвать лису в гости к деду с бабкой, что бы там ее накормить. Но!! Она боится. 3. Из соленого теста(или пластилина) «настряпать» лисе колобков, печенья и т д.)

Дети останавливаются на 3 варианте.

Лепят угощение для лисы.

 Воспитатель:  Ребята с кем мы сегодня путешествовали по лесу? Кого встретили? Что понравилось больше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное познавательное занятие по окружающему миру в средней группе "Путешествие в осенний лес"

Конспект для средней группы детского сада, направлен на закрепление детьми основных правил поведения в лесу. Интегрированные занятия помогают детям вспомнить и основательно закрепить полученные раннее...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие по городам Мордовии»

Ознакомление детей с именами знаменитых земляков, которые внесли определенный вклад в развитие мордовской культуры, образования искусства, спорта....

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие в космос»

Тема: «Путешествие в космос»Цель: формировать у детей познавательный интерес, интеллектуальную активность, уточнить и закрепить у детей представления об основных планетах солнечной системы...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»

На данном занятии дети знакомится  с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Путешествие в школу" (познавательное развитие).

Занятие в подготовительной группе на формирование позитивного отношения к обучению в школе, на развитие познавательного интереса с использованием презентации....