НОД по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Волшебство магнита»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Исследование свойств магнита

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное развитие479.14 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Волшебство магнита»

Цель:

Развитие познавательного интереса детей на основе исследовательских опытов с предметами.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о свойствах магнита. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитное поле». Учить самостоятельно осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы о результатах этой проверки. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает. Обогащать словарь детей словосочетаниями: магнитные силы, магнитное поле.

Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; любознательность, стремление  к самостоятельному познанию и размышлению, умение  выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ. Развивать коммуникативные и социальные навыки.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила  техники безопасности.

Оборудование и материалы: магниты, металлические предметы, предметы из резины, пластмасса, стекла, стакан с водой, картон, железные опилки, песок.

Ход:

-Дети, посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Как вы думаете, что в ней может находиться? Послушайте  загадку, может она вам поможет?

«Сидит Ивашка в металлической рубашке. Кто мимо пробегает, того пропускает, а кое-кого к себе подзывает».

Игра «Лимпопо» (магнит)

-А почему, про него говорят «Ивашка в металлической рубашке»?

-А что, вы можете рассказать  о магните? (ответы детей)

-Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы и прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей интерес.

-Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит.(Показ изображения или иллюстрации). Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита – притягивать железо.

 Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

-.Сегодня на занятии мы отправимся с вами в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

Давайте пройдем в нашу мини-лабораторию. (Напоминаю правила поведения и безопасности во время проведения опытов)

«Какие предметы притягивает магнит?»

1 Опыт.

Поднесите по очереди магнит ко всем предметам в тарелочке. Предметы, которые притягиваются к магниту отложите справа, не притягиваются – слева. Какие предметы притягивает магнит? В листке наблюдений  давайте отметим результаты  опыта.

Вывод: Магнит притягивает к себе металлические предметы. Это свойство магнита называется магнетизм. (Каким свойством обладает магнит?) А предметы притягиваются к магниту, потому что на них действуют магнитные силы. (Что действует на предметы?) ( Схема№1)

-Как же нам увидеть магнитные силы? Для этого у нас есть железные опилки, картон, магнит.

2 Опыт:

–Нужно положить магнит под картон и насыпать с небольшой  высоты железные опилки. Посмотрите, что получится.

Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.

-Что с ними произошло?  Они притянулись к тому месту, где находится  магнит, т.е. примагнитились. Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. (Так что же притягивает железные предметы?)

Вывод: Магнитное поле – это пространство вокруг магнита. Просмотр видео «Магнит и железные опилки».

Физкультминутка

-Дети, как вы думаете, действуют магнитные силы через воду, картон, песок?

3 Опыт.

а) Стакан с водой, на дне скрепка. Как достать скрепку из воды? (Схема№2)

б) Картон, скрепка, магнит. (Схема№3)

в) Песок, гвоздики, магнит. (Схема№4)

Вывод: Магнитные силы проходят через воду, картон, песок.

-Дети, а как вы думаете, что будет с 2 магнитами, если мы поднесем их друг к другу? Давайте проверим.

4 Опыт. 

Дети подносят магниты друг к другу и рассказывают, что происходит. А теперь поднесите  магниты другой стороной.

-Что происходит сейчас?

Вывод:  Магниты могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.

-Давайте, теперь повторим, с какими свойствами магнита мы сегодня познакомились. (Дети перечисляют свойства магнита, опираясь на схемы)

– Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (конструктор, магниты – значки, кукла на магните с одеждой и т.д.Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

В конце занятия предлагаю детям стать капитанами своих лодочек и поучаствовать в гонках. Для этого в большую емкость с водой опускаем лодочки из пенопласта, парус, которой держит металлическая игла. Двигая магнитом, ребенок приводит в движение свою лодочку.

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»

3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. –  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.

4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.

C:\Users\ЕленаЕ\Desktop\схема 1.jpg

Схема 1

C:\Users\ЕленаЕ\Desktop\схема 2.jpg

Схема 2

C:\Users\ЕленаЕ\Desktop\схема 3.jpg

Схема 3

C:\Users\ЕленаЕ\Desktop\Магнит-007.jpg

Схема 4

C:\Users\ЕленаЕ\Desktop\image004.jpg

Не притягивает

C:\Users\ЕленаЕ\Desktop\img4.jpg

Притягиваются и отталкиваются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста" (ФГОС)

Формирование познавательных действий, становление сознания (представление о ритме, темпе, движении, об особенностях природы, об отечественных традициях и праздниках)....

Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...

Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...

Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (II младшая группа) на тему: «В гости к медвежонку»

Программное содержание:Формировать умение детей группировать предметы по цвету, размеру и форме.Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольникФормировать умение сочетать ...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Секреты магнита".

 В данной  методической разработке представлены материалы по познавательномуу развитию детей старшего дошкольного возраста....