Конспект НОД по Петербурговедению. «Знаменитые жители Адмиралтейского района разных эпох: А.С.Пушкин., А.Блок, М.И.Глинке, М.В.Ломоносов."
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Михеева Эльвира Эдуардовна

На  занятии дети познакомятся с известными "соседями" , жителями Адмиралтейского района, разных эпох.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znamenitye_zhiteli_admiralteyskogo_rayona_raznyh_epoh.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:








Конспект НОД по Петербурговедению.

  «Знаменитые жители Адмиралтейского района разных эпох: А.С.Пушкин., А.Блок, М.И.Глинке, М.В.Ломоносов»
Цель:
 : Знакомить детей с великими людьми культуры и искусства, науки.
             Расширять представления детей о родном городе, формировать чувство

                              гордости за свой  город, сопричастности к мировой культуре.

Задачи:

  • Продолжать знакомить  детей с историей города, её жителями.
  • Формировать интерес к «малой Родине».
  • Развитие связной речи.
  • Развитие восприятия, памяти, логического мышления.
  • Воспитание патриотизма средствами эстетического воспитания: музыка, художественное творчество

    Предварительная работа: 
  • Рассматривание портретов: А,С, Пушкина, А.Блока., М.И.Глинке.,
    М.В.Ломоносова.
  • Рассматривание фотографий Адмиралтейского района.
  • Беседа на тему:
  • «Достопримечательности нашего города».
  •  Чтение стихов А.С.Пушкина., А.Блока о Петербурге.
  •  
  • Оборудование: магнитофон,  картинки с видами города, портреты:
    А.С.Пушкина., А.Блока., М.И.Глинке., М.В.Ломоносова.














                                           

                                                
Ход занятия:

Петербург в жизни Пушкина.

В
:     Ребята. Вы узнаёте человека с портрета?    

В Петербурге Пушкин провел лучшие годы юности и годы зрелости.   И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий  в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как "град Петров" и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.
                     

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла.
Медный всадник А. С. Пушкин

Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время - столицей империи, дом самодержцев Российских.

Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение - Царкосельский лицей. (Есть сведения, что Пушкин на втором году жизни увидел Петербург, но прожила семья Пушкиных в Петербурге всего около года.  




     Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! После пестрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Испытания (экзамены) проходили в доме самого министра народного просвещения графа А.К.Разумовсвкого. Пушкин знал гораздо больше других детей, "многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил".
    Осенью 1811 года (19 октября) началась учеба в лицее и на 5 лет Пушкин расстается с Петербургом. "Безбожно молодого человека держать взаперти…" - жаловался Пушкин в письме к Вяземскому за год до выпуска из лицея .        Наконец, наступил долгожданный июнь 1817 года. Окончив Лицей, Пушкин переезжает в Петербург (в квартиру родителей на Фонтанке у Калинина моста) и начинает самостоятельную жизнь взрослого человека. От ощущения свободы и независимости у него кружится голова, он не знает, куда броситься, с чего начать; ему теперь доступно всё - и театры, которые он непрестанно посещает, и балы. Заветное в начале XIX века слово "театр" рождает у Пушкина желание воспеть это славное детище русской культуры в романе "Евгений Онегин" :

"Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;

Последний период жизни в Петербурге

Вскоре после свадьбы Пушкин решил переехать на постоянное местожительство из Москвы в Петербург. Лето и осень 1831 года он проводит под Петербургом в Царском Селе. Это было счастливое время для Пушкина и его жены. Он работал, гулял с женой около озера. Но в конце июня в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры. Царское Село оказалось окружено карантинами, туда доходили лишь смутные слухи о народных холерных бунтах. Умирает Дельвиг. В середине июля, спасаясь от эпидемии, в Царское Село прибыл Николай I со своей свитой; покой и тишина были нарушены. Это не могло не огорчать Пушкина.





Утешением для поэта было то, что вместе с двором в Царское Село приехал Жуковский. Жуковский, Гоголь, Пушкин собирались почти каждый вечер. Возникло даже нечто вроде соревнования в создании русских сказок между
Жуковским и Пушкиным. Написана шутливая поэма "Домик в Коломне", где описаны любимые Пушкиным с детства бедные окраины Петербурга; дописано письмо Онегина к Татьяне, проза, стихи. Лето было плодотворным.
     Трагическая гибель поэта также связана с Петербургом. Пушкин стрелялся с Дантесом под Петербургом, за черной речкой, близ Комендантской дачи около 4 часов.  В то время Черная речка стала модным дачным местом. Пушкин провел здесь два лета.  Пушкин был смертельно ранен. Его привезли в дом княгини Волконской - он прожил здесь недолго - всего несколько месяцев, - с октября 1836 г. по 29 января 1837 г.
     29 января в 2 часа 45 минут пополудни перестало биться сердце Пушкина. Сняв с двери бюллетень, Жуковский тихо сказал: "Пушкин умер". Из толпы крикнули: "Убит!". Бурное проявление народной любви к поэту, негодование и возмущение его убийством встревожили правительство. Жуковский вспоминал, что когда гроб несли к церкви "…нас оцепили, и мы, так сказать под стражей проводили тело до церкви, с какою-то тайной всех поразившею, без факелов, почти без проводников". Так в ночь на 1 февраля 1837 г. официальный Петербург простился с Пушкиным.

