НОД с элементами театрализации «Кому зимой снег нужен»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Огорелкова Ольга Станиславовна

Расширить и закрепить знание детей о временах года, о живой и неживой природе. Учить устанавливать взаимосвязь между сезонными изменениями природы и явлениями в жизни растений и животных. познакомить со способами защиты животных. Учить детей анализировать, делать выводы, отвечать на поставленные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_elementami_teatralizatsii_.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с элементами театрализации

«Кому зимой снег нужен»

(средняя группа)

Цели:

Обучающие: Расширить и закрепить знание детей о временах года, о живой и неживой природе. Учить устанавливать взаимосвязь между сезонными изменениями природы и явлениями в жизни растений и животных. познакомить со способами защиты животных. Учить детей анализировать, делать выводы, отвечать на поставленные вопросы.

Развивающие: Развивать связную речь, мышление, внимание, память, творческую фантазию, воображение, интерес к познанию природы, к открытию ее тайн.

Воспитывающие: Воспитывать любознательность, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Обогащение словаря: Линяет, впадает в спячку, обгладывает кору, шерсть, белоснежная, запасы.

Индивидуальная работа: С Витей В. и Денисом Н. – добиваться четкого произношения слов. С Юлей З. – учить отвечать на вопросы воспитателя предложением.

Развивающая среда: Елки, деревья, белая ткань, конверт обклеенный хвоей, засушенный осенний листок, снежинки, мольберт, иллюстрации с изображением зимнего леса, зайцев, медведя, ежа, лисицы с мышками, атрибуты для театрализации.

Предварительная работа: Чтение стихов и рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок, беседа о правилах поведения в лесу, заучивание стихов и физминуток, чтение книги Т.А. Шарыгиной «Какие звери в лесу».

Ход

Воспитатель: Ребята, настал новый день, я вижу настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. Я думаю, что у нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Я сейчасвспомнила   слова «С голубого ручейка начинается река». А мы наше занятие начнем с улыбки и улыбнемся друг другу. Давайте выпрямим спинки, расправим плечики, сделаем глубокий вдох. Вдохнем свежий воздух этого морозного утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения (2-3 раза).

Воспитатель: А сейчас я загадаю загадку. Послушайте внимательно до конца и скажите отгадку.


Как будто белой скатертью

Он землю застелил

В серебряные шубы

Деревья нарядил.

Дети: Снег.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем, кому в лесу зимой снег нужен. Возьмитесь крепко за руки и закройте глазки.

Глазки закрывайте

Немного помечтайте

Ветерок нас подхватил

В волшебный лес переместил.

Открывайте глазки мы оказались в лесу. Как красиво на полянке. Все здесь укрыто снегом. Лес как - будто спит под пуховым одеялом. Скажите, какой бывает снег?

Дети: Белый, мягкий, пушистый, холодный, хрустящий, серебристый…

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру:

Стою и снежинки в ладони ловлю

(пальцы левой руки ударяют по ладони правой поочередно)

Я зиму и снег и снежинки люблю

(тоже правой рукой)

Но где же снежинки? В ладошки вода?

(на первый вопрос сжимаем кулачки на второй разжимаем)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(то же самое)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи

Как видно, ладошки мои горячи.

(легкие потряхивания расслабленными ладонями)

Воспитатель: А это что такое? (на полу конверт)

Посмотрите вот письмо

Очень странное оно

Вместо марок три дождинки

На конверте есть хвоинки

И письмо не на листе

А на высохшем листке.

А письмо нам оставил Лесовичок.

Он пишет, что очень рад, что мы пришли в лес и просит нас соблюдать правила поведения в лесу.

Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.

Дети: В лесу нельзя кричать, чтобы не испугать лесных жителей. Если мы будем шуметь никого не встретим. Ходить осторожно, чтобы не сломать веточки деревьев…

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кому зимой в лесу снег служит теплым одеялом?

Дети: Медведю, ежику.

Воспитатель: Что делает медведь зимой?

Дети: Впадает в спячку.

Воспитатель: А как же он всю зиму спит и ничего не ест, он же может с голоду умереть?

Дети: Он жир нагулял. К осени медведь ищет корм и ест, ест, ест, чтобы накопить жиру на долгую зиму и сладко спать.

Воспитатель: Чем питается медведь?

Дети: Медведь ест ягоды, грибы, молодых птенцов, мелких зверюшек, разоряет птичьи гнезда, рыбу, муравьев, но любимое лакомство медведя – мед.

Воспитатель: А где спит медведь?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Как он ее устраивает?

Дети: Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: носит сухие листики, мягкие веточки хвои, сухой мох, кору молодых елочек.

Воспитатель: Кто еще кроме медведя впадает в спячку, кому снег служит теплым одеялом?

Дети: Ежику.

