"Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
статья

Гнездилова Елена Брониславовна

В статье раскрывается значение экспериментальной деятельности  в дошкольном возрасте,  выделяется последовательность действий при планировании эксперимента  и способы фиксации результатов экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eksperimentirovanie.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

   Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается у детей данного возраста, их можно охарактеризовать как прирожденных исследователей. Это подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание стремительно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога не пресекать, а наоборот, активно помогать

    Современная система образования на постоянной основе включает в себя использование новых технологий. На данный момент дошкольники живут и развиваются в мире информационных технологий. Такие стремительно меняющиеся условия жизни требуют, как от детей, так и от взрослых не только владеть современными и качественными знаниями, но и самостоятельно творчески мыслить, а также добывать определенные знания без помощи педагога или родителя и оперировать ими в повседневной жизни.

   На данный момент приоритетным направлением в процессе развития дошкольников является деятельный подход к развитию личности ребенка. Среди большого количества средств развития исследовательской активности младших дошкольников внимание заслуживает детское экспериментирование.

    Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку создавать некую модель картинки мира в своем сознании, основанную на собственном опыте, наблюдении и закономерностях.

    Экспериментальная деятельность интересна детям всех возрастов. Данное явление можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Получается, что экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям и вовсе не является трудным для ребенка.  Своими корнями  метод  экспериментирования уходит в манипулирование вещами и предметами.

    Одно из самых главных достоинств метода экспериментирования заключается в том, что он дает возможности для получения реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, а также о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперимент способствует обогащению памяти ребенка, активизации мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации.

    Стоит отметить положительное влияние проведения экспериментов на одну из важнейших сфер жизни ребенка – эмоциональную, а также на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков  и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Те знания, которые обучающиеся получают на занятиях,  постоянно используют в свободное от занятий время.

    При проведении опытов, дети проговаривают процесс деятельности и выдвигают множество гипотез – догадок, предпринимая попытки угадать ожидаемый результаты. Выше описанная деятельность способствует развитию речи, совершенствованию умений выстраивать сложные предложения, формировать выводы. Частое проведение опытно-экспериментальной деятельности способствует выработки у детей определенного алгоритма действий, чёткости при выполнении работы, аккуратности, иначе эксперимент может не оправдать ожидания.

    При планировании эксперимента используют следующую последовательность действий работы с детьми:

- выдумка проблемной ситуации;

 - целеполагание;              

 - выдвижение возникших предположений;

 - проверка выдвинутых гипотез.

В случае подтверждения гипотез,  происходит процесс формирования выводов на основе проделанной работы.

    В случае опровержения предварительных данных, выдвигаются новые предположения,  после происходит процесс их проверки или доказательства, а затем подтверждение верности предположения и формулировка необходимых выводов по результатам проделанной работы.

    Способы фиксации результатов исследования:

  1. Визуализация опытов в виде графических схем;
  2. Написание рассказов;
  3. Создание творческих аппликаций.

В завершении проводится процесс подведения общих итогов.

     Таким образом у детей появляется интерес к экспериментированию, развиваются навыки экспериментирования, а также дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами. Воспитанники самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.

    При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам. Появляется желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности.  Дети инициативно объединяются в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы. В данный момент педагогу важно наблюдать за их деятельностью, в нужный момент оказывать им необходимую помощь.

    Уровень усвоения материала повышается, так как ребенок слышит, видит и выполняет деятельность самостоятельно  и осознанно.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Сообщение о использовании метода эксперимента в детском саду, как средство развития позновательной активности дошкольника....