Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Быт Древней Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)

Иванова Анна Анатольевна

Конспект открытого НОД

по нравственно-патриотическому воспитанию

для детей старшей группы

на тему: «Быт Древней Руси»

Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской семьи.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари, об одежде.

Развивающие:

- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы.

- формирование первоначальных патриотических чувств.

- расширять словарный запас по теме.

- обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ложки, чугун.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

- приобщать к культуре своего народа.

 

Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций.

 

Материалы и оборудование: презентация: «Быт в Древней Руси», ноутбук, запись музыкального произведения: «Жили у бабуси…», «Ой, снег, снежок» М. Девятова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый НОД Иванова А.А.32.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                     ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''                                                                МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

                295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08  E-male:duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru

Конспект открытого НОД

по нравственно-патриотическому воспитанию

для детей старшей группы

на тему: «Быт Древней Руси»

Выполнила:

воспитатель

группы № 2

Иванова Анна Анатольевна

Симферополь 2020г.

Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской семьи.

Задачи:

Образовательные: 

- познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари, об одежде.

Развивающие: 

- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы.

- формирование первоначальных патриотических чувств.

- расширять словарный запас по теме.

- обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ложки, чугун.

Воспитывающие: 

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

- приобщать к культуре своего народа.

Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: презентация: «Быт в Древней Руси», ноутбук, запись музыкального произведения: «Жили у бабуси…», «Ой, снег, снежок» М. Девятова.

Ход НОД:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, в какой мы стране живем? Как она называется?
Дети: В России.
Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.

Воспитатель: Давайте совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам. А вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: Всё строили из дерева.

Основная часть.

СЛАЙД 1:ИЗБА

Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен.

Такие дома называли избами. И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки.
А как вы думаете, что главное в деревенской избе? Но прежде чем вы ответите, послушайте загадку:

Кто знает эту сказку с детства,

Поймет, о чем я говорю:

Какое транспортное средство

Емелю привезло к царю?  

Дети: печь.

СЛАЙД 2 – ПЕЧЬ

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.

Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем.

СЛАЙД 3 - САМОВАР

Воспитатель: Выпускает жаркий пар

Древний чайник

Дети: Самовар

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.

СЛАЙД 4 - ЧУГУНОК

Воспитатель:Что хозяйка в печку ставит?

Кто из вас ребята знает?

Дети: Чугунок

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи чугунок?

СЛАЙД 5 - УХВАТ

Воспитатель: Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идёт. 

Дети: Ухват

Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей.

СЛАЙД 6 – ДЕРЕВЯННАЯ ЛОЖКА

Воспитатель: Следующий предмет - помощник:

Длиннохвостая лошадка,

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот.

Дети: деревянная ложка.

Воспитатель: Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. Но не только деревянной ложкой кушали, но также устраивали музыкальные концерты с ложкой.

Выходят 4 ребенка и играют деревянными ложками.

СЛАЙД 7- ВЕСЕЛЫЕ ГУСИ  (музыкальная игра)

Жили у бабуси                            Похлопать ложками перед собой.

Два весёлых гуся:

Один- серый,                                 Отвести правую руку в сторону

Другой- белый                                Отвести левую руку в сторону.

Два весёлых гуся                             Похлопать ложками перед собой.

Мыли гуси лапки                              Скользящие хлопки ложками перед собой.

В луже у канавки,

Один- серый                                          Отвести правую руку в сторону,

Другой – белый                                     Отвести левую руку в сторону.

Спрятались в канавке                                Скользящие хлопки ложками перед собой.

Один- серый                                          Отвести правую руку в сторону,

Другой – белый                                     Отвести левую руку в сторону.

Спрятались в канавке                                Скользящие хлопки ложками перед собой.

Вот, - кричит бабуся,-                           Ложки прислонить к щёчкам, качать головой.

Ой, пропали гуси

Один – серый                                         Отвести правую руку в сторону.

Другой- белый                                    Отвести левую руку в сторону.

Гуси мои гуси                                        Ложки прислонить к щёчкам , качать головой.

Один – серый                                         Отвести правую руку в сторону.

Другой- белый                                    Отвести левую руку в сторону.

Гуси мои гуси                                      Ложки прислонить к щёчкам , качать головой.

Выходили гуси                                   Руки опустить вдоль туловища ,раскачиваться .

Кланялись бабусе                              Наклониться вперёд, руки развести в стороны.

Один- серый                                         Отвести правую руку в сторону

Другой- белый                                     Отвести левую руку в сторону.

Кланялись бабусе.                               Наклониться вперёд ,руки развести в стороны.    

Один- серый                                         Отвести правую руку в сторону

Другой- белый                                     Отвести левую руку в сторону.

Кланялись бабусе.                               Наклониться вперёд ,руки развести в стороны.          


СЛАЙД 8 – ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО

Воспитатель: Какой замечательный концерт получился.

Давайте с вами продолжим знакомство с бытом Древней Руси. Отгадайте загадки:

  1.  Чем больше я верчусь,

Тем, тем больше я толстею.

Дети: Веретено

  1. В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Деткам пряжу отдает

Дети: Прялка

Воспитатель: Прялка и веретено — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу - нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

СЛАЙД 9 – СУНДУК

Воспитатель: Дети, а еще в старину… узнаете, отгадав загадку:

Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
Дети: Сундук

Воспитатель: Сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, а под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.

СЛАЙД 10: ОДЕЖДА ПРОСТОЛЮДИНОВ

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как одевались на Руси? Какую одежду носили?
Дети: нет, не знаем.

Воспитатель: Давайте рассмотрим русский народный костюм.

Выходит 1 ребенок в русском народном костюме.

Воспитатель: Дети, как выглядит костюм?

Дети: это длинный сарафан с узорами или цветами.

Воспитатель: какого цвета, есть ли вышивка?

Дети: сарафан красного (или другого) цвета, есть вышивка в виде цветов.

Воспитатель: Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы, песни пели и рукоделием занимались.

СЛАЙД 11- «НАШ ПЛАТОЧЕК ГОЛУБОЙ» (музыкальная игра)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Наш платочек голубой».

Дети стоят в кругу, передают по кругу платок и поют:

Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу, выбирай скорее друга.

Покружись, попляши и платочек покажи!

(У кого платок окажется, тот выходит в круг и пляшет)

Что нового узнали о быте крестьян на Руси?

Что вам показалось трудным в крестьянской жизни?

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Ткачество на Руси»

Цели:  Познакомить с разнообразием тканей, изготавливаемых в России.             Продолжать знакомить с народными традициями....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра».

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра» и слайды к зянятию....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними»

Цель: Формировать представления детей о хороших и плохих  поступках,          вызвать желание совершать хорошие поступки....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему «Я Помню! Я Горжусь!»

Наш проект «Я- помню! Я- горжусь!» предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом является обес...