Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: " Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бединская Наталья Алекандровна

Из года в год люди с нетерпением ждут прихода весны, а ее приход издавно символизируют первые перелетные птицы. Расширить и закрепить знания детей о наших пернатых соседях поможет наше занятие, с участием сказочного героя- Лесовичка. Интересное и увлекательное оно поможет без труда усвоить новый и закрепить пройденный ребятами материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 д/сад « Ягодка»

Конспект занятия по ознакомлению с  окружающим миром  в старшей группе:

«Перелетные птицы»

                                                                                           Выполнила воспитатель:

                                                                                        Бединская Н.А.

Топки 2022г.

Цель: расширение представлений  детей  о перелётных птицах

Задачи:

Образовательные:

систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам;

расширять представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде, жизни в весенний период;

познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;

расширять и активизировать словарь

Воспитательные:  воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;

формировать навыки сотрудничества, доброжелательности

Развивающие:  развивать внимание, мышление, разговорную речь детей

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», видеопроектор, лукошко, булочки в виде жаворонков.

Предварительная работа: беседа о весне, наблюдение за птицами во время прогулок, чтение рассказов стихов, пословиц о весне, о перелетных птицах, составление рассказов о перелетных птицах (индивидуально)

Ребята, сейчас я вам прочитаю текст, а вы его внимательно послушайте и скажите о каком

 времени года идет речь.

Воспитатель читает текст.

Побежали по дорогам веселые, говорливые ручейки. Лед на речке почернел. Надулись на деревьях пахучие почки. Уже прилетели из теплых краев грачи.. Поставили ребята на деревьях скворечники. Спешат они из детского сада, чтобы посмотреть, нет ли веселых гостей скворцов. Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты.

Воспитатель: итак, ребята, о каком времени года идет речь. Правильно, о весне. А как вы догадались, что в тексте говорится о весне? Назовите признаки.

Давайте посмотрим на экран и узнаем правильно ли мы ответили. Там должна появиться картинка с изображением весны.

Появляется картинка с изображением зимы.

Воспитатель: «Что же это такое, почему на экране зима, ведь мы правильно угадали время года. Ничего не понимаю.»

Слышится стук в дверь. Входит Лесовичок. Видно, что он очень огорчен.

Лесовичок: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что произошло и почему на картинке зима».

Воспитатель: Расскажи нам пожалуйста!

Лесовичок: Злая Зима ребята заколдовала наш лес и хочет остаться в нем навсегда. Нужно как -то помочь Весне вступить в свои права, но я совершенно не знаю как. Раньше весну в наш лес приносили на своих крыльях перелетные птицы. Но Зима так завьюжила и запорошила все кругом. что скворцы, которые летели в наш лес не смогли найти в него дорогу. Но они подсказали, что можно обратиться к вам, ребята, и вы мне поможете.

Воспитатель: Ребята, поможем  перелетным птицам ?  Для этого нам нужно вспомнить все, что мы знаем  о них знаем  и тогда они непременно смогут найти дорогу и принести на своих крыльях весну.

Воспитатель: Ребята, как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края? Правильно, перелетные. А для чего они улетают в теплые края, почему не остаются зимовать? Да, потому что становится холодно и  нет корма.

Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?(называют). А какие из них прилетают первым.

Лесовичок: Ребята, я предлагаю вам, отгадать загадки о птицах и послушать их голоса, ведь без птичьих песен лес пустой и безжизненный.

Лесовичок загадывает загадки. После того как загадка отгадана включается аудиозапись с голосом этой птицы.

На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его

(Скворец) (аудиозапись голоса)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

(Жаворонок) (аудиозапись голоса)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей  

(Грач) (аудиозапись голоса)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

(Цапля) (аудиозапись голоса)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей) (аудиозапись голоса)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины

(ласточка) (аудиозапись голоса)

Воспитатель: Ребята, а что общего у всех этих птиц?

(Выставляют картинки- подсказки, по которым дети, по очереди рассказывают)

Дети: у всех птиц есть два крыла, две лапки, тело покрыто перьями и пухом есть клюв и все они появляются из яйца.

Лесовичок: Я предлагаю поиграть в игру « Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и скажите какая птица здесь лишняя и почему?

Ласточка, воробей, грач, скворец

Ворона, аист, голубь, воробей

Грач, синица, ласточка, кукушка

Сорока, воробей, дятел, ласточка

Голубь, кукушка, цапля, журавль

 Физминутка:»Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель: весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (Строят гнезда, выводят птенцов, кормят птенцов.)

Лесовичок: сейчас мы с вами поиграем в игру "Назови птенцов" Как называются птенцы у утки - утята, у гуся - гусята, у аиста - аистята, у грача - грачата, у скворца - скворчата, у соловья - соловьята, у журавля - журавлята, у кукушки - кукушата.

Воспитатель: В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

А сколько много пословиц и поговорок о перелетных птицах существует в русском народе.

Давайте, мы с вами, их вспомним. Ребята по очереди называют пословицы и поговорки.

Грач на дворе-весна на дворе

Грач прилетел- через месяц снег сойдет

Видишь скворца- знать весна у крыльца

 Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

 Синица запела – к теплу.

Лесовичок: Ребята, на Руси существовал обычай выпускать на волю певчих птах( жаворонков) и при этом окликать весну. Я предлагаю и нам с вами тоже выпустить на волю жаворонков и позвать весну. А жавороночков  я припас для вас в своем волшебном лукошке.

Ребята подходят, берут из лукошка Лесовичка  испеченного жаворонка и становятся кругом. Затем все громко произносят закличку.

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Лесовичок: «Какие вы молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Теперь то уж точно перелетные птицы найдут дорогу в наш лес, а там и весна красная не заставит себя ждать. Ну, а мне пора возвращаться в лес. Ведь мне нужно еще многое приготовить для встречи перелетных птиц.

Прощается и уходит.

Воспитатель: « Как хорошо ребята, что мы столько много знаем о перелетных птицах. Ведь иначе мы бы не смогли помочь Лесовичку, и в этом году у нас бы не наступила весна. А ведь мы ее так ждем! Большое вам спасибо!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о приметах осени; воспитывать у детей желание заботиться о живой природе, познакомить детей с понятиями: лететь клином, косяком, стайкой....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразииАктивизировать словарь: зимующие, перелётные...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Перелетные и зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Перелетные и зимующие птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  в старшей группе  «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»

Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, с...