Юный эколог
проект по окружающему миру (средняя группа)

Донгак Анна Шириндивиевна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_chaa.docx443.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                        «Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»

И. Соколов-Никитов.

Пояснительная записка

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

Программа кружка «Юные экологи» рассчитана на детей 4-5лет. До 5 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.

Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является планирование занятий, направленных на   реализацию регионального компонента.

Отличительные особенности программы.

Новым в работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.

Принципы, лежащие в основе программы:

-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности и посильности;

-принцип учета возрастных особенностей детей;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Первый год обучения - дети 4-5лет (старшая группа)

Сроки реализации программы – 1 года.

Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Цель программы.

Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента (Тамбовской области)

Общие задачи

- Формировать активную позицию, желание изменить, что- либо вокруг себя в лучшую сторону

- Воспитывать защитников природы, дать экологические знания.

- Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно

распоряжаться ее богатствами.

- Развивать экологическую культуру.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.      Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.      Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.     Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Задачи развития экологических представлений у детей           старшей группы.

Образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

Развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

Воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

- формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

Задачи оздоровительной направленности.

- Учить взаимодействовать с природой.

- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.

- Знакомить с правилами личной безопасности.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.

- Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности   дежурного в зоне природы.

- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию.

Задачи природоохранного направления.

- Формировать представление об экологических проблемах села, города.

- Закрепить умение правильно вести себя в природе.

-  Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.

- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных видах деятельность.

- Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

Возрастные особенности усвоения программного материала.

Старшая группа.

К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором он живет, отражающий основные его закономерности. Основные изменения в деятельности, сознании и личности пятилетнего ребенка заключаются в следующем: появляется произвольность психических процессов- способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создает к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии- способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах; для морального развития, и именно для последнего, возраста шести-семи лет является сенситивным, т.е. Чувствительным периодом. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в тоже время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. Детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т.е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям, и интересам. У ребенка формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности. В этом возрасте развиваются тонкие эмоциональные реакции ребенка на красоту окружающего мира, увиденное в детстве и запечатленное в сознании человека, создают эмоциональное, теплое переживание чувства Родины.

Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы.

Образовательные.

-Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего, как средства становления осознанно правильного отношения к природе.

-Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

-Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы.

-Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.

-Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Развивающие.

-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия.

-формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений.

-Применять результаты исследования в разных видах деятельности.

Воспитательные.

- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Задачи оздоровительной направленности.

- Продолжать учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.

- Формировать ответственное отношение к своему здоровью.

- Учить оказывать первую медицинскую помощь себе и пострадавшим.

- Учить не только самим правилам безопасности, но и начать следить, как их выполняют другие.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.

- Продолжать заботиться о чистоте окружающего мира, родного села, города.

- Продолжать работу по формированию умений и навыков по уходу за растениями и животными.

- Учить в коллективной деятельности самостоятельно планировать работу и разделять обязанности между собой.

Задачи природоохранного направления.

- Формировать ответственное отношение за создание необходимых условий жизни для себя и для всех живых организмов.

- Продолжать знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды в своем регионе.

- Побуждать активно применять на практике знания по охране природы.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

- Учить передавать свои эмоции, настроение по отношению к природе через изобразительную деятельность и художественный труд.

Формы и методы организованной образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.

Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.

При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди».

Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой).

- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

- частично-поисковый (участие в коллективном поиске).

-исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).

Для решения программных образовательных задач используются:

Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).

Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).

Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Индивидуальная работа. Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении, о том, кем и какими они станут, когда вырастут, что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды

Техническое оснащение занятий

-Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;

-Фигурки с домашними и дикими животными;

-Муляжи и натуральные овощи и фрукты;

-Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;

-Гербарий растений;

-Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;

-Кормушка для птиц;

-Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)

Взаимодействие с родителями:

- проведение родительских собраний, консультаций, бесед;

- совместные праздники;

- участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах;

- оформление наглядной информации.

Взаимодействие с социальными партнёрами:

- взаимодействие с краеведческим музеем;

- взаимодействие с «МЦБ» (Меж поселенческая центральная библиотека).

Интеграция содержания образовательной области.

Образовательные

области

Безопасность.

( Экология.)

Физическая культура

Воспитание потребности в физическом совершенстве.

Внедрение в программу здоровьесберегающих технологий.