30 января в газете "Литературные прибавления к Русскому инвалиду" В.Ф.Одоевский писал: "Солнце нашей поэзии закатилось!…". Последнюю дань любви великому поэту выразили десятки тысяч петербуржцев, приходивших проститься с ним к квартире на Мойке.

В: Ребята, а какие произведения Александра Сергеевича вы знаете? Какие у вас        любимые?



Александр Блок

(рассматриваем портрет А. Блока)

Ректорский дом Университетская набережная, д. 9
Здесь прошли первые годы жизни Блока.



Ректором университета в том время был ботаник Андрей Бекетов, который проживает со своей семьёй в 1876–1983 годах во флигеле. , дедушка будущего поэта. 28 ноября 1880 года рождается и проводит своё раннее детство его внук — будущий поэт Александр Блок.    
   Будущий поэт жил в комнате окнами во двор, на втором этаже. Мама маленького Саши — Александра Андреевна — скоро разведётся с мужем, выйдет за гвардейского офицера  и переберется с сыном на окраину, на Большую Невку.


                   Первые стихи Блок написал в пять лет. В восемь лет он встретил казанского поэта-лирика Гаврилу        Габриева, после краткой беседы с которым окончательно утвердился в своем желании стать поэтом.
                  Доходный дом Кольцова Ул. Декабристов, д. 57 Последний адрес поэта, где он прожил с 1912-го по 1921 годы. Здесь же написал самые известные свои произведения — «Соловьиный сад», «Двенадцать», «Роза и крест».

                7 августа 1921 года в 10 утра Блок скончался от болезни сердца, осложненной общим истощением организма. Спустя три дня поэта похоронили на Смоленском кладбище, где находились могилы его родных — Бекетовых. В 1944 году он был перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Поэт прожил всего 40 лет.

Ныне в доме 57 на ул. Декабристов располагается Музей-квартира Александра Блока, где экспонируются архив, библиотека и личные вещи поэта. После смерти поэта его архив и вещи хранила его жена. После её кончины в 1939 году они были переданы в Пушкинский дом. Музей-квартира поэта на улице Декабристов была открыта в 1980 году.

Белой ночью месяц красный...

Александр Блок

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.



Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц. тихий шум?..

22 мая 1901


Михаил Иванович Глинка
(прослушивание : «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»)
В: Ребята, назовите жанр произведения (марш, танец,песня)
Верно, это Марш Черномора из оперы Михаила Ивановича Глинке «Руслан и Людмила»

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного
капитана Ивана Николаевича Глинки  и Евгении Андреевны Глинка-Земелька
     До шести лет Михаил воспитывался бабушкой по отцу Фёклой Александровной.
     В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и поместили в 
Благородный пансион при Главном педагогическом институте , который находился в доме купца Отто по адресу наб.р. Фонтанки 164, у Калинкина моста.
-  Ребята, вам знакомы эти названия: Набережная реки Фонтанки, Калинкин мост ?
   1819 году, где его 
гувернёром был поэт, В. К. Кюхельбекер,друг Пушкина.

    В Санкт-Петербурге Глинка брал частные уроки у видных музыкальных педагогов. В 1822 году успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе при Императорском Санкт-Петербургском университете. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до смерти поэта.

Затем Михаил уезжает за границу и там проводит несколько лет.








В мае 1854 года Глинка возвращается  в Россию. Он провёл лето в 
Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург, улица Чехова, 7

Последний дом, где жил Глинка.

Дом №7 на улице Чехова отмечен мемориальной доской, посвященной Михаилу Ивановичу Глинке. Свидетельство современника, зафиксированное 29 ноября 1892 года, через день после установки мемориальной доски: "Во 2-м (снизу) этаже между 2 и 3 окном (справа) приделана мраморная доска с надписью: В этом этаже/ жил/ с 1854 по 1856 гг./ Михаил Иванович ГЛИНКА"
-  Давайте ещё раз рассмотрим портрет великого композитора.



Михаил Васильевич Ломоносов.

- Ребята, вы слышали имя Михаил Васильевич Ломоносов? Что вы слышали об человеке?

       С Петербургом неразрывно связана биография русского ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Петербургский период его жизни продолжался

с 8 июня 1741 по 4 апреля 1765 г.(24 года)

Первый раз Ломоносов приехал в Петербург 1 января 1736 г. вместе с 11-ю учениками Московской Славяно-греко-латинской академии, вызванными Академией наук в качестве слушателей академического университета. Первые 2,5 месяца ученики жили в здании Академии наук.

