Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Секреты магнита".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

   В данной  методической разработке представлены материалы по познавательномуу развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_magnita.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

 г. Пласт

Конспект   непрерывно – образовательной деятельности:

«Секреты магнита».

Составила:

воспитатель

высшей  категории

Сагдиева О.А.

                                                                   .

Цель образовательной деятельности:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Интегрируемые образовательные области

· Социализация;

· Коммуникация;

  • Труд;
  • Музыка;
  • Безопасность;
  • Здоровье.

Цель эксперимента:

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах  магнита

Задачи:

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

2. Воспитывать аккуратность в работе.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

2. Развивать коммуникативные навыки.

Образовательные:

1. Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать».

2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения

Оборудование:

железные, пластмассовые,  деревянные, резиновые предметы, кусок ткани,  бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, рыбки, подносы  для раздаточного материала, картонные «трассы» машинки, бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с  портновской иглой для мачты и парусом из клеенки;  фланелеграф  для занесения результатов  эксперимента; шапочки и халаты волшебников.

Техническое оснащение: Магнитофон, ноутбук, видео «Лунтик и его друзья. Магнит».

Предварительная работа:

- игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»;; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

Содержание организованной экспериментальной  деятельности детей.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. Я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками.

Воспитатель: Все встали в круг.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возмёмся и друг другу улыбнемся

 1,2, 3. Волшебство скорей приди!!!

 Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась волшебная шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое? (Ответы детей)    

Дети: Магнит.

. Воспитатель: Вам всем знаком этот камень, а тебе Диана?

Ребенок: Уже давно люблю магнит.

                  Он и теперь меня манит  

                 Железа маленький кусок,

                 Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель:      Вот перед вами обычный магнит,

                               Много секретов в себе он хранит.

 Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит и почему он так называется? Тогда я приглашаю вас в кинозал посмотреть фильм о магните.

Просмотр презентации «Волшебный магнит»

1слайд.  Педагог. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени  Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что  босые ноги тоже не притягиваются.

Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название  «магнит».

 Существует и другое объяснение слова магнит - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.

2 слайд.   Камень магнит имеющий свойство притягивать железо.    

3 слайд.  Ученые придумали специальные машины для обработки этого камня и получения магнита. Люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

4 слайд. Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту, называются -  магнетическими.

5 слайд.  Существует огромное количество различных видов магнитов

6 слайд. Это большие магниты. Их используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).

7 слайд.  Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в  машинах и самолетах.

8 слайд.  Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.

9 слайд.    Еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей и взрослых.

10  слайд.   Про магнит снимают мультфильмы.

Воспитатель: Ребята, почему магнит так назвали?

                          Где его используют?

                          Какой секрет хранит в себе магнит?

 Воспитатель: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас  исследовать свойства  магнита. Надевайте халаты и шапочки проходите в нашу лабораторию.

 Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем:

"Важное дело - эксперимент!

В нём интересен нам каждый момент".

Мы проведем опыт и узнаем, все ли притягивает магнит? Волшебство начинается.

Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.

- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;

- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.

                      Самостоятельная работа.

Опыт №1

Приступайте! Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Дети: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).  

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик).

Опыт №2

Положите: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.

Опыт №3

 Воспитатель: Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Дети: Магнит действует через ткань. ( Железные предметы примагнитились через ткань).

Опыт №4

 Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?

Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый  поднос.

Воспитатель: А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента на фланелеграфе.

Дети ставят условные значки и формулируют умозаключения

  Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.

Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.

Опыт №5

 Воспитатель: Следующий фокус  состоит в том, чтобы устроить «Дискотеку для зверят».

В картонную коробку нужно поставить силуэт зверушки (картинка),на отогнутую часть положите магнитик. Вторым  магнитом делаем разнообразные движения под коробкой. (Под музыку).

Опыт№6 «Машинные гонки».

Воспитатель: Я положу машинку в картонную коробку, магнит под картон. Буду двигать машинку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.

- Расскажите, что вы сделали и что получили.

Дети: Машины двигаются.

Воспитатель: А почему?

Дети: Внизу у машины тоже есть железная пластина. Магнит притягивает железо.

Воспитатель: Что двигает машины? (магнит).

-Правильно, магнит оказывают своё волшебное действие.

-Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Магнит действует через картон.

 Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Какой же вывод можно сделать?

Дети: Магнит действует через картон, магниты притягиваются друг к другу

Физкультминутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку

Начинаем бег на месте, финиш – метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали                                                                                             Руки вверх, руки вниз, на носочки потянись.
Руки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок.

А затем вприсядку, чтоб не мерзли пятки.
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

Опыт №7

Мы будем совершать следующее волшебство. Наше волшебство называется «магнитный фокус- Рыбалка».

Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.

Опыт: В стакан с водой кладут 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком- кнопкой, загнутой с обратной стороны. Магнитом ведут по стенке банки. Магнит поднимает рыбку.

Воспитатель: Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук? (Ответы детей).

Вывод:  Магнит может действовать на предметы через стекло.

Опыт №8

Игра-опыт Магнитная регата

Оборудование (на каждого ребенка или на пару): лодочки из пенопласта, портновская игла для мачты, клеенка для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); маленький магнитик,  таз с водой.

Ход опыта:

1. Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.

2. Пустить лодочки плавать в таз

с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта

Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод:

  Магнит действует даже на расстоянии.

Воспитатель: Ребята, вам нравится путешествовать по волшебной стране?

Что нового вы сегодня узнали о магните?

Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь  бумагу, ткань, стекло, картон, магниты притягиваются друг к  другу, магнит действует на расстоянии.

Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? (в шкафчиках для одежды, магнитные буквы, держатели, магнитная игра).

Вы хорошо сегодня поработали, много узнали о магните, и я приглашаю вас посмотреть мультфильм «Лунтик и его друзья. Магнит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".

Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия  "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное  развитие  детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кора дерева".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Солнце-большая звезда".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....