Экологический исследовательский проект "Чистые улицы"
проект по окружающему миру

Экологический исследовательский проект "Чистые улицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_issledovatelskiy_proekt_chistye_ulitsy.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический исследовательский проект «Чистые улицы» (тезисы)

Коллектив старшей группы «Фантазеры» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Горный детский сад» Ачинского района.

Руководители проекта: старший воспитатель Суравешкина Наталья Владимировна, воспитатель Достовалова Татьяна Викторовна,   эл. почта:  ds-gorniy@mail.ru 

Введение.

Экологическое воспитание дошкольников является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в каждой группе ДОУ, а использование проектного метода со старшими дошкольниками многократно усиливает образовательный и воспитательный эффект, так как согласно исследованиям профессора  Н.Н. Поддъякова «..ребенок по своей природе – пытливый   исследователь мира, обладающий действенным специфическим мышлением, знакомясь с определенными предметами, их свойствами,   полученные сведения заносит в свой банк памяти». Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.

 Идея проекта «Чистые улицы» родилась из рассказа воспитанницы старшей группы, которая на утреннем сборе на вопрос «Ребята, а что интересного вы увидели на пути в детский сад?» рассказала, что они с мамой, когда шли по улицам поселка в детский сад, считали сколько мусора валяется на обочинах дороги и насчитали 6 пластиковых и стеклянных бутылок, 10 оберток от сладостей, 3 использованных пакета, сломанную детскую машинку. Живой диалог воспитателя с детьми вызвал неподдельный интерес дошколят к теме – откуда берется мусор и куда потом исчезает, как влияет на природу и человека.

Постановка проблемы.

Одной из самых актуальных экологических проблем в мире, в нашей стране и в родном поселке Горный на сегодняшний день является загрязнение окружающей среды  отходами жизнедеятельности человека, в том числе бытовым мусором. Безответственное отношение к природе, недостаток экологической грамотности и экологической культуры у взрослых и детей губит флору,  фауну  и здоровье людей, поэтому  современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой должны решаться через формирование экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста.

            Цель проекта: формирование у старших дошкольников элементов экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью в условиях ДОУ и в семье.

            Участники проекта – дети старшей      группы, родители и      педагоги детского сада,

организации-партнеры   (сельская    библиотека, сельский    дом культуры и Горная    средняя

 школа).

        Длительность проекта – долгосрочный (первый временной этап: август 2020 г. – май 2021 г.; второй временной  этап – август 2021 г. – май 2022 г., третий временной этап –  в   проекте будут участвовать сегодняшние дети старшей группы и после выпуска из детского сада в 2022 году, на протяжении   учебы в начальных классах Горной средней школы).

Научно-обоснованные пути решения проблемы.

В процессе реализации проекта наши воспитанники:

- узнают о свойствах  материалов- отходов жизнедеятельности человека, которые чаще всего превращаются в мусор на улицах поселка (стекло, пластмасса, пластик, резина, металл, бумага для оберток сладостей и фастфуда), а также узнают о свойствах отходов природного происхождения (листва, хвойные иголки, ветки деревьев);

- определят опытным путем, что происходит с отходами жизнедеятельности человека и отходами природного происхождения, когда их закапывают в землю на   мусорном полигоне;

- узнают, каким образом можно дать отходам жизнедеятельности человека вторую жизнь.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

- разработка перспективного плана реализации проекта, изучение методической литературы;

- пополнение  развивающей предметно-пространственной среды для экологического воспитания детей (папки-передвижки в родительском уголке, подбор познавательных видеофильмов, подбор материалов для исследования (стекло, пластмасса, дерево, бумага, фольга и др., подбор дидактических, предметных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, словесных, подвижных игр);

- взаимодействие с родителями  (анкетирование по теме проекта, распределение ролей в проекте, планирование совместных мероприятий);

- взаимодействие с организациями-партнерами (просмотр мультфильмов по теме проекта в сельском доме культуры, экологические досуги в сельской библиотеке).

