Конспект организованной образовательной деятельности «Хотим всё знать. Соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Венц Наталья Владимировна

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hotim_vsyo_znat._sol.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино московской области



http://stupino.stinline.ru/otrasli/Obrazov/DOU/Images/Guravushka/Titl_guravushkaN.jpg

Конспект организованной образовательной деятельности

«Хотим всё знать. Соль»

Образовательная область «Познавательное развитие»

(старшая группа № 3 «Солнышко»)


                                                                           Воспитатель:  

         Венц Наталья Владимировна

высшая квалификационная категория    

Ступино, 2021 г

Основная образовательная область «Познавательное развитие»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Хотим всё знать. Соль»

  1. Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
  2. Интеграция образовательных областей:

Образовательные области

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе. Развивать у детей социально – значимые качества как опрятность, аккуратность. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Познавательное развитие

Развивать познавательную деятельность, интерес к природному окружению.

Развивать память, внимание.

Обогатить представления детей о соли (поваренная, морская, каменная)

Учить исследовать. Учить детей делать выводы и умозаключения о свойствах и значении соли.

Речевое развитие

Активизировать в речи понятия, характеризующие свойства соли. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить детей отвечать на вопросы и участвовать в диалоге, поддерживать беседу.

Продолжать учить детей слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него.

Художественно-эстетическое развитие

Учить детей отгадывать загадки.

Физическое развитие.

Закрепить умения выполнять ходьбу, согласовывая движения рук и ног.

Развивать двигательную активность детей.  Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Способствовать снятию психологического напряжения и развитию положительных эмоций. Соблюдать правила техники безопасности,

 

  1. Программные задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе, к своему здоровью;

-  Воспитывать аккуратность в работе.

- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Образовательные:

- Дать детям представление что такое «соль». Познакомить детей с отличительными характеристиками и свойствами при помощи экспериментальных действий (поваренная, морская, каменная).

- Учить исследовать предмет разными способами.

- формировать  у детей представления о разнообразии соли, его пользе для здоровья;

- Познакомить с правилами безопасного использования соли;

- Обогащать словарный запас по теме «Соль», совершенствовать грамматический строй и активизировать разговорную речь;

- Активизировать в речи детей обобщающие понятия.

- Учить образовывать относительные прилагательные.

- Учить детей отгадывать загадки.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес  детей, расширять кругозор через познавательную деятельность и игровые ситуации;

- Развивать у детей социально – значимые качества как опрятность, аккуратность.

- Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, внимания, воображения и фантазии;

- Развивать интерес к литературному и художественному творчеству;

- Развивать эмоциональную сферу детей, эстетическое восприятие окружающего мира, их творческий потенциал;

- Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым;

- Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.

4. Методы и приёмы, используемые на занятии: проблемно-поисковые (проблемные ситуации), исследовательские (изучение различный информационных источников), словесные (беседы, объяснение, вопросы, живое слово, произведения художественной литературы), наглядный, практические (показ, упражнения, игровые задания), игровые (дидактические, словесные, подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики), ИКТ-технология.

5. Совместная деятельность детей и взрослых (предварительная работа): Чтение литературных произведений: Словацкой сказки «Соль дороже золота»; сказки  «Соль», автор Тайц Я. М.. Отгадывание загадок, о соли. Разучивание пословиц и поговорок. Рассматривание иллюстраций.

6. Материалы:

  • посылка,
  • письмо,
  • соль,
  • стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей),
  • салфетки,
  • лупы,
  • ноутбук.
  • Банки 2 шт.
  • Яйца куриные сырые 2 шт.

7. Словарная работа: соляная шахта, соль кристаллическая, сыпучая, солёная – пресная, растворяется в воде.

Ход деятельности.

1.Организационный момент.

1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Ты – мой друг и я – твой друг –

Вот какой огромный круг!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Петушок пропел с утра –

Заниматься нам пора!

Воспитатель:

Утром, только в группу я вошла,

Здесь посылочку нашла (показывает посылку).

На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы. Дядя Фёдор». /Дети открывают посылку, достают мешочек, щупают его, мнут в руках./

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находиться? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Посмотрите, в посылке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть, прочитаем письмо и тогда узнаем что в посылке?

