"Берегите животных".
проект по окружающему миру (старшая группа)

Информационно - исследовательский краткосрочный проект для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beregite_zhivotnyh.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

                                        Структура проекта

Название проекта «Берегите животных».

Разработчик: Архипова Светлана Михайловна, воспитатель МДОУ детский сад № 28 ГО Богданович.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование представления о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её); «Речевое развитие» (способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям); « Художественно-эстетическое развитие» (развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы).

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили. Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения. Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять. Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, когда большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того, чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту.

Я надеюсь, что этот проект поможет понять, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать, научить детей важным правилам поведения в природе, составить «Правила друзей природы», разработать и зарисовать экологические  или плакаты. И я уверена что, чем больше дети будут знать о защите природы, тем они будут более активно участвовать в ее охране.

Цель проекта: 

способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с природой.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Формировать представления детей о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.

 4. Формировать умения анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

 5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

 Предполагаемый результат реализации проекта:

 формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Обеспечение проекта:

Методическое:

1.О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

2. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО /  Михайлова-Свирская Л.В. – М.: Просвещение, 2015.

3.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная  группы). – М.: ВАКО, 2005.

Материально – техническое:

1.Художественная литература.

2.Энциклопедии.

3.Картины из жизни диких и домашних животных.

4.Обучающие плакаты.

5.Картинки.

Продукты проектной деятельности:

1.Оформленные стенгазеты.

2.Защита детских проектов.

3. Изготовление диорам по природным зонам.

Этапы проекта.

1.Подготовительный.

Педагог:

- информирует родителей о целях и задачах  проекта, дает рекомендации родителям по участию в проекте;

- подбирает художественно-познавательную литературу;

-рассказывает о том, что 4 октября – Всемирный день защиты животных;

- создаёт проблемную ситуацию «Что может случиться, если в природе исчезнут животные, насекомые?»;  направляет ход беседы к обсуждению вопроса о том, как не допустить этого.

Дети:

- вживаются в ситуацию, планируют свою деятельность.

Родители:

- знакомятся с целями, задачами проекта, включаются в его реализацию.

2. Деятельностный

Педагог:

- консультирует, направляет родителей на участие в проекте;

- создаёт условия проявления у детей творчества воображения;

-проводит беседы о животных, читает рассказы, стихи о животных, проводит различные игры;

-оказывает помощь детям в оформлении экологических плакатов, в составлении «Правил друзей природы».

Дети:

- ищут необходимую информацию в книгах, рассматривают тематические картинки, экологические плакаты: «Животные леса», «Обитатели рек и озер», «Этого нельзя делать в лесу», «Домашние животные», «Зимующие и перелетные птицы»; задают вопросы взрослым;

-фантазируют;

-рисуют, вырезают нужные картинки из старых книг, журналов;

- участвуют в совместных играх;

-обсуждают прочитанные произведения художественной литературы;

-готовят выступление по защите проекта.

Родители:

-помогают детям отыскивать информацию;

-подбирают картинки, вырезки, стихи, загадки;

-оказывают помощь детям в подготовке презентации;

-помогают детям изготовить диораму.

3. Завершающий

Педагог:

проводит  занятие с детьми по теме «Берегите животных»;

- организует выставку плакатов: «Не обижайте насекомых», «Берегите животных»;

- организует детей для проведения защиты детских проектов: «Мой любимый пес Рекс», «Обыкновенный еж», «Мурзик – пушистик», «Береги природу», «Забота о собачке», «Кошка Мурка», «Кот на крыше», «Заяц».

Дети:

-участвуют в выставке плакатов, проводят презентацию своих проектов, дарят в группу изготовленные диорамы : «Животные севера», «Обитатели реки Кунара», «Животные жарких стран», «Обитатели леса», «Обитатели морей».

Деятельность в рамках проекта:

Чтение и обсуждение произведений художественной литературы:

1.Евгений Пермяк: «Чижик – пыжик», «Хромая курица», «Двойка»;

2.Константин Ушинский: «Слепая лошадь», «Жалобы зайки»;

3. Евгений Чарушин «Про зайчат»;

4.Виталий Бианки: «Сова», «Белкина сушильня».

Работа с энциклопедиями:

1. «Животные фермы»;

2. «Насекомые»;

3. «Домашние животные»;

4. «Лесные животные России»;

5. «Птицы»;

6. «Животные России»;

7. «Хищные животные»,

8. «Большая энциклопедия животных».

Чтение и обсуждение стихотворений по теме проекта:

1. «Лесные правила».

