Кому снег друг, кому недруг
план-конспект занятия по окружающему миру

Конспект ООД о значении снега для животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug._komu_sneg_drug_a_komu_-_nedrug27.01.15.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Кому снег друг, а кому — недруг

(о значении снега для животных)

Задачи:

  • выяснить знания о значении снега в жизни зверей;
  • развивать способность отражать замысел в рисунке;
  • создать веселую эмоциональную обстановку на занятии, вызвать интерес к нему;
  • развивать сообразительность и сноровку;
  • формировать чувство юмора;
  • развивать грамматический строй речи;
  • формировать умение строить утвердительные и вопросительные предложения;
  • воспитывать любовь к животным развивать умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции;
  • способствовать развитию чувства ритма и музыкальной памяти;
  • соблюдать правила общения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование и материалы: листы чистой бумаги; заготовленные бланки «Меню для зверей»; цветные карандаши; шишки хвойных деревьев; маленький мяч; планшет с изображением леса и поляны с разрезами для двух картинок-трафаретов (картинка с изображениями спящих зайцев и картинка с изображениями пляшущих зайцев); предметные картинки зверей (заяц, волк, медведь, лиса, белка); вазочки с ветками березы, тополя; календарь наблюдений за природой; картинки о хлебе; звуковоспроизводящая аппаратура; аудиозаписи музыкального сопровождения.

Предшествующая работа: изготовление для подвижной игры масок-шапочек зверей; заучивание загадок о зверях (зайце, лисе, волке, белке, медведе).

Ход занятия

Педагог. Кому снег — друг, а кому — недруг? (Ответы детей.) Какая зима вам по душе, когда много снега или мало? (Ответы детей.) Какие у вас разные взгляды. Но большинство людей думают все-таки о том, что сухая снежная и пусть даже холодная зима — лучше. Так и в природе. Одним зверям хорошо, когда зима малоснежная, другим — хорошо, когда зима многоснежная. Тем, у кого шуба теплая, можно в снегу от врагов спрятаться. Другим обитателям леса снежное изобилие как раз на беду. Трудно корм добыть, находящийся глубоко под снегом, нелегко от врагов спастись. Глубокий снег зимой сильно затрудняет передвижение животных. И все же не боятся звери зимы. От лютой зимней стужи их спасает пушистая теплая шерсть. Не страшен им и голод, все звери находят выход из трудного положения. О каких лесных зверях мы будем говорить, узнаем, отгадав загадки.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна.

Просыпается от сна.

(Медведь)

Медвежьего корма в лесу зимой нет. Но медведь неплохо устроился. Где зимует медведь? (Ответы детей.) Спит в берлоге, занесенной толстым слоем снега. Тепло ли медведю в берлоге? (Ответы детей.) Снег как шуба. Он не греет, но мешает уходить теплу. Поэтому медведю тепло в берлоге. Чем питается медведь летом? (Ответы детей.) Питается медведь растительной и животной пищей. К растительной пище относятся ягоды, грибы; любит лакомиться медом. К животной пище относятся ящерицы, мелкие зверьки, рыба. Может задрать и домашний скот. Есть ли эта пища зимой?

Ответы детей. Далее педагог просит детей изобразить, как двигается медведь.

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

Педагог. Как заяц подготовлен к зиме? (Ответы детей.) Да, и еще у него отрастает плотная длинная шерсть на лапах. Где прячутся зайцы от мороза? (Ответы детей.) Прячутся в снегу, открытых ямах, в пустотах от поваленных деревьев. Чем питается заяц зимой и летом? (Ответы детей.) Питаются веточками деревьев, гложут кору с их стеблей. Любимое лакомство зайцев — яблоневая кора.

Далее педагог просит детей изобразить, как двигается медведь.

Музыкально-дидактическая игра «Зайцы». На планшете с изображениями леса и поляны с прорезями для картинок - трафаретов «зайцы спят» и «зайцы пляшут». Педагог предлагает детям «погулять на поляне», объясняя, что на поляне живут маленькие зайчики, и просит догадаться, чем они заняты, прослушав музыку. Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети, прослушав музыку, вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Затем имитируют действия зайцев: «спят» или «танцуют».

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

(Волк)

Педагог. Легко ли волку живется зимой? (Ответы детей.) Почему зимой волки особенно опасны? (Ответы детей.) Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки живут стаями. В стае бывает десять-двенадцать волков. Волчьи стаи бродят по полям и дорогам, ищут добычу. Волки нападают на более слабых зверей: зайца, лису, птиц. Зимой волки почти всегда голодны, поэтому они забегают в деревни, нападают на дворовых собак, домашнюю птицу, овец.