Во второй половине марта для них были наняты палаты на "общем монастырском дворе", принадлежавшем новгородской епархии ("двор новгородских семи монастырей"). Здание находилось "на ВО, в первой линии, идучи от Большой Невы реки на левой стороне".






Другой документ указывает, что двор находился "подле кадетсткого корпуса", очевидно на месте Румянцевского сада.

Вскоре Ломоносов и еще 2 ученика были посланы в Германию для обучения.

Из-за границы они вернулись 8 июня 1741 г.

Научная деятельность Ломоносова протекала преимущественно в стенах Академии наук, занимавшей в то время часть здания петровской Кунсткамеры.
- Ребята, вспоминайте, что такое Кунсткамера? Кто создал этот музей? Где находится Кунскамера?
  В нем расположен сейчас Музей Ломоносова. Здесь Ломоносов работал с 1741 по 1765 г.

Обширный земельный участок, ограниченный Большой Морской  ул. и Ново-Исаакиевской ул. (Почтамтская ул.), принадлежал Михаилу Васильевичу Ломоносову - ученый получил его в 1756 г как знак признания страной его достижений. . В том же году на участке был построен двухэтажный дом с мезонином, выходивший фасадом на Мойку.
- Ребята, Мойка – это …..? Верно, река.

      По бокам его появились два хозяйственных флигеля, отделенные от главного здания воротами. Со стороны Ново-Исаакиевской ул. участок замыкали два дома. Вероятно, в одном из них располагались конюшни. В центре участка находился большой фруктовый сад – по сути, владение Ломоносова было обширной городской усадьбой.

В этой усадьбе Ломоносов прожил девять лет. Здесь он работал, сюда приходили его друзья; известно, что однажды его дом удостоился посещения самой императрицы. В саду ученый устроил обсерваторию.
А в одном из строений, выходящих на Ново-Исаакиевскую ул., построил мозаичную мастерскую. В ней он создал знаменитое мозаичное полотно "Полтавская баталия",





которое украшает сегодня лестницу здания Академии наук .

Макет дома Ломоносова на Мойке.

 

    4 апреля 1765 г. М. В. Ломоносов скончался. 6 апреля тело из дома на Мойке в сопровождении огромного числа провожающих было перевезено в Александро-Невскую лавру и захоронено на Лазаревском кладбище.  По проекту акад. Я. Штелина на могиле поставлен изготовленный в Италии памятник из каррарского мрамора. 

После смерти М. В. Ломоносова дом по наследству перешел его зятю А. А. Константинову.

Позднее был куплен Н. А. Демидовым, а от него перешел во владение Почтового ведомства. В 1843-1845 (1830-е ?) дом был перестроен.

В 1892 г. М. В. Ломоносову был установлен памятник на пл. Ломоносова (бывш. Чернышева). Бюст выполнил скульптор П. П. Забело.

- Ребята, давайте рассмотрим портрет этого нашего выдающегося соотечественника. Что означает слово «соотечественник»?

Рефлексия: - Ребята, вам понравилось наша встреча ?
                 -       Какие новые имена вы сегодня услышали?
                 -  Кем были эти люди?
         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

310 лет Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга. 70 лет со Дня Победы.

Проект подготовлен в связи с празднованием 70-летия Победы в ВОВ и 310-летия Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Целью данного проекта было формирование нравственных ценностей, чувства патриотизм...

Адмиралтейскому району 310 лет - ВИВАТ!

Адмиралтейский район города Санкт-Петербург - самый старый район города, который сохранил в себе историю и культуру города. Район образован 11 марта 1994 года в результате объедине...

Презентация Мосты Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Презентация  рассказывает о мостах Адмиралтейского района...

Презентация Адмиралтейский район Достопримечательности

Презентация  рассказывает о достопримечательностях Адмиралтейского района Санкт-Петербурга...

«Жилище человека в разные эпохи» конспект

«Жилище человека в разные эпохи»    конспект                 ...

Конспект занятия по речевому развитию во 2й младшей группе «В поисках весенней сказки» Составитель: воспитатель Кирпичникова Н.Н. ГБДОУ №114 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Конспект занятия по речевому развитию во 2й младшей группе«В поисках весенней сказки»Составитель: воспитатель Кирпичникова Н.Н. ГБДОУ №114 Адмиралтейского района г. Санкт-ПетербургаЗадачи:...

Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе: «В гостях у доктора Айболита» (Тело человека. Гигиена). Составитель: воспитатель Кирпичникова Н.Н. ГБДОУ №114 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе: «В гостях у доктора Айболита» (Тело человека. Гигиена).Составитель: воспитатель Кирпичникова Н.Н. ГБДОУ №114 Адмиралтейского ...