Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Быт Древней Руси»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Константинова Ольга Викторовна

Составила воспитатель 1 категории  Константинова О. В.                                              

      МБДОУ Тарасихинский детский сад «Рябинка»


Интеграция образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».
Задачи и цели:
- Воспитывать интерес к истории семейных традиций.
- Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
- Формирование первоначальных патриотических чувств.
- Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать,
делать выводы.
- Запомнить новые слова и понятия.
Предшествующая работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме НОД.
-Рассматривание предметов старины.

Материалы к занятию:
Иллюстрации по теме НОД, презентация «Быт в Древней Руси»,кукла в русском народном костюме, кроватка для куклы, русский народный костюм детский, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза, яблоко.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята ,давайте встанем в круг .
Ребята в какой мы стране живем?

Как она называется?

 Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.
А как называлась наша земля много-много лет назад?

 Молодцы! А мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.


Раздается плач ребенка. Ребята, кто-то плачет! Давайте посмотрим, плачь доносится из спальни.(Воспитатель берет несколько детей ,заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)
(Воспитатель берет куклу в руки).Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет . Это кукла-малыш, она совсем маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Любава. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Любавушкой. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Молодцы. Вот мы и познакомились с Любавушкой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Любава?
Любава- это имя обозначает –красавица.

 Любавушка приглашает нас в свой дом.
СЛАЙД 1:ИЗБА
(На м/м картинка русской избы.)

 Ребята, посмотрите какой дом у Любавы. Называется этот дом «Изба».
Как он выглядит и из чего сделан?

На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте.
Избы были очень красивыми. Как и дом Любавушки.
Дети, посмотрите, в доме Любавы есть интересные вещи, что же это?

СЛАЙД 2-Прялка


В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?

Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
 Давайте назовем вместе –прялка.

Для чего нужна прялка.


 Мы с вами немного поработали, а теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули (гладим пальчики)
Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)
Бабушкам платочки.(«змейка» пальчиками)
Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)
Ну а я– в кафтане.(дети показывают на себя)
 Я вам загадаю загадки ,а вы отгадаете ,что за предметы есть в избе.
Загадки :
1)Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…


2) Не конь игривый, а доска,
Но в самый раз для седока.

3)Один вход и три выхода

А теперь давайте посмотрим ,что есть у Любавушки в избе.


СЛАЙД 3-Сундук ,лавка ,рубаха.

 

Молодцы,правильно отгадали!Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.
Физкультминутка:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

Ребята, а вы знаете как одевались на Руси? Какую одежду носили?
Давайте посмотрим.
СЛАЙД 4 :Одежда простолюдинов

 

Рубаха ,сарафан,лапти.

 Давайте ,с вами подойдем поближе и рассмотрим костюм нашей Любавушки. (Дети подходят к стойке с детским русским костюмом и рассказывают сами ,как он выглядит ,какого цвета, есть ли вышивка, тесьма.

 

СЛАЙД 5:Костюм.

 

 Ребята, посмотрите как выглядела рубаха на Руси. Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы ,песни пели и рукоделием занимались.
Нам, Любавушка приготовила сюрприз. (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит яблоко и маленькое письмо. Ребята, как вы думаете зачем нам яблоко.

 А в коробке есть послание, давайте прочитаем.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Правильно.Давайте поиграем .Встанем в круг.(воспитатель объясняет правила игры)

Хороводная игра «Яблочко»
Ход: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Молодцы, дружно поиграли.
(дети сели полукругом на стульчики)
Любавушка очень устала и хочет отдохнуть. Куда мы с вами ее положим спать.

СЛАЙД 6:Колыбель

 В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Любавушки. Раньше ,чтобы ребенок уснул мамочки пели колыбельную своим деткам.
(Музыка колыбельная старинная). Елена Фролова "Летел голубь".

 Ну, вот и все, наша Любава уснула.
Итог работы:
- Что вам на занятии понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали.

 


 

 

 

- В России

- Россия

 

 

 

- Русь

 

 

 

 

Воспитатель берет несколько детей заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.
 

-Нет

 

 

 

 

 

- Дом сделан из дерева

 

 

 

 

 

 

 

 

-Прялка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–Прялка

- Чтобы прясть нити.

 

 

 

(ладошки трутся друг об друга)

 

(гладим пальчики)

(сжимать-разжимать кулачки)

 («змейка» пальчиками)

(ручки в «замок»)




дети показывают на себя)

 

 

 

 

 

-Сундук

 

 

 

 

-Лавочка

-Рубаха

 

 

 

 

 

-присели

 

-легкий бег по кругу
 

-присели

-легкий бег по кругу
 

 

-Нет

 

-Одежда красивая, есть вышивка, тесьма, сарафан оранжевого цвета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чтобы поиграть.
 

 

-Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В кроватку.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы узнали как в старину давали имя ребенку.

-Как мы побывали в гостях у Любавушки.

-Как назыется кровать у Любавушки-колыбель.

-Для чего нужна прялка, сундук.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Учимся доброжелательности»

Тема: «Учимся доброжелательности».Программное содержание:1. Учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении, связывать значения пословиц о дружбе с жизненной ситуацией, активизироват...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы на тему:"Ноев ковчег"

Данное занятие можно использовать для ознакомления детей старшей группы дошкольного учреждения  с библейской историей про всемирный потоп. Конспект содержит  описание практического занятия с...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по морально – этическому воспитанию в старшей группе на тему: «О дружбе и друзьях» Воспитатель: Туртаева СЮ

Программное содержание:Формировать понятия «друг», «дружба». Учить понимать, оценивать чувства и поступки других; продолжать учить составлять небольшие рассказы по сюжетной кар...

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»...

План - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей старшей группы «А». Тема: «Путешествие Дорогою Добра»

Цель. Сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.Образовательные задачи:-систематизировать представления детей о полярных понятиях «до...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Хорошо – плохо»

Формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Что значит быть вежливым?»

Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.Задачи:познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи ...