Методическая разработка совместной деятельности в форме группового сбора на тему «Найдем рыбке друзей» во второй младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Мишина Людмила Петровна

Самостоятельная деятельность в центрах позволит детям самостоятельно добывать знания: исследовать материалы, активизировать в речи трудные слова, получить навыки работы с новым материалом: наклеить бобы, мех.

Роль педагога на данном этапе – объяснить малышу задание, побуждать к речевой активности, оказать адресную помощь ребенку в случае затруднений, т.е. проводить индивидуальную работу, создавать атмосферу поддержки и сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка совместной деятельности                в форме группового сбора на тему «Найдем рыбке друзей» во второй младшей группе

Цель. Обобщение, уточнение и расширение знаний детей о рыбах в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.

Задачи:

ОО « Познавательное развитие»:

- формировать умение анализировать структуру объекта: узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники, хвост), отличительные ее признаки (чешуя), закреплять эти признаки с помощью моделей;

- закрепить знание геометрических фигур с помощью плоскостного моделирования рыбок;

- поддерживать и развивать интерес к совместному с взрослым обследованию предметов, развивать исследовательские умения;

- продолжать учить детей «читать» простейшие алгоритмические схемы;

- развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.
ОО «Речевое развитие»:

- стимулировать желание выражать свои мысли, впечатления, используя проблемный диалог;

- продолжать учить отвечать на вопросы взрослого, использовать в речи вопросительные предложения;

- обогащать словарь дошкольников по лексической теме «Рыбы», активизировать в речи новые слова: плавники, чешуя, хвост, аквариум, ребристая, меховая, блестящая и т.д.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- учить составлять декоративный образ из готовых силуэтов(геометрические фигуры), украшать силуэты рыб, используя разные материалы (цветная бумага, бобы);

- развивать чувство цвета, формы, размера;

- способствовать развитию детского творчества;

- развивать эстетическое восприятие, самостоятельность.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- побуждать детей доброжелательно относиться к окружающему миру, проявлять эмоциональную отзывчивость, вызвать желание оказать помощь при необходимости, делать добрые дела.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие» в тесной интеграции с другими ОО.

Оборудование: бумажный аквариум, образцы рыб, образцы рыб из геометрических фигур, бумажные геометрические фигуры, разрезная картинка рыбы, невод, заготовки для аппликации рыбки, бумага и материал для исследования, алгоритмические схемы.

 

Содержание образовательной деятельности детей

1. Организационный момент

Утренний сбор(эмоциональный настрой детей)

Нежные, добрые девочки, (воспитатель зовёт девочек)

Сильные, смелые мальчики (обращаясь к мальчикам)

Встанем в круг, за руки все возьмемся (берутся за руки)

И радостно друг другу улыбнемся! (улыбаются)

Всем доброго утра!

2. Введение в проблему

(введение в игровую ситуацию, используя приём «яркое пятно»)

Выходит дед к морю и закидывает невод, вытаскивает невод с картинками и говорит: «Что такое? Ничего не понимаю. Опять старуха будет ругаться…»

- Ребята, что - то у дедушки случилось, давайте узнаем, (дети подходят, здороваются и спрашивают)

Старик:Пришёл я к морю, закинул невод, а что поймал, не знаю…(достаёт разрезанные картинки)

- Ребята, поможем старику? (дети предлагают помощь)

А чтобы узнать, что он поймал, надо собрать картинку (дети собирают)

- Кого поймал старик? (золотую рыбку)

Старик: Спасибо ребята! Пойду, обрадую свою старуху (уходит)

- Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? (о рыбах). А вы хотите поближе познакомиться с нашей рыбкой?

Выявление знаний детей о рыбах (дети садятся на коврик)

Тогда садитесь на коврик и расскажите, что вы уже знаете о рыбах? (ответы детей)

У меня есть карточки, которые помогут вам рассмотреть части тела рыб? (тело, покрытое чешуёй, голова, глаза, рот, хвост, плавники). Выкладываются карточки.