Здоровье

Формирование представления о здоровом образе жизни, своем теле. Формирование умения адекватно реагировать на изменение окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.

Труд

Знакомство с особенностями труда в природе. Воспитывать ценностное отношение к труду его роли и результатам в жизни человека.

Познание

Формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, экологического мировоззрения и активной жизненной позиции. Развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность

Социализация

Формирование интереса к родному краю, чувство принадлежности к мирровому сообществу.

Художественная литература

Использование художественных произведений для обогащения содержания образовательной деятельности. Дать представление о целостной картине мира. Через произведения художественной литературы раскрывать красоту природы.

Художественное творчество

Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Удовлетворять потребность детей в самовыражении. Формирование эстетического отношения к миру и содействие художественному развитию ребенка средствами искусства.

Коммуникация

Формировать компоненты устной речи в различных видах деятельности. Овладеть конструктивными способностями и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Учебный план  

 старшая группа

2021-2022 учебный год

  Сентябрь. «Неживая природа осенью».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Я и природа»

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Беседа экспериментальной зоны (камни, песок, глина)

«Что такое природа».  «Природа  - не природа», «Угадай ,что в мешочке».

«Наш – дом природа»

Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе.

«Дом - жилище человека» и «Дом – природа». Игра  «Мой дом»

Октябрь. «Земля – кормилица наша».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Хлеб – всему голова»

Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет».

«Зерновые культуры»

Познакомить детей с зерновыми культурами.

Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей.

Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона

«Почему зерно в землю сеют?»

Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных          условиях и почвах.

Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.

Посев семян в емкости с разным грунтовым составом.

Работа с дневником наблюдения

«Злаки родного края»

Углубить знания детей о злаках родного края.

Развивать память, мышление.

Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов.

Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши».

Ноябрь. «Таинственное лесное царство».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Что мы сажаем, сажая леса?»

Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме.

Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, много яростность, исчезновение.

Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу.

Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе

«Удивительный лес.

Нашего края»

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов.

Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса».

«Что было бы, если…»

Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.

Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических

«Растения и животные леса»

Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края.

Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений.

Воспитывать уважительное отношение к живой природе.

Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных

Декабрь. «В царстве комнатных растений».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Беседа:                                   «Что растет на окошке»

Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Развивать связную монологическую речь через

умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний.

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа « Что растет на окошке), игра «Угадай растение».

 Изучаем строение цветка «Герань»

Учить детей определять части цветка.

Учить описывать растения, опираясь на модели.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Рассматривание растений в уголке природы.

Беседа

«Если долго не поливать цветы то?…»

Формировать представления детей об отношениях       различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения»

Посадка комнатных растений « Герань»                  

Учить правильной посадке комнатных растений.

Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними.

Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения

Моделирование трудового процесса.

Январь «Загадочные явления в природе»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Что такое снег?»

Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает.

Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий.

Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов.

«Тайна воздушного пузырька»

Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.

Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Формировать интерес к экспериментальной работе.

Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?»

Рисование

« Герань»

Вызвать у детей желание заниматься творчеством.

Развивать творческое воображение, эстетический вкус;

Воспитывать желание рисовать комнатные растения.

Наблюдения комнатные растения.

Февраль. «Экология родного края»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Беседа

« Правильный уход за растением – залог хорошего роста»

Расширять знания о способах ухода за комнатными растениями.

Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к растениям.

Знакомство детей комнатными растениями.

Заучивание стихотворений и песни про цветы.

Учить детей выразительное чтение стихов и песни про цветы. Обогащать словарный запас детей литературными словами.

Мастерская по изготовлению атрибутов к игре:

Ознакомление с комнатными растениями.                   Цветок «Хлорофитум»

Расширение представлений воспитанников комнатных растений

Развивать чувство цветоощущения.

Экскурсия в школу ботанический сад.

Март. «Царица – водица»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Труд в уголке природы посадка цветок

«Хлорофитум»

Расширение представлений о посадки цветов, вызывая интерес к выращиванию растений.

Рассматривание мультфильмы

«Свойства воды»

Расширить знания детей о воде и ее свойствах.

Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.

 Воспитывать экономное отношение к воде.

Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п.

Настольная игра « Найди растения по названию»

Закрепление умений воспитанников выбирать комнатные растения.

Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли.

 Воспитывать доброту, отзывчивость.