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

2.А. Бабаджан «Муравьи».

Муравьишки – торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит он своей дорогой,

Ты его не обижай, ты его не трогай.

3.В. Звягина «Воробышки».

На дворе морозище – градусов под сорок.

Плачутся воробышки, что весна не скоро,

Что в морозы лютые плохо греют шубки…

Я принес воробышкам на тарелке крупки:

-Кушайте, воробышки, кушайте хорошие.

Я бы вам и валенки подарил с калошами,

Но сказала мама:

- Воробей ведь маленький-

Сразу, как запрыгает, потеряет валенки.

4.Б. Заходер «Песня бездомных собак».

Ах, плохо бездомным, 
Плохо голодным, 
Таким беззащитным, 
Таким беспородным! 
Никто нас не любит, 
Никто не ласкает, 
Никто на порог 
Нас к себе не пускает... 
О, как мы страдаем 
От мук одиночества! 
И нам 
Человеческой радости 
Хочется! 
Зачем нас боятся? 
За что презирают? 
Зачем с нами дети 
Так редко играют?

Ах, трудно живется 
Без друга-хозяина! 
Поэтому все мы 
И воем отчаянно!.. 
Но кто нас полюбит, 
Кто нас пожалеет - 
Об этом ни капельки 
Не пожалеет!

5. А. Яшина «Покормите птиц».                                                                Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

6. В. Берестов «Кот у ворот».

Дрожа от лютой стужи,
Кот просит: "Отвори!
Как холодно снаружи,
Как голодно внутри!
Согрейте, пожалейте
Несчастного кота!
Пустите, накормите,
Вот будет красота!"

Работа с экологическими плакатами:

1.«Домашние животные»;

2. «Животные леса»;

3. «Обитатели рек»;

4. «Зимующие и перелетные птицы»;

5. «Этого не следует делать в лесу».

Картины из жизни диких животных:

1.«Лоси в зимнем лесу»;

2. «Помощь зимующим птицам»;

3. «Зимняя подкормка диких животных»;

4. «На ферме».

Познавательные, экологические игры:

1.«Береги природу»

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

2. «Кто где живёт»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

3. Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: 

Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

4.«Звери, птицы, рыбы»

Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря«Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей  (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

5.«Четвертый лишний»

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

6. «Игра в слова»

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Правила друзей природы.

1. Запрещается разорять муравейники. Муравьи — санитары леса. Они защищают деревья от насекомых-вредителей. Если бы леса остались без муравьев, то урон, нанесенный вредителями, мог бы сравниться с пожаром.

2. Запрещается ловить насекомых. На цветах они отыскивают нектар, которым питаются, а перелетая с цветка на цветок, опыляют растения. Среди них могут оказаться редкие виды, занесенные в Красную книгу. Отлов таких насекомых уменьшит их численность в природе. Снижение количества насекомых приведет к сокращению опыляемых ими растений.

3. Запрещается рвать паутину и уничтожать пауков, которые поедают кровососущих насекомых и мух.

4. Запрещается трогать птичьи гнезда с яйцами, подходить к ним близко. Помните: вынуть яйцо из гнезда — все равно, что убить живого птенца.

5. Запрещается трогать птенцов в гнезде и на земле. Их родители не оставят свое потомство без защиты.

6. Запрещается ловить диких животных и уносить их домой. Животные в природе живут своей жизнью. В домашних условиях они просто погибнут.

7. Запрещается убивать лягушек, жаб, змей, червей: лягушки поедают комаров и других кровососущих насекомых; жабы — единственные животные, поедающие слизней на огородах; змеи регулируют численность грызунов; черви рыхлят почву, повышая ее плодородие.

8. Запрещается сбивать ногами несъедобные грибы. Они нужны лесу.

Нужно передвигаться по существующим тропинкам тихо и осторожно. Под ногами погибают не только травы, но и незаметные глазу всходы деревьев, т. е. следующее поколение леса, а также разрушается лесная подстилка с населяющими ее насекомыми и микрофлорой, уплотняется и деградирует почва.

9. Запрещается шуметь, включать в лесу радиоприемники и магнитофоны. Научитесь ценить музыку природы! Громкие звуки распугивают все живое и мешают «общению» животных.

15. Запрещается жечь костры вне специальных кострищ. На лесной поляне кострище не зарастает в течение 5—7 лет. Это не заживающая годами рана на лесной почве. Не сжигайте сухую траву и листья. Огонь уничтожает тысячи живых существ: лягушек, ящериц, мелких зверьков, насекомых и их личинки; в пламени сгорают и миллионы спор и семян растений.

