Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы на тему: «День рождения на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Аленичева Анна Ивановна

 

Материал: аудиозаписи с русской народной музыкой; предметы старины: самовар, лапти, чугун; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбель; кусочек хлеба и соли; поделки из соленого теста «Оберег».

Ход :
Звучит русская народная музыка, в зал входят дети, проходят в зону «Русская изба»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю.
( дети кланяются, прижав руку к сердцу)

Дети: Здравствуйте, гости, дорогие!

Воспитатель: Дети, скажите, где мы с вами находимся?

Дети: В русской избе.

Воспитатель: А что такое изба?

Дети: Это деревянный дом, в котором жили люди на Руси в старину.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
(Воспитатель показывает чугунок)
-Дети, что это?

Дети: Это чугунок.

Воспитатель: Правильно, ребята! А для чего он нужен?

Дети: В нем варили еду.

Воспитатель: Молодцы! А это что?

Дети: Это лапти. Их одевали на ноги.

Воспитатель: Правильно, ребята. А это что?

Дети: Это деревянные ложки. Ими ели. А это самовар. Из него пили чай.

Воспитатель: Молодцы, ребята!
(раздается звук плача ребенка)

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто же это плачет?
(заглядывает в колыбель, достает куклу)
- Посмотрите, дети, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Я его сейчас положу в колыбельку, а ты, Соня, иди, покачай малыша и он перестанет плакать.
(ребенок качает куклу, плач стихает)

Воспитатель: Ребята, с давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем имя нашему ребеночку, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие старинные русские имена вы знаете?

Дети: Илья, Данил, Никита, Ярослав , Дарья, Варвара и т.д.

Воспитатель: Молодцы! А как же мы назовем нашего малыша?

Дети: Назовем его Егорушкой.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. Скажите, ребята, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?

1 ребенок: Сейчас меня зовут Андрюша, а когда я вырасту, меня будут звать Андреем.

2 ребенок: Сейчас меня зовут Настя, а когда я стану взрослой, меня будут звать Анастасия и т. д.

Воспитатель: Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали свои имена.
А вы знаете, что означает имя Егор?
( ответы детей)
- Егор- это хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, что бы, когда Егорушка вырос, у него было много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает, что означает его имя.

1 ребенок: Александр – защитник.

2 ребенок: Ксения – гостеприимная.

3 ребенок: Дарья – победительница.

Воспитатель: Какие интересные у вас имена. А вы знаете, ребята, что наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети: Тезки.

Воспитатель: Правильно, ребята!
Посмотрите, дети, что для нашего Егорушки приготовлено?

Дети: Уголек, монетки, Зернышки.

Воспитатель: А кто знает, зачем эти предметы нашему Егорушке?

Дети: Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель: Правильно. Давно - давно, на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами их тоже положим нашему Егорушке. Что говорили, когда клали уголек?

Дети: Привыкай к домашнему теплу.

Воспитатель: Правильно. Иди, Даша, положи уголек.
- А что говорили, когда клали зернышко?

Дети: Будь всегда сыт.
( второй ребенок кладет зернышко)

Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?

Дети: Будь всегда богат.
(третий ребенок кладет монетку).

Воспитатель: А сейчас мы нашего Егорушку будем купать.
( выходят трое детей)

1 ребенок: Тили – тили- тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки –
Полное ведерко.

2 ребенок: Мыли – мыли – мыли
Бело – набело отмыли,
Лишь головка одна
Все черным – черна!

3 ребенок ( вытирает куклу):
Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли нашего Егорушку, а что же дальше делали с ребеночком?

Дети: Одевали.

Воспитатель: А во что одевали?

Дети: В отцову рубашку.

Воспитатель: А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети: Чтобы он был похож на отца и матушку, был честным, работящим, как они.

Воспитатель: Давайте и мы наденем рубашку на Егорушку. Посмотрите, какая рубашка?

Дети: Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель: А что приговаривали родители, когда одевали малыша?

1 ребенок: Расти хорошо, малыш!

2 ребенок: Будь похож на отца с матушкой!

3 ребенок: Трудись, как они трудятся!

4 ребенок: Отдыхай, как им отдыхается!

Воспитатель: А что дальше делали родители с ребеночком?

Дети: Укладывали спать.

Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: в колыбельку.

Воспитатель: Правильно, дети! А что такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, которую мастерил для своего ребенка отец.

Воспитатель: Скажите, какая колыбелька у нашего Егорушки?

Дети: Деревянная, расписная.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Дети: Это хлеб и соль.
(воспитатель дает детям попробовать)

Воспитатель: Вы знаете, на Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей. А когда рождался ребенок, то родители клали хлеб и соль в колыбельку, да приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
- Ребята, положили родители малыша спать, и стали петь ему колыбельную. Кто знает, что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Как мы будем петь колыбельную?

Дети: Тихо – тихо.
( воспитатель и дети поют)

Баю – баюшки – баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит
«Спи, сыночек, говорит,-
Баю – баю – баю – бай
Спи, Егорка, засыпай!»
-Уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня у Егорушки первый день рождения. Ребята, а вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения в январе, зимой, а ваш?
(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Все знают свой день рождения. В день рождения принято дарить подарки. Пока ребеночек спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Какие же подарки готовили для ребеночка?

Дети: Вязаные носочки, деревянную игрушку, одежду.

Воспитатель: А давайте и мы с вами поздравим Егорку с днем рождения. Мы подарим ему оберег. А что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от разных бед.

Воспитатель: Правильно, ребята! На занятии по ручному труду мы с вами уже сделали оберег. А из чего мы его лепили?

Дети: Из соленого теста.

Воспитатель: А чем мы его украшали?

Дети: Пшеном, семечками, горохом, ленточками.

Воспитатель: А какими узорами расписывали?

Дети: Точками, полосками, рисовали листочки и т.д.

Воспитатель: Очень красивые обереги у вас получились. Давайте подарим Егорушке наши подарки, а каждый из вас ему пожелает что – нибудь.

Дети: Не болей, будь здоров!
Слушай отца и матушку!
Расти сильным, крепким, удалым!

Воспитатель: Поздравили Егорушку, а теперь можно отдохнуть. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
второй – запрещается.
А на третий раз не пропустим вас.

Воспитатель: Вот так проходил первый день рождения родившегося на Руси ребенка. Ребята, вам понравилось наше занятие? Спасибо за ваше старание.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

Конспект интегрированного занятияпо нравственно – патриотическому воспитаниюс детьми старшей группы Тема: «День рождения на Руси» Образовательные задачи:·...

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы « День рождения на Кубани»

Данное занятие поможет воспитателям расширить и углублить представления детей о старинных семейных кубанских обычаях....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ОСЕНИНЫ»...

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Быт Древней Руси»

Конспект открытого НОДпо нравственно-патриотическому воспитаниюдля детей старшей группына тему: «Быт Древней Руси»Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской сем...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»

Тема: «Город, в котором я живу».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества лич...

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы Тема: «День рождения на Руси»

Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);Создавать душевную атмосферу, побуж...