Конспект НОД по ФЦКМ «Весна пришла»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рыбникова Наталья Анатольевна

Конспект НОД по ФЦКМ «Весна пришла»
Подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_prishla.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ «Весна пришла»

Подготовительная группа

Задачи:

- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

-Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы.

- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.

-Развивать память, внимание, мышление.

- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с природой.

- Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.

Материал к ООД: картинки с явлениями природы, аудиозапись «Музыка весеннего леса». Презентация «Весна пришла», кружочки трёх цветов для самооценки.

Предварительная работа: Наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке. Рассматривание иллюстраций по теме.  Чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», стихотворения А. Плещеева «Весна», рассказов М. Пришвина «Весна в лесу», «Деревья в плену», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме.   Рисование «Расцвели красивые цветы», «Весенняя картинка».  Аппликация «На полянке».  

Индивидуальная работа: Закреплять умение называть детёнышей диких животных.

 Активизация словаря: активизировать словарь словами по данной теме.

Приемы: словесные, наглядные, игровые, музыкальное сопровождение.

НОД

 Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?

Дети: Да.

Воспитатель: Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит тихо «Музыка весеннего леса»).

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень – листьям, нам – тепло,

Волшебство – чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - (весна).

Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне.

 

1 задание «Назови правильно»

-Назовите приметы весны.  (Выслушиваю ответы детей)

 - Подумайте и скажите, что изменилось в природе, почему можно считать, что весна пришла?

- Солнце весной что делает? (греет, припекает, ласкает)

- Как светит солнце? (ярко, ослепительно)

- Посмотрите и скажите, какое небо весной? (синее, по нему плывут белые облака)

- Какие облака и на что похожи? (пышные, кудрявые, пушистые; похожи на пух, комья ваты)

- А что произошло со снегом? Какой снег весной? (тает, стал грязным, рыхлым, влажным)

- Как называют места, где стаял снег? (проталина)

 

-  Наступила весна. Давайте вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?                    

-  Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май). Какой сейчас месяц?

-  Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете? (Дети подходят к столу, берут по очереди картинки, на которых изображены разные периоды весны, называют их и объясняют, почему они так думают).

 

2 Задание – конверт : «Отгадайте загадки».

( В конверте лежат картинки с отгадками.)

 (Картинку с отгадкой выставляю на мольберте или прикрепляю к магнитной доске)

  • Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. ( Сосулька).

  • Ой, беда! ой, беда! Тает снег кругом вода.

Не наденешь валенки, на снегу… ( Проталинки).

  • Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП - звенит… (Капель).

  • В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит. ( Солнце).

  • Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей).

  • Тает, тает белый снег,

Мишка не зевай!

      Ведь вода из полных рек

Льётся через край.

Может затопит берлогу,

Деревеньку и дорогу. ( Половодье, паводок).

  • Солнце пригревает,

Лёд на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

  • Весною называют?.. ( Ледоход).

3 Задание.  «Найди ошибку»

А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.

  • Пригрело солнце, потому что тает снег.
  • Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
  • Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
  • Наступила весна, потому что прилетели грачи.
  • Пришла весна, потому что пробудился медведь.

-Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?

  • Капель, проталина, урожай, сосулька.
  • Подснежник, весна, листопад, грач.
  • Таять, капать, набухать, заготавливать.
  • Март, апрель, декабрь, май.

4 Задание.  «Отгадай загадки».

-Ребята, скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? (Первоцветы).

Правильно. Первоцветы - это многолетние растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются.  Отгадайте загадки о весенних цветах. Рассказать детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.

 

  • У занесённых снегом кочек,

      Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.  (Подснежник).

 

  • Белые горошки на зелёной ножке… (Ландыш).

 

  • Он цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам… (Нарцисс).

 

  • Замечательный цветок,

           Словно яркий огонёк.

           Пышный, важный, словно пан

           Нежный, бархатный… (Тюльпан).

 

  • Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик).

 

  • Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха).

Физкультминутка:

Наши первые цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветы закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

(Выполняют движения согласно тексту.)

 

         Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба).

 

  • Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём, ни окон

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут … (Гнездо).

 

  • На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает.

Там и тут бегут ручьи.

