Конспект НОД в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Крамаренко Наталья Ивановна

Цель: формировать экологическую культуру, прививать любовь к птицам, воспитывать бережное отношение к ним.

 Задачи:

- формирование представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

умение отгадывать загадки, желание заботиться о птицах.

- развитие интереса к миру пернатых,

- дать представления о значении птиц для окружающей природы,

Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц

 

 

 

Ход занятия.

 Организационный момент.

Доброе утро!- птицы запели

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

Восп-ль: ребята, послушайте стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

 

Восп-ль:  О каких птицах  говорится в стихотворении?

Дети: о перелетных и зимующих

Восп-ль: Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными?

Дети: перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

Восп-ль: Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

Дети: все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

Восп-ль: А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

    Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей. ( Грач)

    Под крышей я леплю гнездо

    Из комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину. ( Ласточка)

   Я в скворечнике живу

   Песни звонкие пою. (Скворец)

   Клином печальным в небесной дали

   С криком прощальным летят… (Журавли)

 Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками,  имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Восп-ль: Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

Игра с мячом.

Восп-ль: Я бросаю вам мяч, кто поймает – тот называет перелетную птицу.

Восп-ль: Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц. Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму?

Дети: Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел)

Восп-ль: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Восп-ль: А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы?

Дети: Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Д/игра “Назовите ласково”

Воробей – воробышек, синица – синичка, ворона – воронушка, дятел – дятелок\ (ечек), снегирь – снегирек.

 Игра «Голоса птиц»  (необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки.  Звучит  аудиозапись)

- Кар-кар! (Ворона)

- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

- Ча-ча-ча! (Сорока)

- Синь-синь-синь (Синица)

Восп-ль: Молодцы, правильно угадали.

 Игра «Кто лишний?»

Восп-ль: А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая  (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

- Молодцы,  справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» , которое нам расскажет Кристина Я.

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь?                        А.Григорьев.

Восп-ль: Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой?   

Дети: должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому  голод для птиц зимой страшнее холода.

Восп-ль: Как можно помочь птицам зимой?

Дети: Птиц нужно подкармливать.

Восп-ль: трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку  еловую,

Вместе с папой смастерил

 Птичкину столовую.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

Восп-ль: поднимите руку у кого есть дома кормушка?

 Игра «Улетают – не улетают»

Восп-ль:  А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную -  то вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

- Молодцы, вы были внимательны.

- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

- Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

 

1 слайд – изображение  леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях,  в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.

Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

5 слайд – пустыня.

Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

Чтение  отрывка  стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

 

 

Оцените свою работу на занятии фишками: красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – плохо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokor.ptits_zimoy.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: формировать экологическую культуру, прививать любовь к птицам, воспитывать бережное отношение к ним.

 Задачи:

- формирование представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

умение отгадывать загадки, желание заботиться о птицах.

- развитие интереса к миру пернатых,

- дать представления о значении птиц для окружающей природы,

Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц

 

 

 

Ход занятия.

 Организационный момент.

Доброе утро!- птицы запели

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

Восп-ль: ребята, послушайте стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

 

Восп-ль:  О каких птицах  говорится в стихотворении?

Дети: о перелетных и зимующих

Восп-ль: Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными?

Дети: перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

Восп-ль: Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

Дети: все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

Восп-ль: А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

    Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей. ( Грач)

    Под крышей я леплю гнездо

    Из комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину. ( Ласточка)

   Я в скворечнике живу

   Песни звонкие пою. (Скворец)

   Клином печальным в небесной дали

   С криком прощальным летят… (Журавли)

 Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками,  имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Восп-ль: Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

Игра с мячом.

Восп-ль: Я бросаю вам мяч, кто поймает – тот называет перелетную птицу.

Восп-ль: Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц. Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму?

Дети: Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел)

Восп-ль: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Восп-ль: А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы?

Дети: Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Д/игра “Назовите ласково”

Воробей – воробышек, синица – синичка, ворона – воронушка, дятел – дятелок\ (ечек), снегирь – снегирек.

 Игра «Голоса птиц»  (необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки.  Звучит  аудиозапись)

- Кар-кар! (Ворона)

- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

- Ча-ча-ча! (Сорока)

- Синь-синь-синь (Синица)

Восп-ль: Молодцы, правильно угадали.

 Игра «Кто лишний?»

Восп-ль: А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая  (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

- Молодцы,  справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» , которое нам расскажет Кристина Я.

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь?                        А.Григорьев.

Восп-ль: Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой?   

Дети: должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому  голод для птиц зимой страшнее холода.

Восп-ль: Как можно помочь птицам зимой?

Дети: Птиц нужно подкармливать.

Восп-ль: трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку  еловую,

Вместе с папой смастерил

 Птичкину столовую.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

Восп-ль: поднимите руку у кого есть дома кормушка?

 Игра «Улетают – не улетают»

Восп-ль:  А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную -  то вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

- Молодцы, вы были внимательны.

- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

- Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

 

1 слайд – изображение  леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях,  в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.

Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

5 слайд – пустыня.

Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

Чтение  отрывка  стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Оцените свою работу на занятии фишками: красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – плохо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия в старшей группе по теме « Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме                      «...

Конспект НОД в младшей группе "Зимующие и перелетные птицы"

Конспект по непосредственной образовательной деятельности...

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе “Зимующие и перелетные птицы”

Цель: Уточнить и расширить представление детей о птицах, учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Познакомить детей с зимующими и перелетными птицами, воспитывать бережное и за...

Конспект занятий в старшей группе на тему "Перелетные птицы"

В конспекте представлен сценарий занятий по теме "Перелетные птицы"...

Конспект занятия в старшей группе детского сада "Перелетные птицы весной"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы с элементами проблемного обучения.Тема: "Перелетные птицы весной"Цель: Расширять представления детей о перелётных ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе Тема «Возвращение перелетных птиц»

Коррекционно- образовательные цели:  Расширять знания детей о перелетных птицах; познако­мить с жизнью птиц (гнездование, выведение птенцов). Коррекционно- развивающие цели: Развитие мыш...

Конспект занятия для старшей группы "Зимующие и перелетные птицы"

Конспект занятия для старшей группы "Зимующие и перелетные птицы"...