"Тонет - не тонет" Развивающая опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

"Тонет - не тонет"

Развивающая опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе.

Программное содержание:

1. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.

2. Формировать исследовательские и познавательные умения.

3. Развивать наблюдательность.

4. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

5. Развивать монологическую речь.

6. Активизировать знания детей о свойствах предметов окружающего мира.

7. Воспитывать бережное отношение к воде, аккуратное обращение с ней.

Материал: деревянная модель корабля, глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, большая емкость с водой, предметы различные по качеству материала (металлические, деревянные, пластмассовые, бумажные, стеклянные, тканевые, которые лежат в мешке, аудиозапись с шумом воды и подвижная музыкальная композиция для танца пиратов.

Основные методы и приемы наблюдение, эксперимент, элементы арттерапии.

Ход занятия.

 Воспитатель приветствует ребят, сообщает, что сегодня необычное занятие и речь пойдет о воде.

Слушание аудио записи с шумом воды. Дети настраиваются на начало занятия. Мысленно переносятся к берегу моря. Мы сегодня отправимся в путешествие по морям, океанам и рекам вот на этом чудном корабле (показывает).

Педагог читает стихотворение о воде.

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить! Н. Рыжова

 Для нашего путешествия нам понадобится вот этот предмет. Дошкольники подходят к столу, на котором стоят глобус и поднос с двумя стаканами воды.

Проводится беседа:

- Как называется предмет, который вы видите перед собой? (глобус)

- Для чего он нужен? (чтобы можно было путешествовать и не сбиться с курса)

- Какой он формы? (шарообразной)

-На что он похож? (на мяч, шар, апельсин, ягоду, бусину.)

- Какого он цвета? (синего и желто-коричневого)

- Что означает коричневый цвет на глобусе? (суша)

- О чем говорит синий цвет? (это вода)

- Сравните, какого цвета на глобусе больше/меньше? Какой можно сделать вывод?

(воды на планете гораздо больше, чем суши)

- Найдите на глобусе огромные части синего цвета — это океаны, небольшие части — это моря, тонкие нити синего цвета - реки, а малые пятнышки - озера.

- Ребята, а вы когда-нибудь были на море? Какое оно? (большое, синее, теплое, с волнами.)

- Какая вода в море на вкус? Она такая же, как и в реках, прудах и озерах?

- В этом нам поможет разобраться опыт.

Опыт 1

Педагог предлагает детям рассмотреть, что находится на подносах (стаканчики с водой).

Что можно сказать о воде? Какая она? (Прозрачная, чистая, не имеет формы, запаха) Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус. Оказывается, что в одном стаканчике находится соленая, «морская» вода, а в другом безвкусная — пресная, «речная»«озерная». Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Ребята, подумайте, должны ли мы все беречь ее? Если да, то как? (Обычно дошкольники говорят, что нужно закрывать краны, расходовать воду экономно.) Только нам, людям, нужна вода? (растениям, животным, насекомым.)

Опыт 2

Воспитатель предлагает рассмотреть сокровища из мешка и опытным путем определить все ли сокровища можно спрятать на морском дне. Дети достают по одному предмету и по очереди характеризуют его. Первым это делает воспитатель.

- Как называется?

- Из какого материала состоит?

- Какой формы?

- Можно ли этот предмет спрятать на морском дне?

Каждый ребенок опытным путем проверяет, утонет предмет или будет плавать на поверхности воды (опускают по одному предмету в большую емкость с водой).

Выводы по окончании опыта дети делают самостоятельно (У воды есть свойство погружать на дно и выталкивать на поверхность различные по качеству предметы).

Проделав опыт, предметы выкладывают на стол в хаотичном порядке.

Примерный перечень предметов: гвоздь, карандаш, пластмассовая игрушка, флакон из-под шампуня пластмассовый, монета, хлопчатобумажная салфетка, бумажная карточка, и т. д.

 А теперь, ребята, давайте все предметы разделим на две группы. Какие? (те, которые тонут (погружаются на дно, и те которые не тонут (плавают на поверхности) Складывают первые в коробку, а вторые - в мешок.

По результатам экспериментов и наблюдений в конце проводится итоговая викторина «Самый эрудированный»

• Модель Земли?

• На Земле больше воды или суши?

• Много ли пресной воды на земле?

• Как надо относиться к воде?

• Какого цвета вода?

• Какая она на вкус?

• Имеет ли вода форму?

• Какие свойства воды вам известны?

• Тонут ли в воде деревянные предметы?

• Тонут ли металлические?

• Тонут ли пластмассовые?

• Кому нужна вода?

На этом наше занятие подошло к концу, все ребята молодцы! Всем спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tonet.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

"Тонет - не тонет"

Развивающая опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе.

Программное содержание:

1. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.

2. Формировать исследовательские и познавательные умения.

3. Развивать наблюдательность.

4. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

5. Развивать монологическую речь.

6. Активизировать знания детей о свойствах предметов окружающего мира.

