Проект "Юные Кулибины или науки без скуки"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Айдова Наталья Викторовна
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно"- говорил А.С. Пушкин. Жизнь И.П. Кулибина стала ярчайшим примером для подражания наших воспитанников, страницы его биографии  превратили нашу жизнь в увлекательное и очень занимательное приключение....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_kulibiny.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект, приуроченный празднованию 800-летия города Нижнего   Новгорода

 Тема проекта: «Юные Кулибины или науки без скуки»

Тип проекта: среднесрочный -  4 недели

Вид проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя познавательную, исследовательскую и творческую деятельность

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Актуальность и уникальность: В чём же состоит актуальность нашего проекта? Во-первых, он приурочен к празднованию юбилея города Нижнего Новгорода. Во-вторых, мы обязаны знать известных людей Нижегородского края. Таким человеком является И.П.Кулибин, чья жизнь и деятельность является ярчайшим примером для подражания.    В-третьих,ни в одном городе России нет музея,  полностью посвященного жизни и творчеству  выдающегося изобретателя земли русской Ивана Петровича Кулибина. В музеях разных городов нашей родины представлены по отдельности  его новаторские механизмы, опередившие изобретения аналогичных предметов в Европе на многие десятки и сотни лет.  Для увековечивания его вклада в развитии России, именно в Нижнем Новгороде – родной земле Ивана Кулибина,   предлагаем создать Музей занимательной науки его имени.  И не просто музей его изобретений, а музей интерактивных вещей, где каждый посетитель, может узнать через аудиогида его  историю создания и принцип действия,  подействовать с механизмом и создать свой собственный из предложенных исходных материалов.

     Музей занимательной науки Ивана Кулибина призван пропагандировать научные достижения региона, формировать имидж Нижнего Новгорода как крупнейшего интеллектуального центра. Такой музей будет воспитывать патриотические чувства, будет вызывать желание детей, молодежи реализовывать свои идеи, развиваться, приносить пользу стране.

     Площадкой для размещения данного музея можно выбрать парк Кулибина, так как: во-первых, это популярная парковая зона для семейных прогулок; во-вторых, здесь уже имеется мемориальный комплекс его имени; и, в-третьих, находится в центре города, что будет новой линией развития туризма и «имиджевым лицом» Нижнего Новгорода. .

    Моделью данного музея будет служить музей занимательной науки Ивана Кулибина «Мечты, воплощенные в жизнь», созданный в МАДОУ «Детский сад № 385» совместно с воспитанниками, их родителями и педагогами учреждения. 

В-четвёртых, ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, моделировании, экспериментировании, художественном творчестве. Актуальность данного проекта обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных людях, в возрождении интереса детей к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Данный проект предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике у воспитанников ДОУ.

Цель проектной деятельности:

Создание условий для знакомства с изобретениями И.П. Кулибина и  усвоения способов решения изобретательских задач, раскрывающих творческий потенциал воспитанников.

Задачи:

  • Стимулировать поисковую деятельность детей в процессе сбора информации о жизни великого изобретателя И.П. Кулибина и его механизмах.
  • Развивать познавательно-исследовательский интерес детей, показывая занимательные опыты и привлекая к простейшим экспериментам (со светом, с водой), направленным на выявление скрытых свойств объектов.
  • Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом и собственным алгоритмом действий, создавая модели различных предметов.
  • Развитие творческих способностей детей в процессе создания собственных технических конструкций.
  • Развивать умения презентовать результаты своего проекта в различных видах деятельности.
  • Развивать все компоненты устной речи:

Формировать чувство патриотизма через ощущение гордости за родной город и людей, которые реализовали свои идеи для пользы страны. 

Принципы реализации проекта:

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).

Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.

Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Содержание проекта:

1 этап- Подготовительный:

  • создание интереса, формулирование проблемы
  • постановка цели и задач

2 этап- Организационный:

  • разработка плана деятельности с детьми:
  • просмотр мультимедийных презентаций  и беседы о жизни и изобретениях И.П. Кулибина.
  • Чтение художественной литературы: «Наш Кулибин» Г.Абаева, О.Наумова, «Кулибин- главный механикус России» М.Улыбышева
  • заучивание стихотворения «Изобретения» Е. Ефимовский
  • просмотр видео-экскурсии «Кулибинские места в Нижнем Новгороде»
  • просмотр экспозиций Музея  истории Нижегородского Речного училища им И.Кулибина
  • просмотр виртуальной экскурсии по экспозиции Музея ГАЗ
  • он-лайн просмотр  опытов «Музея занимательных наук Экспериментариум»
  • посещение  с родителями библиотеки им. Заломова, поиск информации об изобретениях
  • презентация рассказов детей с опорой на иллюстрацию по подготовленному с родителями материалу «Я узнал…».
  • создание выставки и чтение книг про изобретения : Мартин Садомка «Как собрать самолет», «Как собрать автомобиль», Татьяна Галатонова «Стань инженером», Сабин Баккадор «Открытия и изобретения – это интересно», Майкл Голдсмит «Изобретения за 30 секунд», С.Ю. Нечаев «Удивительные изобретения».
  • подборка и игра в  настольно-дидактические игры: «Эволюция транспорта», «Что сначала, что потом», «От рупора до смартфона», «Мир изобретений», «Что из чего сделано»
  • создание мини-музея часов в группе
  • создание мини-музея транспорта в группе
  • художественное творчество:

- конструирование мостов из разного вида конструктора

- конструирование часов в форме яйца из бросового материала

-конструирование лифта из бросового материала в кукольный домик (лебедка).