10. Запрещается брать собак в лес или в парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнезда, пугают и уничтожают детенышей животных и птенцов.

             

              Конспект занятия «Берегите животных!»

Цель: Расширять представления детей о многообразии животного мира. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представление о том, что человек часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Демонстрационный материал: Иллюстрации, картинки, энциклопедии о животном мире. Игрушки с экологического уголка (дикие и домашние животные, животные жарких стран, птицы, насекомые)

Материал: Ватман, картинки животных, клей, кисть.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: «Волчишко» Е. Чарушин, «Ёж» М. Пришвин, «Про Слона» Б. Жидков и др.

Наблюдение на прогулке за птицами, домашними животными, насекомыми.

Рисование» Моё любимое животное».

Ход занятия.

Воспитатель: На Земле очень много разных животных. Ребята есть ли у вас домашние животные? Какие? (Ответы детей).

- А вы знаете, что есть ещё много разных животных? (Ответы детей).

- Скажите, каких животных вы знаете, которые живут в наших лесах? (Ответы детей).

- А каких животных вы знаете, которые живут в дальних странах? (Ответы детей).

Ребята, вы любите животных?

-Что значит любить животных?

-Почему нужно беречь животных?

-Как можно беречь животных?

- 4 октября отмечается Всемирный день животных. Животные делятся на классы (показ на мольберте плакатов с изображением зверей (домашних и диких, птиц, рыб и насекомых).

Зрительная гимнастика

«Совенок».                                                                                                       Вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг. То же против часовой стрелки

А сейчас мы встанем вкруг и поиграем. Я называю животного и кидаю мяч, а вам надо подобрать признаки, сказать, какое это животное (по окраске, поведению) и вернуть мяч мне.

Лиса – хитрая, рыжая.

Лось – рогатый, сильный.

Волк – серый, злой.

Белка – шустрая, красивая, пушистая.

Медведь – косолапый, бурый, белый, косолапый.

Еж – колючий, умный.

Физкультминутка.

«Звериная зарядка»

Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)

Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)

Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,

Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на

То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)

Начинает все сначала!

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь животным? Нам всего лишь надо соблюдать некоторые правила. Сейчас я буду вам показывать иллюстрации, а вы придумайте правило поведения на природе к этой иллюстрации.

(Показ картинок).

НЕЛЬЗЯ: разорять птичьи гнезда; рвать и бросать цветы; рвать большие букеты; ломать ветки деревьев, кустов; давить насекомых; шуметь в лесу; разводить костры без взрослых; оставлять мусор в лесу и водоемах; сбивать мухоморы и прочие поганки; брать лесных зверьков домой.

Практический этап.

-4 октября каждый год во всем мире люди проводят мероприятия, посвященные охране животных. Одним из таких мероприятий является выставка плакатов «Берегите животных».

-Ребята, что такое плакат? (изображение большого формата, на котором есть краткий текст, созданное с целью обучения или рекламы).

-Ребята, хотите ли вы оформить свой плакат на тему «Берегите животных»?

-Что бы вы хотели изобразить там?

Предлагаю вам сначала подумать и договориться между собой, что вы хотите изобразить на своем плакате, распределить работу и только после приступить к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Если в жаркую страну, я случайно попаду,

(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

То увижу там шакала,

(соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам)

Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва.

(поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)

Крокодила и слона.

(сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)

Хорошо живётся им -

(сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)

Не бывает снежных зим!

(хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)

У вас на столах лежат цветные карандаши, ножницы, вырезки из журналов с изображением животных, картинки с насекомыми, рыбами, клей.

Дети оформляют свои плакаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Берегите животных"

МБДОУ Детский сад «Теремок»     ПРОЕКТ «Берегите животных»        Руководитель проектной группы...

Экологический проект "Берегите животных"

Экологический проект "Берегите животных" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Берегите животных"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Берегите животных"...

Презентация - Берегите животных

Презентация к НОД Познание - "Берегите животных". Старшая группа 5 - 6 лет....

"Берегите животных!". Познание.

Конспект занятия в старшей группе.Разработал: Воспитатель Петрова Ю.О.Ознакомление с окружающим миром.Тема: «Берегите животных». Путешествие по страницам красной книги.Цель: Расш...

конспект "Берегите животных"

конспект  беседы  об охране  окражающей нас среды , и животного мира ....

Конспект по познавательному развитию (формирование целостной картины, расширение кругозора) в старшей группе по теме: «Берегите животных!»

Конспект  поможет воспитателям и родителям для проведения занятий по формированию целостной картины мира, расширить кругозор о мире животных....