Рассматривание иллюстраций,

предметных картинок, разучивание слов.

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

 Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.

Воспитывать экологическую культуру.

Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Апрель. «Защитим природу!»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Человек – верный сын природы»

Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

Развивать у детей творческие способности.

 Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы.

«Разработка экологических

знаков»

Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками.

Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе.

Развивать у детей творческое мышление.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра

«Угадай знак».

Дидактическая игра

« Угадай комнатные растения»

Развитие умений воспитанников узнавать листьев растений (герань, хлорофитум)

Способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.

 Воспитывать экологическую культуру.

Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.

Чтение художественной литературы                             «Цветик- семи цветик»

Познакомить детей с экологическими рассказами.

Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.

 Воспитывать любовь к природе.

Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Май. «В царстве лекарственных растений»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Лекарственные растения – Шиповник»

 Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей.

 Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

Рисование

« Шиповник»

Учить создавать гармоничную композицию из цветов на всем полотне листа.

Продолжать учить детей называть лекарственные растения.

Формировать навыки поведения в природе.

Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли.

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов.

Выставка работы детей

Формировать умение узнавать и правильно называть комнатные растения и лекарственные травы.

 Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)

Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа о лекарственных травах и комнатные растения.

Учебный план «Юные экологи»

старшая группа

Сентябрь

Тема

Цели

«Как вести себя в природе»

Закреплять у детей знания о культуре поведения в природе .Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

«Что нас окружает?»

Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные НОД природой и человеком.

Октябрь

Тема

Цели

Подарки осени.

Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Природа-чудесница.

Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.

Мой край родной.

 Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Тамбовской области, пробуждать желание побывать в этих местах.

Путешествие в кладовую родного края. Лес

Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей.

Красная книга Тамбовской области.

Дать детям представление о Красной книге Тамбовской области, раскрыть ее сущность. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Ноябрь

Тема

Цели

Хлеб.

«Кто трудиться рад, тот хлебом будет богат!» Закрепить представление о содержании и значении труда взрослых; воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу как к результату деятельности многих людей.

Домашние и дикие птицы.

«Пернатые друзья». Уточнить представления детей о знакомых птицах. О птицах, которые проживают в нашей республике, об условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и домашних птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Поздняя осень. Перелётные птицы.

«Итоговая беседа об осени». Обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Домашние и дикие животные.

«Сравнение диких и домашних животных». Рассказать детям о диких животных, живущих в лесах нашей республики; уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; развивать воображение и творчество.

Декабрь

Тема

Цели

Зима. Зимующие птицы.

«Покормите птиц зимой…»Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

  Север.

«Царство Снежной Королевы» .Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.

«Солнце – источник тепла и света»

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; развивать умения мыслить рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

Январь

Тема

Цели

«Экологические цепочки»

«Экологические цепочки ».Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

«Человек. Кто это?»

Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки; показать, что человек ближе всего относиться к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы.

Здоровье.

«Я живу без докторов…»Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.

Февраль

Тема

Цели

Водный мир и его жители.

«Обитатели водоемов». Закрепить знания детей о представителях водного мира Тамбовской области, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания; учить изображать животных , имитировать их движения.

«Кормилица- Земля!»

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки мыслительной деятельности.

Жители жарких стран.

«Корабль пустыни». Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителем пустыни – верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Март

Тема

Цели

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.

Раскрыть понятие «воздух»: свойства воздуха; роль воздуха в жизни человека. Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля – растениям.

Мы – ветры

Составить у детей представление о ветре(движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных.

Что мы знаем о воде?

Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды (жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед.

Жизнь воды. Основные свойства воды.

Выявить: свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы);

где встречается вода.

Апрель

Тема

Цели

Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе.

Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается сок выделение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать.

Что за чудо – кладовая есть у матушки- земли: знакомство с почвой.

Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека.

Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком.

Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об условиях жизни животных под землей. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы.

Взаимосвязи в природе.

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.

      Май

Тема

Цели

Десять заповедей друзей природы.

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.

Нужны все на свете

( Обобщение знаний )

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(модель предполагаемого результата по учебным задачам)

Дети будут знать:

Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).

О трёх стадиях развития живых организмов.

О природно-климатических зонах Земли и Тамбовской области.

Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.

О Солнечной системе и её планетах.

Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).

О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.

Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.

Объяснять экологические зависимости.