Воспитатель читает письмо: «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке».

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

Воспитатель продолжает читать письмо от Дяди Фёдора:

«Когда у меня заболело горло, кот Матроскин давал мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего нужна и откуда она берется?»

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Дяди Фёдору? Как вы можете ему помочь? /Рассказать о соли и его свойствах/

2. Основная часть.

Воспитатель: чтобы помочь дяде Фёдору нам самим нужно решить, что мы знаем о соли?

- Что такое соль? Откуда она берется?

- Какая бывает?

- Чем полезна соль?

Мы с вами тоже не смогли ответить на некоторые вопросы, и мало знаем о соли. Что же будем делать? Как поможем дяде Фёдору? (ответы детей)

Выявление  проблемы:

- Как узнать о соли и его свойствах?

- Как и где нам найти ответы на наши вопросы?

- Что для этого нам нужно сделать?

Воспитатель: Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания?

Дети: Спросить у другого человека, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.

Воспитатель: Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем?

Воспитатель: предлагаю отправиться в научную лабораторию. Здесь есть главный наш помощник – компьютер, давайте обратимся к нему.

Но сначала вспомним правила:

В нашей лаборатории нужно соблюдать правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения

-соблюдать тишину, не мешать другим

-бережно обращаться с оборудованием.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

- не трогать руками глаза;

- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Презентация «Соль»

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Добывают её двумя способами: в карьерах и выпариванием из солёной морской воды.

Слайды 2,3 (Добыча соли в карьере). (Добыча соли из моря).

- Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. (Слайд 4: соль – золото). Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком.

Воспитатель: Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показывает картинку).

- Ребята, как вы думаете, где можно использовать соль?

(Слайд 6 - повар солит). – В приготовлении пищи: мы каждый день солим пищу. Соль необходима для усиления вкусовых качеств продуктов. Овощи, умело посоленные на зиму, долго хранятся, так как соль сохраняет продукты на длительное время. Но не только за вкусовые качества её употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушением костей. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

- Соль применяют в медицине. Солевым раствором полощут горло, на основе соли изготавливают раствор, который помогает при отравлениях и высокой температуре.

(Дворник сыплет соль на дорожку). – На улице: для безопасности пешеходов дворники и специальные машины посыпают солью лёд на дорожках. Это нужно для того, чтобы лёд растаял, и человек не поскользнулся, не упал.

- Соль бывает поваренная – её используют в приготовлении пищи, каменная, морская.

Физ. минутка

« Мы капусту рубим-рубим»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем- трем,

Мы капусту солим- солим

Мы капусту жмем- жмем,

Воспитатель: А теперь, мы будем исследовать соль сами.

ОПЫТЫ

1 опыт: «Имеет ли соль запах?».

Перед вами саканчики с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её. (Без запаха).

2 опыт: « Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»

Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит, соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).

Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.

3 опыт: «Из чего состоит соль?».

Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки).

4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».

Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная).

5 опыт: «Плавающее яйцо».

- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А обычная вода солёная? (Нет, вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? (Да).

Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.

Вывод: соленая вода выталкивает предметы.

Воспитатель: ребята, вы молодцы. Предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. А вы помните, что нам нужно рассказать дяде Фёдору о соли и её свойствах? Что же мы напишем в письме?    (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).

- Если вам понравилось быть исследователями, то возьмите красный кружок, если нет – синий.

Воспитатель: я рада, что многим из вас понравилось наше занятие, а в следующий раз, мы с вами узнаем «Почему море соленое». Договорились?/да/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Бабочка» (рисование солью).

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Бабочка» (рисование солью). Задачи: продолжать знакомить с различными нетрадиционными техн...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Вызвать интерес к изучению свойств соли...

Конспект Организованной образовательной деятельности Нетрадиционная техника рисования солью «Дед Мороз»

Рисование необычным способом  имеет свою актуальность.Поэтому я практикую у себя на занятиях виды нетрадиционного рисования....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей подготовительного возраста. Тема: Бабочка (нетрадиционная техника рисования солью).

Интересное  и  увлекательное рисование с использованием  нетрадиционной техники  рисования  солью. В процессе рисования у детей   развивается  художественный вк...