-конструирование из бросового материла водохода

-рисование «Машина будущего, какой я ее вижу»

  • детское экспериментирование «Что отражается в зеркале», «Солнечные зайчики», «Водяная мельница»
  • просмотр опыта по физике «Рассеянное и зеркальное отражение»
  • просмотр познавательного мультфильма «Фиксики»
  • виртуальное посещение кабинета физики в школе

  • разработка плана работы по взаимодействию с родителями:
  • семейное посещение библиотеки им. П.Заломова, поиск информации о нижегородском изобретателе.
  • семейное рассматривание и чтение энциклопедий, художественной литературы по теме дома
  • семейный подготовка рассказа об изобретении И.П. Кулибина  
  • семейное конструирование поделок для выставки «Мосты».
  • семейное конструирование лифта для кукольного домика
  • семейное конструирование водохода
  • семейное рисование на тему «Машина будущего»
  • семейное  посещение «Музея физики и занимательных наук «Кварки» и «Парк чудес Галилео».

разработка плана работы по взаимодействию с социальными партнерами:

  • он-лайн просмотр экспозиций Музея  истории Нижегородского Речного училища им И.Кулибина на странице VK  http://river-school.vsuwt.ru/history/museum.php  (при отмене карантинных ограничений- оф-лайн)
  • он-лайн-экскурсия с работниками детской библиотеки им.  В.Г.Белинского «Кулибинские места в Нижнем Новгороде» (при отмене карантинных ограничений- оф-лайн)
  • виртуальная экскурсия в школьный кабинет физики (при отмене карантинных ограничений- оф-лайн)
  • виртуальный тур по экспозиции Музея ГАЗ https:museum.gaz.ru (при отмене карантинных ограничений- оф-лайн)
  • он-лайн просмотр на сайте YouTube  опыта по физике «Рассеянное и зеркальное отражение», Первый образовательный телеканал. Телекомпания СГУ ТВ (при отмене карантинных ограничений- оф-лайн в школьном кабинете физики СОШ № 172)
  • индивидуальное посещение библиотеки им. П.Заломова, поиск информации о нижегородском изобретателе.
  • семейное  посещение Музея физики и занимательных наук «Кварки»,  «Парк чудес Галлилео» в Нижнем Новгороде
  • он-лайн просмотр на сайте YouTube  «Музея занимательных наук Экспериментариум» г. Москва
  • определение участников, распределение обязанностей,
  • определение возможных форм презентации проекта

3 этап. –Основной - реализация проекта: 

  • организация работы с детьми  через совместную деятельность по разработанному плану
  • организация работы с родителями через погружение в исследовательскую работу  в семье  по разработанному плану
  • организация работы с социальными партнёрами по  разработанному плану   

4 этап. – Итоговый:

  • подготовка презентации проекта - музей занимательной науки Ивана Кулибина «Мечты, воплощенные в жизнь» с основными экспозициями
  • участие в районном конкурсе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ

Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему «Знакомство с жизнью Ивана Петровича Кулибина»

Знакомство детей с великими людьми, жившими в г. Нижнем Новгороде.Обогащение и развитие речи детей.Воспитание гордости за наш край, его людей.Воспитание любови к Родине....

ФОТООТЧЁТ ОБ УЧАСТИИ В КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА «МИР НАУКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» В РАМКАХ VI ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ

Воспитанники нашего детского сада, (МАДОУ МО «СГО» д/с № 10 «Чайка») города Светлого,  Калининградской области,  приняли участие в конкурсе детского рисунка «Мир науки глазами детей», которы...

Конспект мероприятия «Посвящение в Академию наук» для старших групп. Наука « Экология» Автор : Воспитатель ГБОУ школы г. Москвы №2051 дошкольного отделения №5 Аксентий Анастасия Алексеевна

Пояснительная записка. Экология – одна из самых актуальных тем сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления. Именно с дошкольного возраста необхо...

Квест "Кто любит науки, тот не знает скуки" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: вызвать интерес к обучению в школе в процессе игры, закрепляя полученные знания, умения и навыки....

Программа семейной гостиной "Руками разгоняй скуку, а мыслями стремись в науку"

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Он...

Проект "И. П. Кулибин - наш знаменитый земляк"

Проект "И. П. Кулибин - наш знаменитый земляк"...