Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Путешествие в волшебную страну Прав и обязанностей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шельшакова Ольга Александровна

Важно закрепить знания детей о правах и обязанностях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_volshebnuyu_stranu_prav_i_obyazannostey.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Детский сад № 23 «Ладушки»

Корпус № 2

Конспект занятия по окружающему миру  в подготовительной группе

«Путешествие в волшебную страну Прав и Обязанностей»

Подготовила: Шельшакова О.А

Воспитатель первой квалификационной категории

Г.Сортавала

2023год

Цель: Создать условия для формирования основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на любовь и заботу, право на медицинское обслуживание, право на образование).
  2. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
  3. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие и внимание (игры «Объясни имя», «Зашифрованные слова»).
  4. Развивать умение детей правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
  5.  Развивать чувство доброжелательного и заботливого отношения друг к другу («Согрей птенца»).
  6. Продолжить формирование навыков коллективной деятельности.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, работа с демонстративным материалом. Беседы с детьми: «Я и моя семья», «Наша родина».

Оборудование:

  •  ковёр-самолёт
  • Чудо-дерево с рисунками-символами прав (право на жизнь и имя, право на образование, право на любовь и заботу, право на медицинское обслуживание, право на игру);
  • Фонограммы релаксационной музыки с голосами птиц;
  • Мяч; шкатулка; табличка «Ковер добра»

  • Простые карандаши, карточка с зашифрованными словами, карточка с ключом-шифром (алфавит).

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Приветствие:                      Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть небо будет ясным!»

- Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

Воспитатель: Ребята , мы сегодня совершим путешествие на ковре- самолёте в волшебную страну. Приготовьтесь к взлёту. (Дети садятся на ковёр, но ковёр не взлетает).

Варианты детей( почему?)

Дети находят на ковре табличку «Ковер добра» и шкатулку.

Воспитатель открывает шкатулку, а в ней письмо.

Воспитатель: В письме написано: «Чтобы ковёр- самолет взлетел, нужно в шкатулку сложить все недобрые дела и поступки, злые мысли, потому что у него вместо горючего добро!»

Дети называют плохие поступки и качества( злость, жадность, страхи, неумение дружить). Воспитатель закрывает шкатулку и ковёр- самолёт взлетает.

-Мы очутились с вами в необычной стране «Прав и Обязанностей». Посмотрите ребята- это яблонька. А на ней цифры. А давайте попробуем яблочки («сорвать яблоко с цифрой 1). Плоды с сюрпризом (показать обратную сторону).

1. Рисунок-символ права на жизнь и имя.

-Что здесь нарисовано? (маладенец). Это радостное событие: человек родился! На что он имеет право? (на жизнь, на имя).

Игра «Назови имя»

-У каждого из вас есть имя. Сейчас вы по очереди будете называть имя соседа,  а чьё имя назвали, выходит в круг и выполняет какое- нибудь движение, а остальные повторяют.

Игра «Покажи , как я»

-Что вы почувствовали, когда ребята называли вас по имени?

Ответы детей

Ситуация.

-В одном детском саду произошла такая история. Мальчик по имени Петенька, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в детский сад. Воспитатель представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и поэтому все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже не помнили его имени. Звали малышом или плаксой. Петеньке было очень обидно слышать эти прозвища…

Почему было обидно Петеньке?    

Ответы детей

-А если вас обзовут каким-то нехорошим словом или будут называть вас по прозвищу или кличке, вам это понравится? Почему?

-Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться  друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.

-Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей – невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.

Игра «Объясни имя».

-У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:

          1.Незнайка (он ничего не знает);

                2.Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)

                 3. Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);

                 4. Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);

            5. Дюймовочка (девочка очень маленького роста);

                   6. Знайка (мальчик, который всё знал);

                  7. Белоснежка(девочка белая как снег)

                   8. Снегурочка(девочка из снега)

         2.  Продолжаем наше путешествие (ребёнок «срывает» плод №2 – рисунок-символ «Сердечко»)

Воспитатель: « Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу)

-Что означает слово «забота»?

          -Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы?

- Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.

-Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто?

-Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы?

-Любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.

Упражнение «Помоги котенку» (фонограмма)

-Сейчас я  хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.

Представьте себе, что вы идете  по улице и нашли под деревцем маленького котёнка, он так жалобно мяукает. Возьмите его на руки, у вас на руках маленький, беспомощный котёнок. Как мама проявляет любовь и заботу к своему ребёнку?

Ответы детей

Воспитатель: правильно обнимает , гладит.

А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них котенка, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием, погладьте, поцелуйте. Прижмите котёнка к груди, успокойте его. Давайте нальём ему молочка. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш котёнок перестал плакать и стал радостно мурлыкать. Улыбнитесь ему .

-Что вы почувствовали, когда подарили заботу котёнку?

- Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно. А стать добрым «волшебником» вовсе нетрудно. Вот как об этом говорится в стихотворении (стихотворение читает ребёнок):

Стать добрым волшебником-

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

3. Рисунок-символ «Красный крест»

-Давайте «сорвём» следующий плод.

- О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание)

- Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)

-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)

-Правильно. Это ваша обязанность.

-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)

-Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)

-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.

                             Физминутка :

Все выходят по порядку

1,2,3,4!

Дружно делают зарядку

1,2,3,4!

Руки выше, ноги шире!

Влево, вправо, поворот,

Наклон назад, наклон вперед.

Самолёты загудели,

Самолёты полетели

На поляну тихо сели.

                                                                                     

4. Рисунок-символ «АБВ».

-У нас на нашем чудо-дереве есть ещё плоды. Давайте  « сорвём» плод под №4.

-Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование).

-Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания).

-Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)

-Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)

-Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)

-Ну что ж, сейчас мы и проверим, какие вы у нас умные.

Игра «Подели слова на слоги» (за столами)

-На ваших карточках предметы. Давайте назовем их, что у вас получилось (дети делят слова на слоги: кукла, мяч, матрёшка, пирамида, скакалка, мишка, неваляшка, машина, домик, погремушка и т.п.)

-Как можно назвать одним словом все предметы, которые вы перечислили? (игрушки).

5. Рисунок - символ «Игрушки»

-Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право. Давайте найдём на нашем чудо-дереве последний плод, который символизирует это право. Какое? (право на игру)

-Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему?

-Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь  ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.

-Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки)

Игра «Покажи, а мы угадаем»

       -Все плоды на нашем чудо-дереве закончились. А это значит, что нам пора покинуть эту необычную, загадочную страну, которая как называется? (Страна Прав и Обязанностей). Возвращаемся в наш любимый детский сад.

-Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт. Все на месте? Держитесь крепче друг за друга! Не забудьте закрыть глаза. Полетели! (фонограмма муз. отрывка)

-Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома вы опять.

-Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили (выставляются рисунки-символы)

-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

-Что не понравилось? Почему?

-Какие задания было трудно выполнить? Почему?

-Со всеми трудностями вы справились. Мне было очень приятно с вами путешествовать. Спасибо. Желаю вам удачи и хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"

КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится  на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему "Моя страна"

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 4-5 лет Тема: «Моя страна»...

Конспект занятия по окружающему миру, для подготовительной группы. «Новый год в разных странах»

Цель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.Задачи: Создать атмосферу праздничного настроения. Познакомить с обычаями и традициями разных народов отмечать Новогодни...

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Россия – огромная страна»

Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художест...