Воспитатель: Как называется жилище ежика?

Дети: Нора.

Воспитатель: Как утепляет еж свою нору?

Дети: Он устилает ее сухими опавшими листьями.

Воспитатель: Чем питается ежик?

Дети: Ежик ловит червяков, жуков, ящериц, змей, мышей, лягушек – это его любимые лакомства.

Воспитатель: Почему медведь и еж впадают в спячку?

Дети: этим зверям нечего есть зимой.

Воспитатель: Действительно, питания зимой этим зверям нет, и запасы они не делают, они хорошо питаются осенью, нагуливают жир. Как только наступают холода, они забираются в теплые, уютные домики и крепко спят до весны. Полетят с неба снежинки. Снег белым покрывалом укроет берлогу медведя и нору ежа, а их под снегом никто не найдет и сон их не потревожит, и чем больше будет снежное одеяло, тем теплее им будет.

Воспитатель: Ребята, а кому зимой снег прятаться помогает?

Дети: Зайцам! Заяц зимой белый, поэтому его на снегу не видно. Притаится заяц, ни волк, ни лиса его не заметят.

Воспитатель: Какая она белая заячья шубка?

Дети: Теплая, мягкая, пушистая.

Воспитатель: Ребята, а заяц на зиму нору делает, утепляет ее или нет? Где он спит?

Дети: Нет у зайчика домика, спит он зарывшись в пушистый снег под кустом.

Воспитатель: На что похожи следы зайца?

Дети: На капельки.

Воспитатель: Посмотрите, заяц насторожился. Что помогло зайцу заметить опасность?

Дети: Большие чуткие уши.

Воспитатель: Кого заяц в лесу боится, какие у него враги?

Дети: Сова, волк, лиса.

Воспитатель: Но не легко зайца догнать. Что помогает ему быстро бегать, далеко прыгать?

Дети: Ноги, заяц бежит по лесу, петляет, запутывает следы.

Воспитатель: А запасы зайчик делает? Чем он питается?

Дети: Заяц обгладывает кору молодых осинок, из-под снега может выкопать травку, если голодно лакомится сеном иногда приходит на огород и обгрызает капустные кочерыжки.

Воспитатель: Почему зайца косым называют?

Дети: Глаза у зайца расположены не в центре мордочки, а по бокам и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади. Ни волк, ни лиса незамеченными к нему не подкрадутся.

Воспитатель: Я предлагаю отдохнуть.

Физминутка:        Зайка по лесу скакал                (прыгает на 2-х ногах)

                        Видно корм себе искал        

                        Вдруг у зайки на макушке        (показывают ушки)

                        Поднялись от страха ушки

                        Тихий шорох раздается                (оглядывается

                        Кто-то по лесу крадется        прислушивается)

                        Заяц путает следы                (прыгают, петляют)

                        Убегает от беды

                        Прыгнул в бок и обернулся                (сворачиваются

                        И под кустиком свернулся                в клубок)

                        Словно беленький клубок

                        Чтоб никто найти не смог.

Воспитатель: зайцу в своей белоснежной шубке на белом одеяле никто не страшен, его ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. В народе говорят «Бел, потому и цел». А кому еще зимой без снега не обойтись?

Дети: Мышки без снега не обойтись. Бегает мышка под снегом и никто ее не видит.

Воспитатель: Кого мышка в лесу боится?

Дети: Лису. Она ловит мышей.

Воспитатель: Как называется домик мышки?

Дети: Мышки живут в норах.

Воспитатель: Мышки запасы делают?

Дети: Да мышка запасливый зверек. Она с осени носит в норку зернышки, семечки.

Воспитатель: У лисицы очень тонкий слух. Ходит лисица по белому пушистому покрывалу и прислушивается, не пищат ли в своих норах, под снегом мыши. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадется тихо-тихо, а затем высоко подпрыгнет и ударит о снег всеми четырьмя лапами. Бедная мышка услышав страшный грохот, не разобравшись, в чем дело, в ужасе выскакивает из норы. А лисичке–хитричке только этого и надо. Сразу ловит мышку.

А сейчас лесные звери расскажут кому зимой в лесу снег нужен (дети надевают шапочки – атрибуты).

Медведь:        Сладко мне в берлоге спится

                Если снег в лесу кружится

                Теплым белым одеялом

                Тихо по земле ложится

Еж:                Летом бегал по дорожке

                Возле сосен и берез

                А сейчас я сплю под елкой

                От мороза пряча нос

                Пусть мене навеют сны

                Снежные метели

                И просплю я до весны

                В снежной колыбели

Заяц:                К зиме зайчата побелели

                Шубку белую надели

                Быстрые зайчатки

                По полянке скачут

                За сугробом белым

                Свои ушки прячут

Мышка:        Снег засыпал все дорожки

                Норку тоже спрятал снег

                Не найти лисе и кошке

                Под сугробом мышки след

Воспитатель: Ребята, кому еще зимой снег необходим?

