НОД опытно-экспериментальная деятельность старшая группа "Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Свойства воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_eksperim_v_inet.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лесная сказка»

 

НОД

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Тема: «Свойства воздуха»

Подготовила: Кузякина Т.А.

г. Новый Уренгой 2019г

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Изучить свойства воздуха на основе опытов и игр. Помочь детям ответить на вопрос, для чего нужен ветер. Дать некоторые экологические знания об охране воздуха от загрязнения. Формировать знания о нетрадиционной технике рисования воздухом - кляксография.

Развивающие:

 Развивать умение соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента, составить у детей представление о воздухе, о ветре. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, интерес к исследовательской деятельности,  доводить начатое дело до конца, помогать друг другу.

Предварительная работа:

Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке за ветром, чтение сказки «Волшебники изумрудного города»

Материал: два воздушных шара, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, кусочки фольги, крышки от фломастера или ручки, баночки с плотными крышками, акварельные краски, бумага, белые халаты.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Дети встают в круг:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!!!

Ребята, сегодня к нам в детский сад почтальон принёс письмо, но почему-то оно без обратного адреса. Давайте откроем его, может, тогда мы узнаем, от кого оно. Посмотрите, листок с загадкой, прислали нам её наши друзья -Фиксики.

 Кто такие Фиксики?

Это семья маленьких человечков, живущих внутри техники и исправляющих её поломки. Внутри письма загадка:

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: - Воздух.

Воспитатель: Ребята, я думаю надо помочь нашим друзьям разгадать тайну воздуха. В помощь нам Фиксики нарисовали схему, где зашифровали в виде символов, что мы с вами должны исследовать.

Так давайте сегодня поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи.

А кто-нибудь знает: «Кто такие учёные?»

Дети: - Учёные работают в помещении, где много разных приборов, а как это помещение называется? Лаборатория.

Воспитатель: Отправляемся в нашу лабораторию для проведения опытов.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, работать тихо, аккуратно, внимательно.

И нужно надеть специальную одежду (дети и воспитатель надели белые халаты, сели)

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о воздухе.

Воспитатель: А где находится воздух? И зачем он нам нужен?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду - на улице, в помещении, в любом свободном пространстве. Это можно проверить.

Проводится игра «Водолазы».

Воспитатель: Вдохните, побольше воздуха, зажмите нос пальцами. Достаточно. Выдохните. Трудно без воздуха, значит, с помощью воздуха мы дышим.

Воздух нам нужен? А кому ещё нужен воздух?

 Дети: (животным, растениям, насекомым и всему живому на Земле).

Что ж начинаем наши эксперименты.

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

Воспитатель: - Ребята, а вы можете мне сказать: «Какой воздух?». Ответы.

Хорошо тогда, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Действительно он изменил форму, стал полон воздуха. Попробуем сдавить пакет. Почему не получается? Там находится воздух. Он заполнил свободное пространство в пакете.

Мы можем его увидеть? Нет. Воздух имеет цвет? Он прозрачный.

Воздух заполнил всё пространство пакета, значит он принимает форму того предмета, помещения, где находится.

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?

Давайте проверим. Острой палочкой осторожно проколем пакет, поднесём к лицу и нажмём руками. Что чувствуете! Струю воздуха, выходящую из пакета. Внутри находился воздух.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Как увидеть воздух?»

Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет и выпустили его. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

 - А давайте проверим!

Воспитатель: Возьмём и подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель:  Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода (ответы).

Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас.

Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

Беру в руки самодельные весы, палочка с воздушными шарами, одинаковой формы, по бокам.

Что у меня в руках? Весы.

Эти весы самодельные. С двух сторон я повесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.

Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло?

(Шар с воздухом опускается вниз, а лопнувший шар поднялся вверх).

Вывод: «Воздух имеет вес».

Игра : «Мыльные пузыри».

У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри).

 Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем.

Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

Воспитатель: У меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух? Что мы услышали? Из шара вышел воздух, и задевая за стенки шарика он издавал звук- писк.

Воспитатель: А теперь возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на неё так, чтобы получился звук.

Что происходит? Мы выдыхаем струю воздуха, поэтому возникает звук.

А ещё, что нам помогает услышать звук воздуха в природе? Это ветер,

он колеблет воздух и получается звук (свист, вой). А еще когда дует ветер, он гоняет воздух.

Ветер - это колебание воздуха.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5«Узнай по запаху».

Что это? Баночки .

Воспитатель: Как вы думаете, а в них что - ни будь есть? (ответы).

Воспитатель: Правильно, воздух. А теперь , я открою баночки идам вам понюхать, чем пахнет?

Воспитатель: Действительно, пахнет апельсином (луком, духами).

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, что же находится во второй баночке.

Воспитатель: Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы).

Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Подведение итога. Рассматривание нарисованной таблицы!

Отмечаем ответ в таблицу.

- воздух не видим («глаз») перечеркиваем

- воздух имеет вес («весы»)

- воздух бесцветный («кляксы прозрачные)

- воздух можно услышать («ухо» )

- воздух не имеет форму («геометрические фигуры») перечеркиваем.

- воздух не имеет запаха("нос") перечеркиваем.

Воспитатель: Наше письмо готово, можно его отправлять маленьким человечкам.

Итак, мы сегодня провели множество опытов. Скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)

А сейчас я вам предлагаю порисовать.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей)

Эта техника называется кляксография.

Воспитатель: Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.

Вывод: сегодня мы с вами убедились в том, что хотя воздух называют

невидимкой, но мы его могли увидеть, почувствовать и понять, что воздух находится всюду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Что такое воздух?»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка» (опытно-экспериментальная образовательная деятельность)

Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка»(опытно-экспериментальная образовательная деятельность)Цель: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности дет...