Статья «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологического содержания»
статья по окружающему миру

Никитина Н.Ю.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологического содержания»

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход. Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирования у детей экологического сознания, культуры природопользования. Проблема экологического воспитания детей является одной из актуальных на современном этапе.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем сохранить самое удивительное ее творение – жизнь на земле.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры. Они, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к игре и имеют двойное значение – познавать, играя. Каждая дидактическая игра имеет целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, фантазия.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе.

Игра расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.

В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Таким образом, дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Требования к подбору дидактических игр:

- подбор осуществлять с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе, а также обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

- применять полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

- игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

- соблюдать последовательность связи каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это и позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Игры подразделяются на:

- проблемно-поисковые игры-задания;

- словесно-дидактические игры;

- развивающие игры;

- игры-драматизации;

- игры-соревнования;

- игры - путешествия и т.д.                                                                              

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально.

Примеры дидактических игр, которые я использую в своей работе.                                                                                   Игра «Овощи, фрукты, ягоды». Игра развивает внимание, образное мышление, словарный запас, закладывает первые экологические представления.                                                                                                                                                 В игре «Живая и неживая природа» дети закрепляют знания о том, что находится на земле, в воздухе, космосе. В игре «Занимательная зоология» дети знакомятся с картой мира, животными, которые обитают на планете Земля. Дети усваивают редкие названия животных: барракуда, медуза, гепард и т.д.                 Важную роль в работе играют дидактические игры с предметами и картинками: «Найди животных», «Кто где живет?», «Найди что опишу», «В саду и в огороде». В этих играх используются игрушки животных, муляжи овощей и фруктов.

В работе необходимо использовать игры с природным материалом. Ценность этих игр в том, что они максимально приближены к природе. Например такие игры как: «Назови части растения», «Найди что я опишу», «Листья, корень, стебелек», «Найди растение по цветкам» и т.д. Пособие «Времена года» позволяет провести такие дидактические игры как: «12 месяцев», «Назови время года», «7 братьев». В результате дети запоминают дни недели, их последовательность, времена года, сколько месяцев в году, как правильно одеваться по погоде.                                                                                                   Важную роль в работе играют  словесно-дидактические игры. Это такие игры как: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Съедобное - несъедобное», «Назови приметы…», «Что было, что будет.».

В заключении хочу сделать вывод- экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.

Играя, ребёнок познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и всей экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995-267с 
  2. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 2006.
  3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.,2004
  4. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск,1976
  5. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

          Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой дея...

Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает лич...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» Цель: развитие  т...

Презентация Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Дидактические игры- являются одним из эфективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания....

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Сообщение из опыта работы: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»...