Подвижная игра «Волк во рву». Посередине площадки двумя параллельными линиями обозначается «ров» шириной 80—100 см. По краям площадки отмечаются «пастбище» и «дом для коз». Выбирается водящий — волк, остальные игроки — козы. «Волк» находится во «рву», он не может его покидать (выходить за черту). Все «козы» занимают место в «доме». По сигналу педагога «Волк во рву!» «козы» бегут на «пастбище», перепрыгивая через «ров». В это время «волк» пытается их поймать. Если ему это удается, то пойманная «коза» на один кон выбывает из игры. Перебежки продолжаются. После повтора ведущим становится другой игрок.

Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

(Белка)

Педагог. Как подготовилась к зиме белка? (Ответы детей.) На зиму белка запасла орехи, грибы, ягоды. С удовольствием ест зимой семена ели и сосны. Хорошо защищает белку от зимней стужи и непогоды гнездо. Оно строится из веток, мха.

Игра «Сбей шишки». На подставку (стол, стул и др.) горкой выкладываются шишки. Детям предлагается сбить шишки с опоры при помощи маленького мяча или шишки. Выигрывает тот, кому удастся это сделать за меньшее количество бросков.

Рыжая-прерыжая,

Обманщица бесстыжая.

Ей попался на зубок

Круглый глупый Колобок.

От нее бежал косой.

А зовут ее... (лисой).

Педагог. Как проводит зиму лиса? (Ответы детей.) Густая пушистая шубка предохраняет ее от самых сильных морозов. Ноги лисицы к зиме сплошь обрастают густой шерстью. Кажется, что лисица обула валенки, ноги ее не зябнут. Но добывать пищу зимой ей трудно. Чем она питается зимой? (Ответы детей.) У лисы острый нюх, хорошее зрение и отличный слух. Она слышит малейший писк мыши глубоко под снегом. Мыши — основной корм лисы зимой. Иногда она охотится на зайцев, но поймать их удается редко, так как зайцы бегают быстрее лисицы. Во время непогоды лиса прячется в укрытия — простые углубления в снегу. В своем убежище она сворачивается клубком и прикрывается сверху пушистым хвостом. Чем питается лиса летом?

(Ответы детей. )

Далее педагог просит детей изобразить, как двигается заяц.

Игра «Меню для животного». Каждому ребенку получает образец меню для конкретного животного, на которого указывает картинка с изображением медведя, зайца, волка, лисы или белки. Предлагается составить меню для зверя в виде пиктограммы или рисунков.

Игра «Так бывает или нет?» Педагог описывает различные смешные ситуации, связанные с образом жизни лесных зверей, и намеренно допускает ошибки. Дети указывают пальцем вниз, услышав неверные высказывания. В рассказе можно использовать имена присутствующих детей. Затем детям предлагается придумать смешные истории про себя и встречающихся в лесу зверей.

Пример: «Оля и Настя встретили зимой медведя, он подарил голодным детям муравьев», «Лисица сделала себе гнездо из прутьев, помогали ей в этом Костя и Слава. Стали они вместе прятаться в нем от морозов».

Игра «Лесное убежище». На полу обозначены убежища для лисы, волка, белки, зайца и медведя. На голове у каждого ребенка маски-шапочки одного из вышеперечисленных зверей. Педагог исполняет роль охотника с фотоаппаратом. По сигналу «Охотник идет!» все «звери» бегут прятаться в свои «убежища». «Охотник» произносит фразу: «Иду зверей фотографировать», подходит к одному из «убежищ», просит сказать, кто в нем живет. Ребенок- «зверь» отвечает загадкой, описывая животного. «Охотник», угадавший, кто в жилище живет, фотографирует на память.

В конце занятия педагог угощает детей за сообразительность и сноровку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД с элементами театрализации «Кому зимой снег нужен»

Расширить и закрепить знание детей о временах года, о живой и неживой природе. Учить устанавливать взаимосвязь между сезонными изменениями природы и явлениями в жизни растений и животных. познакомить ...

Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».

Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Кому снег друг, а кому — недруг» (о значении снега для животных)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Снег - друг, снег - враг"

Познавательно-исследовательское развитие, расширение знаний детей о снеге и его свойствах....

Кроссворд "Коми паськöм" (Коми одежда)

Кроссворд по теме "Коми одежда"...

21 января отмечался праздник - Всемирный день снега, другое его название — Международный день зимних видов спорта.

21 января отмечался праздник - Всемирный день снега, другое его название — Международный день зимних видов спорта. Снег — это белое чудо, он приносит радость и удовольствие детям и взрослы...