- А где живут рыбки? (в прудув речке, в море, в ручейках)

Рыбы – это животные, тело которых покрыто скользкой чешуёй. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр (активизация) рыбы дышат. А чем мы с вами дышим? (дыхательная гимнастика). Рыбки бывают большими и маленькими, разноцветными, пятнистыми, полосатыми.Рыбки живые, потому чтооникак и мы, едят, двигаются, только рыбки плавают, а мы ходим, бегаем, прыгаем. Они плавают в воде в разные стороны: вверх, вниз, вправо, влево.

- А хотите, чтобы наша рыбка ожила?

- Тогда давайте скажем волшебные слова:

«Да-да-да наливается вода,

Ла-ла-ла наша рыбка ожила»

Не забудьте взмахнуть руками и дунуть

- А где живут рыбы в домашних условиях? (В аквариуме.)

Посмотрите, какой я вам сделала красивый аквариум. Давайте скорей поместим в аквариум нашу золотую рыбку, а то она погибнет. Рыбы без воды жить не могут. Они погибают. (Дети прикрепляют рыбку.)

Рыбка: Спасибо, ребята, что вы меня спасли (говорит грустным голосом)

- Спросите у рыбки, почему она грустит? (дети спрашивают)

- Вы меня поселили в очень красивый аквариум, но мне одной здесь очень скучно и играть не с кем.

- Что же, ребята, нам делать? Как найти нашей рыбке друзей? (дети предлагают – нарисовать, слепить, сделать из фигур…)

3. Формулирование проблемы

Постановка цели:

- Ребятки, в вы согласны помочь рыбке, найти новых друзей? Тогда приступим к делу – с помощью различных материалов сделаем рыбке новых друзей.

Но сначала давайте превратимся в рыбок и попробуем поплавать.

Физкультминутка.

Рыбки плавали, плескались,
Расправляя плавнички, 
Все поплавали немножко?
За работу, умницы!

4.Выбор центров и презентация центров.

У нас сегодня работают 3 центра, где мы найдем нашей рыбке друзей. В центре «Умелые руки» вы можете украсить рыбку, используя разные материалы, в центре «Почемучки» вам нужно определить рыбок на ощупь и в центре «Умняшки» из геометрических фигур вам надо собрать необычных рыбок. В центрах лежат карты – подсказки и сидят взрослые помощники, которые вам будут помогать. Для того, чтобы узнать в каком центре вы будете заниматься, я предлагаю выбрать карточку и с помощью её найти свой центр.

Но сначала давайте вспомним правила работы в центрах: громко не разговаривать, не спорить, уметь договариваться, помогать друг другу. Ребята, как только я позвоню в колокольчик, значит, все заканчивают работу и выходят ко мне на коврик.

5.Самостоятельная деятельность детей в центрах

ети берут карточки и расходятся по центрам.)

1 центр «Умелые руки»

Какие материалы вы видите на столе? (Бобы, фасоль и круги из цветной бумаги.)

- Скажите, чем вы сегодня будете украшать рыбок? (бобами, фасолью и цветными кругами).

Посмотрите, в тарелочке лежат большие бобы и маленькая фасоль, потрогайте их. – А как называется эта фигура? (круг, развернуть согнутый пополам круг), а если мы его сложим пополам, то получим (полукруг).

Выберите тот материал, который вам больше понравился, а так же рыбку и начнём её украшать.

Давайте посмотрим на алгоритм. С чего начнём? (берём бобы и фасоль), а ты (имя)….. полукруги, дальше мажем клеем и приклеиваем.

Итог: Чем ты украсил свою рыбку? (Я в своём центре украшал рыбку фасолью, …и т.д.)