Гнёзда делают … (Грачи).

 Воспитатель:  

-Какие птицы возвращаются весной? Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.

-Как назвать этих птиц одним словом?

-Чем заняты птицы весной?

-Для чего им нужны гнёзда?

5 Задание.  Дидактическая игра «Прилетели птицы».

Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

 

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!

Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы.

- А что происходит у зверей весной?  (Рождаются детёныши).

6 Задание. Игра «Назови детёнышей».

В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).

Давайте назовём детёнышей животных. (Индивидуальная работа с детьми).

-Кто детёныш у волчицы? (волчонок). У ежихи? (ежонок). У лисицы? У медведицы? У зайчихи? У белки? У мышки? У бобрихи? У барсучихи? У лосихи? У Медведицы?

-Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Мишка».

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)

К нам опять пришла весна. ( Удивиться, опустить руки вниз)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил. ( Вращение головой)

Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)

Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)

И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)

В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)

Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)

Наконец медведь наелся (Погладить живот)

И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)

7 Задание. «Так или не так?»

-Ребята, послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?

1 ситуация.

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!
- А в нём яичко!
- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нём.
Девочки взяли яичко с собой.

Правильно ли девочки поступили?

 Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2 ситуация.

Две сестрёнки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

-Давай сорвём его и отнесём маме!

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Правильно ли поступили девочки?

Дети: Ландыши занесены в красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

3 ситуация.

Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.

Правильно ли поступил мальчик?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.

4 ситуация.

После дождя дети пошли гулять во двор.

-Посмотри, сколько червячков!

-Давай соберём их и девчонок испугаем!

Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.

-Пойдём, посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Правильно ли поступили ребята?

Дети: Червей собирать нельзя. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений. А ещё ими питаются некоторые животные и птицы.

8 Задание. «Назови одним словом».

- Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы, одним словом.

  • Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие)
  • Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
  • Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это?  (птицы)
  • У какого дерева белый ствол? (у берёзы)
  • Как называется дом муравьёв? (муравейник)
  • Сколько ног у жука? (шесть)
  • Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  • Кто носит свой дом на спине? (улитка)
  • У какого зверя есть иголки? (у ежа)
  • Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)
  • Сколько ног у паука? (восемь)
  • Чем в основном питаются перелётные птицы? (насекомыми)
  • Какая птица лечит деревья? (дятел)
  • Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
  • Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
  • Кто в лесу плетёт паутину? (паук)
  • У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (у божьей коровки)
  • Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?  (дикие)

-Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились.

- Ребята, давайте позовем весну, выполним знакомое упражнение.

Подвижное упражнение « Весна, весна красная!»

( координация речи с движением, развитие общих речевых навыков)

Весна, весна красная!                                    (идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью                                (идут в противоположную сторону)

С великой милостью:

Со льном высоким                                         (останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

С корнем глубоким                                         (опускают руки, приседают)

С дождями, с ливнями                                   (бегут по кругу, взявшись за руки)

С хлебами обильными

(русская песенка)


Ребята, я приготовила для вас разные кружочки. Каждый возьмёт себе 1 кружочек. Красный возьмёт тот, кому сегодня было трудно справляться с заданиями. Жёлтый возьмёт тот, кому только некоторые задания показались трудными, а с другими он легко справился. Зелёный возьмёт тот, кому сегодня было всё понятно и у него всё легко получилось. (Дети выбирают кружочек и объясняют свой выбор).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-коррекционного занятия "Весна пришла!"

Музыкально-ритмическое занятие для дошкольников с ограниченными возможностями здоровь, группы "Особый ребенок"...

Конспект ООД по ФЦКМ «Весна пришла. Птицы прилетели» 4 неделя апреля

Конспект ООД по ФЦКМ «Весна пришла. Птицы прилетели»...

Конспекты занятий по ФЦКМ. "Весна пришла"

Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной группе темы: "Весна пришла"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЦКМ "ВЕСНА ПРИШЛА".

кОНСПЕКТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.цЕЛЬ: зАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ  ПРИЗНАКОВ  ВЕСНЫ....

Конспект занятия по ФЦКМ "Весна идёт, весне дорогу" (старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

Конспект занятия по ФЦКМ "Весна идёт, весне дорогу" (старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)...