Дети: Растениям снег необходим. Снег укрывает корешки растений и защищает их от мороза.

Воспитатель: Если зимой много снега, то весной он растает и будет много воды. Земля воду впитает, и все растения вдоволь напьются. В народе говорят: если на полях много снега, то будет много хлеба! Давайте посадим зернышко.

Физминутка:

Посадим в землю пшеничное зернышко. Из зернышка появился расточек

Дети приседают, соединяют перед собой ладошки, как будто в них зернышко, касаются ими пола, затем плавно поднимают кисти рук

Осенью пошли дожди, подули холодные ветра, закружились в воздухе разноцветные листья

Дети встают, выпрямляются, поднимают руки вверх, делают вращательные движения кистями рук, выполняют наклоны в стороны, кружатся на месте

Зимой выпал снег и укрыл всю землю белым одеялом

Тепло под снегом росточку

Дети делают плавные взмахи одновременно двумя руками и присаживаются

Весной пригрело солнце, снег растаял. Напился воды росточек, потянулся к солнышку и вырос вот такой большой колосок!

Дети поднимаются, встают на цыпочки, медленно поднимают руки и тянут их вверх

Воспитатель: Ребята, а какое дерево остается в снежную зиму зеленым?

Дети: Елка.

Вырастала елка

В лесу на горе

У нее иголки

Зимой в серебре

У нее на шишках

Ледышки стучат

Снежное пальтишко

Лежит на плечах.

Воспитатель: А сейчас мне хотелось бы с вами поиграть в игру «Доскажи словечко»

Тихо – тихо, как во сне

Падает на землю… (снег)

И летят с небес пушинки

Серебристые… (снежинки)

На поселок на лужок

Тихо падает… (снежок)

Словно белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка

Это девочка…(снегурка)

На снегу-то посмотри

С красной грудкой…(снегири)

Словно в сказке, как во снег

Землю всю укутал…(снег)

Воспитатель: Ребята, столько слов добавили в стихотворении и все они похожи на слово «снег». И от этих «снежных» слов холодно стало. Наши пальчики замерзли. Давайте их согреем. (Дети делают глубокий вдох, затем выдох «греют руки»).

Воспитатель: Ребята, а вы рады, что наступает зима. А вам то зимой снег зачем?

Дети: На санках, на лыжах кататься, с горки кататься, в снежинки играть, снеговика лепись…

Воспитатель: Давайте покажем, что мы делаем зимой?

Из пушистого снежка                (лепят снежок)

Лепим мы снеговика

Вот скатали первый ком        (показывают большой «ком»)

Ком второй – чуть – чуть поменьше        (показывают меньше)

Третий – это голова                (маленький «ком»)

Шляпа будет из ведра                (показывают ведро)

Нос – морковка                        (показывают нос)

А глаза – два веселых уголька        (показывают глаза)

Все готов наш снеговик

У него довольный вид

Рот смеется до ушей                (показывают рот)

Веселит он малышей.

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка, но пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за руки, закройте глазки.

Глазки закрывайте

Немного помечтайте

Ветерок нас подхватил

В детский сад переместил

Воспитатель: Открывайте глазки. Мы в детском саду. Ребята, что вам понравилось? Что было интересным? Назовите еще раз пожалуйста кому зимой нужен снег? (зайцу, медведю, ежику, мышке, растениям и детям).

Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии в старшей группе "Зачем зимой снег" в соответствии с ФГОС.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в соответствии с требованиями ФГОС.Тема: «Зачем зимой снег» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Соци...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Зачем зимой снег» для детей старшей группы

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега.  Задачи:1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том,  где и как рождается снег, какую роль играет в жизн...

Зимой снег, играм не помеха.

Зимой снег играм не помеха Игры и забавы — это прекрасный способ развивать фантазию, интерес, выносливость, креативное мышление в ребёнке. Однако прежде, чем это произойдёт с ребёнком, свою нахо...

Театрализация коми сказки "Баран-задира"

Театрализация коми сказки  "Задиристый баран"...

"Ой, ты, зимушка-зима". Снег кружится, снег ложится.

Группа раннего возраста. Коллективная работа.З: на бумаге контрастного цвета по отношению к краске тона учить приему примакивания,  закреплять представление о белом цвете; продолжать развивать ин...

Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами экспериментально-исследовательской деятельности) «Снег идет»

Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами экспериментально-исследовательской деятельности) «Снег идет»...

Конспект прогулки с элементами экспериментирования по теме "Снег - снежок" для детей среднего дошкольного возраста"

Цель этой прогулки: систематизация и обогащение представлений детей о природе через знакомство детей со свойствами снега....