2 центр «Почемучки»

Посмотрите, какие у меня есть красивые разные рыбки. Сегодня мы их будем украшать разными материалами. Давайте рассмотрим и обследуем наши материалы. Потрогайте руками, какая бумага? (гладкая, холодная). Посмотрите, как она переливается на солнышке, какая она? (блестящая, яркая).

- А сейчас потрогайте вот эту бумагу. Проведите пальчиками по ней, какая она? (ребристая, неровная). Посмотрите, она тоже блестит. Значит, какая она? (тоже блестящая).

- А этот материал блестит? (показать кусочек меха, нет).

- Как называется этот материал? (мех). Прижмите к своей щёчке, какой он? (мягкий, пушистый)

- Выберете рыбку и материал, из которого вы будете украшать её.

- Давайте рассмотрим алгоритм работы. С чего начинаем?

Итог: Какая у тебя получилась рыбка? (блестящая, …). Какую рыбку ты подаришь? (Я хочу подарить рыбке нового друга – блестящую рыбку.)

3 центр «Умняшки»

- Мы будем собирать рыбок из геометрических фигур. Давайте рассмотрим наш алгоритм работы.

- Какого цвета будут наши фигуры? (красного, синего, зелёного, жёлтого).

- Из каких геометрических фигур мы будем собирать рыбок? (квадрата, треугольника, круга, овала)

- У нас есть карточки с геометрическими рыбками. Выберите себе рыбку, которая вам понравится (дети выбирают). Посмотрите, в правом верхнем углу есть значок, какого цвета будет ваша рыбка. (Спросить у детей: каким цветом будет твоя рыбка? Значит, фигуры какого цвета ты будешь брать?)

- Ищите свои геометрические фигуры и приступайте к работе.

Итог: Какая у тебя получилась рыбка? (Я сделал рыбку из треугольников красного цвета; Моя рыбка синяя из квадрата и треугольников и т.д.)

6. Презентация результатов деятельности

(Общий сбор на коврике.)

- Расскажите, чем вы занимались в своих центрах. (Рассказы детей). Чему научились? Кому было трудно заниматься? Кому было легко работать? Кому было интересно?

Ребята, наши центры будут открыты до вечера, и вы сможете научить друг друга тому, чему нас научили взрослые.

- А сейчас давайте скорей заселим новых друзей к нашей рыбке в аквариум (заселяют).

Ребята, мы сумели помочь нашей рыбке? Как вы думаете, она довольно результатами нашей работы? Спросите у нее! Почему она рада? (У нее появились друзья, ей стало не скучно.)

Рефлексия «Улыбки»

Мы с вами сегодня сделали доброе дело. Какое? А если люди совершают хорошие поступки, то у них всегда хорошее настроение. А какое настроение у вас? Возьмите улыбки и покажите их нашим друзьям. Молодцы! Мне понравилось заниматься с такими дружными и трудолюбивыми ребятами. У меня вот какое настроение! Спасибо всем!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по театрально-игровому действию по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей второй младшей группы с мамами.

Театрально-игровое действие по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей второй младшей группы с мамами...

Краткосрочный проект на тему "Наши мохнатые друзья" во второй младшей группе

Формирование у детей 3-4 лет знания о домашних животных и их детенышах, представления о том, чем они питаются, где живут, как за ними ухаживать и какую пользу они приносят человеку...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: « Ловись, рыбка…» для детей второй младшей группы

Конспект организованной образовательной деятельности во вторай младшей группе по краеведению по теме "Водоёмы Тамбовской области"....

методическая разработка "Совместная деятельность взрослого с ребенком по обучению безопасного поведения на железной дороге" (2 младшая группа - подготовительная)

Представленный материал поможет педагогам сформировать у детей дошколнього возраста знания о правилах поведения на железной дороге, предупредить несчстные случаи и травматизм на железной дороге....

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

План – конспект совместной деятельности «Изготовление книжки-малышки о семье» (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей группы)

План – конспект  совместной  деятельности   «Изготовление  книжки-малышки о семье»  (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей групп...