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Диагностический инструментарий

для детей 5 -6 лет

по экологическому развитию.

1.Представления о природе.

Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.

Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.

Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.  Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.

Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.

2.Отношение к природе.

Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами  

труд в природе).

 Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Высокий уровень.

Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

 Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

 Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Средний уровень.

Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Результаты и динамика освоения программы воспитанниками дополнительная образования группы за 2021-2022 учебные годы:

«Юный эколог»

Область образовательной программы

На 2021-2022 учебные годы

В

С

Н

В

С

Н

Познание

66%

34%

0%

Коммуникация

64%

36%

0%

Художественное творчество

68%

32%

0%

Здоровье

64%

36%

0%

Труд

68%

32%

0%

Физическая культура

70%

30%

0%

Социализация

64%

36%

0%

                 

Список детей дополнительной образовательной программы

МБДОУ Детский сад № 17 «Салгал» г. Кызыла

  1. Даспан Ай-Белек Михаил- 15.02.2017г
  2. Монгуш Онзагай Орлан- -2.05.2017г
  3. Монгуш Мария Алексей-23.09.2018г
  4. Сапык Аряна Руслан- 04. 12.2018г
  5. Ондар Шойгу Сылдыс- 27.04.2017г
  6. Сагаан Эрес Владимир- 25.01.2017г
  7. Ондакр Аюуш Сылдыс- 26.03.2018г
  8. Ооржак Эртине Хаяжык- 06.05.2018г
  9. Куулар Алдар Айдыс- 17.06.2018г
  10.  Ондар Найыр Найдан- 28.02.2017г

                                          Руководитель дополнительной образовательной программы:

                                                                  Воспитатель: Донгак Анна Шириндивиевна  

Список методической литературы:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧПЛакоценин С. С., 2008.

  1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.

  1. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.

  1. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.

  1. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников

  1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

  1. О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.

  1. С.Н.Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

  1. Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок. - СПб: «Детство-пресс», 2003.

  1. Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.

  1. Л.С.Журавлёва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  1. С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.

  1. Л.А.Владимировская.  От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004.  

Календарно-тематическое планирование дополнительного образования                                                «Юный эколог»

    №

                                  Тема

        Дата

1

«Я и природа»

17.09.2021г

2

«Наш дом природа»

24.09.2021г

3

«Хлеб –всему голова»

08.10.2021г

4

«Зерновые культуры»

15.10.2021г

5

«Почему зерно в землю сеют»

22.10.2021г

6

«Злаки родного края»

29.10.2021г

7

«Что мы сажаем, сажая леса»

12.11.2021г

8

«Удивительный лес. Кора дерева»

19.11.2021г

9

«Что было бы, если…»

26.11.2021г

10

«Растения и животные леса»

03.12.2021г

11

«Что растет на окошке»

10.12.2021г

12

«Изучаем строение герань»

17.12.2021г

13

«Если долго не поливать цветы то…»

24.12.2021г

14

«Посадка комнатных растений Герань»

14.01.2022г

15

«Что такое снег»

21.01.2022г

16

«Тайна воздушного пузырька»

28.01.2022г

17

Рисование «Герань»

04.02.2022г

18

Беседа «Правильный уход за растением-залог хорошего роста»

11.02.2022г

19

Заучивание стихотворений и песни про цветы

18.02.2022г

20

Ознакомление с комнатными растениями. Цветок «Хлорофитум»

25.02.2022г

21

Труд в уголке природы посадка цветок «Хлорофитум»

04.03.2022г

22

Аппликация «Хлорофитум»

11.03.2022г

23

Свойства воды»

18.03.2022г

24

Настольная игра «Найти растения по названию»

25.03.2022г

25

Источник загрязнения воды. Меры охраны.

08.04.2022г

26

«Человек-верный сын природы»

15.04.2022

27

«Разработка экологических знаков

22.04.2022

28

Дидактическая игра «Угадай комнатные растения»

29.04.2022г

29

Чтение художественной литературы «Цветик-семисветик»

13.05.2022г

30

Лекарственные растения «Шиповник»

20.05.2022г

31

Рисование «Шиповник»

27.05.2022г

32

Выставка работы детей

27.05.2022г

     

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Кружок по экологии "Юный эколог"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...

Викторина по экологии "Юный Эколог"

Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...

Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"

Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....

Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"

Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...