7. Воспитывать бережное отношение к воде, аккуратное обращение с ней.

Материал: деревянная модель корабля, глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, большая емкость с водой, предметы различные по качеству материала (металлические, деревянные, пластмассовые, бумажные, стеклянные, тканевые, которые лежат в мешке, аудиозапись с шумом воды и подвижная музыкальная композиция для танца пиратов.

Основные методы и приемы наблюдение, эксперимент, элементы арттерапии.

Ход занятия.

 Воспитатель приветствует ребят, сообщает, что сегодня необычное занятие и речь пойдет о воде.

Слушание аудио записи с шумом воды. Дети настраиваются на начало занятия. Мысленно переносятся к берегу моря. Мы сегодня отправимся в путешествие по морям, океанам и рекам вот на этом чудном корабле (показывает).

Педагог читает стихотворение о воде.

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить! Н. Рыжова

 Для нашего путешествия нам понадобится вот этот предмет. Дошкольники подходят к столу, на котором стоят глобус и поднос с двумя стаканами воды.

Проводится беседа:

- Как называется предмет, который вы видите перед собой? (глобус)

- Для чего он нужен? (чтобы можно было путешествовать и не сбиться с курса)

- Какой он формы? (шарообразной)

-На что он похож? (на мяч, шар, апельсин, ягоду, бусину.)

- Какого он цвета? (синего и желто-коричневого)

- Что означает коричневый цвет на глобусе? (суша)

- О чем говорит синий цвет? (это вода)

- Сравните, какого цвета на глобусе больше/меньше? Какой можно сделать вывод?

(воды на планете гораздо больше, чем суши)

- Найдите на глобусе огромные части синего цвета — это океаны, небольшие части — это моря, тонкие нити синего цвета - реки, а малые пятнышки - озера.

- Ребята, а вы когда-нибудь были на море? Какое оно? (большое, синее, теплое, с волнами.)

- Какая вода в море на вкус? Она такая же, как и в реках, прудах и озерах?

- В этом нам поможет разобраться опыт.

Опыт 1

Педагог предлагает детям рассмотреть, что находится на подносах (стаканчики с водой).

Что можно сказать о воде? Какая она? (Прозрачная, чистая, не имеет формы, запаха) Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус. Оказывается, что в одном стаканчике находится соленая, «морская» вода, а в другом безвкусная — пресная, «речная»«озерная». Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Ребята, подумайте, должны ли мы все беречь ее? Если да, то как? (Обычно дошкольники говорят, что нужно закрывать краны, расходовать воду экономно.) Только нам, людям, нужна вода? (растениям, животным, насекомым.)

Опыт 2

Воспитатель предлагает рассмотреть сокровища из мешка и опытным путем определить все ли сокровища можно спрятать на морском дне. Дети достают по одному предмету и по очереди характеризуют его. Первым это делает воспитатель.

- Как называется?

- Из какого материала состоит?

- Какой формы?

- Можно ли этот предмет спрятать на морском дне?

Каждый ребенок опытным путем проверяет, утонет предмет или будет плавать на поверхности воды (опускают по одному предмету в большую емкость с водой).

Выводы по окончании опыта дети делают самостоятельно (У воды есть свойство погружать на дно и выталкивать на поверхность различные по качеству предметы).

Проделав опыт, предметы выкладывают на стол в хаотичном порядке.

Примерный перечень предметов: гвоздь, карандаш, пластмассовая игрушка, флакон из-под шампуня пластмассовый, монета, хлопчатобумажная салфетка, бумажная карточка, и т. д.

 А теперь, ребята, давайте все предметы разделим на две группы. Какие? (те, которые тонут (погружаются на дно, и те которые не тонут (плавают на поверхности) Складывают первые в коробку, а вторые - в мешок.

По результатам экспериментов и наблюдений в конце проводится итоговая викторина «Самый эрудированный»

• Модель Земли?

• На Земле больше воды или суши?

• Много ли пресной воды на земле?

• Как надо относиться к воде?

• Какого цвета вода?

• Какая она на вкус?

• Имеет ли вода форму?

• Какие свойства воды вам известны?

• Тонут ли в воде деревянные предметы?

• Тонут ли металлические?

• Тонут ли пластмассовые?

• Кому нужна вода?

На этом наше занятие подошло к концу, все ребята молодцы! Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...

ПАСПОРТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО УГОЛКА СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного и...

ПАСПОРТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО УГОЛКА СТАРШЕЙ ГРУППЫ

   Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объект...

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности. старшая группа

Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности(Старшая группа)...

Конспект занятия по экологическому воспитанию с Опытно-экспериментальной деятельностью старшая группа

Познакомить детей с тем , в каком виде существует вода в природе,с различными явлениями....

КОНСПЕКТ на тему «Тонет-плавает» Опытно-экспериментальная деятельность с детьми с ЗПР

ИГРОВАЯ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ» ТОНЕТ-ПЛАВАЕТ»....