Основной этап:

     Большая длительность данного экологического проекта обусловлена проведением  экспериментов, требующих долгосрочного наблюдения.  Для этого воспитатели организовали работу опытной лаборатории на участке детского сада. Родители  изготовили таблички с изображениями предметов из различных материалов, которые чаще других превращаются в мусор: стеклянная бутылка, пластмассовая бутылка, рваный резиновый мяч, обертки от конфет и чипсов, старые ржавые гвозди, а также таблички с изображением отходов природного происхождения: листва, хвойные иголки, ветки деревьев.

Далее воспитатели вместе с детьми все отходы закопали в землю и отметили табличками, что и в каком месте закопано. Наблюдения детей за тем, что происходит с разными отходами будут проводиться 2 раза в год -  в мае и в октябре до промерзания земли, на протяжении 5 лет (2 года в детском саду и еще 3 года во время обучения в начальном звене Горной средней школы).

Цель эксперимента – дать детям убедиться, что отходы жизнедеятельности человека, в отличие от отходов природного происхождения, не разлагаются и не растворяются в земле многие годы и даже десятилетия, отравляя все живое вокруг и принося болезни людям, которые безответственно обращаются с отходами и не думают о своем здоровье и здоровье последующих поколений.

Параллельно с экспериментальной деятельностью  реализуется перспективный план проекта, который включает в себя:

- непосредственно образовательную деятельность по познавательному развитию дошкольников, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (презентации, мастер-классы, экскурсии по улицам поселка, экскурсии на предприятия вторсырья);

- практическую деятельность (пластилинография «Цветущая Земля», оригами «Контейнеры для мусора», конструирование из бросового материала и др.);

- игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры «Юные экологи», «Эксперт», «Фабрика переработки отходов» и др.);

-чтение и обсуждение  художественной литературы, конкурсы стихов по теме экологии;

- совместные досуги с родителями, в том числе на базе организаций-партнеров (акции по сбору макулатуры и пластика, досуги на экологическую тему, субботники).

Результаты и выводы.

В   результате реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста сформируются элементы экологической культуры,  опытным путем дети приобретут знания и умения, как правильно обращаться с бытовыми отходами, чтобы  сохранить окружающую среду и здоровье людей.

      По завершении первого года реализации  проекта  от лица педагогов, родителей и воспитанников МБДОУ «Горный ДС» планируется обратиться к Главе Горного сельсовета с инициативой обеспечить на территории поселка условия для раздельного сбора мусора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание.Продуктивная конструктивная и познавательно-исследовательская деятельность"Улицы нашего города"

Закреплять знания детей названия нашего города; Воспитывать интерес к своему городу, ближайшему окружению.;Познакомить детей с названием улицы, на которой находится наш детский сад. Закреплять умение ...

Познание.Продуктивная конструктивная и познавательно-исследовательская деятельность"Улицы нашего города"

Закреплять знания детей названия нашего города; Воспитывать интерес к своему городу, ближайшему окружению.;Познакомить детей с названием улицы, на которой находится наш детский сад. Закреплять умение ...

Исследовательская работа «Улица Анны Пантелеевой, г.Тарко-Сале, ЯНАО»

Есть в нашей стране добрая традиция – называть улицы городов и посёлков именами достойных земляков. Мы не вправе забывать о своих героях, которые оставили большой незабываемый след в сердцах сво...

проект социальной направленности (создание презентации, посвященной истории улицы А.К.Мухаметзянову) Исследовательский проект «Улица моего посёлка»

     "Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам истории св...

Информационно-исследовательский проект "Улицы нашего города"

Информационно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе на тему: "Улицы нащего города"...

Экологический исследовательский проект «Чистые улицы»

Экологическое воспитание дошкольников является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в каждой группе ДОУ, а использование проектного метода со старшими дошкольниками многократно ...

Исследовательский проект "Улица, на которой я живу"

            В ФГОС ДО подчеркивается необходимость учета этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение опыта, традиций и видения мира, сформулиро...