Познавательно-исследовательский Проект в средней группе «Муравьи-силачи»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

            Муравьи являются одними из самых высокоорганизованных насекомых на планете, поэтому не является удивительным, что устройство их жизни и быта представляет интерес не только для научного мира, но и для простых людей. Цивилизацию муравьев часто сравнивают с нашей, ведь их иерархическая система крайне сложная, а некоторые и вовсе считают, что эти насекомые по уровню развития опережают людей. Об этих удивительных насекомых написаны сотни книг, сняты десятки фильмов.

           На прогулке дети часто с большим интересом наблюдают за муравьями, за их передвижением и деятельностью. У них возникает вопрос: пользу или вред приносят муравьи? Поэтому мы решили изучить муравьев и определить их значимость для человека и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muravi-silachi.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский

проект в средней группе

на тему: «Муравьи-силачи»

Составила: воспитатель

Ермолаева Т.Ф.

2022 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Муравьи-силачи»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Группа

Средняя группа «Солнышко»

Сроки реализации

Одна неделя

Актуальность разработки проекта

           Муравьи являются одними из самых высокоорганизованных насекомых на планете, поэтому не является удивительным, что устройство их жизни и быта представляет интерес не только для научного мира, но и для простых людей. Цивилизацию муравьев часто сравнивают с нашей, ведь их иерархическая система крайне сложная, а некоторые и вовсе считают, что эти насекомые по уровню развития опережают людей. Об этих удивительных насекомых написаны сотни книг, сняты десятки фильмов.

           На прогулке дети часто с большим интересом наблюдают за муравьями, за их передвижением и деятельностью. У них возникает вопрос: пользу или вред приносят муравьи? Поэтому мы решили изучить муравьев и определить их значимость для человека и природы.

Цель проекта

Формировать представление детей о муравьях и приносимой ими пользе; создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе знакомства с многообразием мира насекомых.

Задачи проекта

  • Формировать у детей элементарные представления о видовом разнообразии насекомых, их строении, способах передвижения и питания.
  • Формировать реалистическое представление о жизни насекомых в естественной среде обитания, желание вести наблюдения в природе.
  • Развивать умения детей делать простейшие выводы на основе собственных наблюдений за жизнедеятельностью муравьев.
  • Формировать понимание неповторимости муравья, их роли в природе и жизни человека.
  • Знакомить детей с музыкальной, мультипликационной, книжной культурой, детской литературой о насекомых, учить воспринимать на слух тексты различных жанров детской литературы.
  • Обогащать активный словарь детей существительными, обозначающими видовые названия насекомых и прилагательными, обозначающими признаки и свойства объекта, обобщающими существительными.
  • Способствовать реализации простейшей самостоятельной изобразительной и музыкальной деятельности детей.
  • Формировать интерес к оформлению книг энциклопедического содержания о насекомых, учить подробно рассматривать иллюстраций и фотографии.

Ожидаемые результаты

  • Повышение познавательной активности детей;
  • Проявление интереса к насекомым;
  • Создание выставки детских работ: «Муравьи-силачи».
  • Заучивание коротких стихов про муравьёв.
  • Показ мультфильмов и познавательного видео про муравьёв.
  • Проведение развлечения «Кто ты, муравей?»

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

  • Выставка детских работ «Муравьи-силачи».
  • Изготовление альбома «Муравьиная семья».

•   Развлечение «Кто ты, муравей?»

Содержание проекта

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Совместное с детьми изготовление поделок по теме «Дом муравьев».

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Продолжать расширять знания детей  о весне, её признаках и явлениях. Познакомить детей с муравьем. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о внешнем виде муравья, его повадках, жилище, пище и место обитания.

 Закрепить обобщающее понятие «насекомые», рассказать детям об особенностях внешнего вида насекомых.

Закрепить умение описывать муравья, согласно схеме. Определить значение муравьев для людей и природы. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

Закрепить навыки счета до шести.

  • Рассматривание альбомов: «Насекомые», «Муравьиная семья».
  •  Беседы: «Насекомые», «Кто такой муравей», «Где живут муравьи?», «Польза или вред?», «Жилище муравьев», «Опасные насекомые», «Какие бывают муравьи?», «Осторожно! Насекомые», «Муравьи-силачи», «Интересные факты о насекомых».
  •  Прогулки по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за насекомыми.
  •  Загадывание загадок о насекомых.
  • Экспериментирование 

«Почва и вода».

  •  Дидактические игры 

«Один-много», «Назови ласково», «Летает – не летает», «Доскажи словечко», «Кого не стало?», «Кто лишний?», «Кто улетел с полянки?», «Сколько насекомых на цветке?», «Кто как передвигается?», «Бывает-не бывает», «Насекомые великаны», «На лугу», «На полянке», «Подбери признак», «Угадай, кто?», «Что делает?»

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать  несложные сюжеты произведений; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «На поляне», «Веселый муравейник», «Стройка».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во

время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Как выглядит муравей?», «Почему в муравейнике много входов и выходов?», «Муравьи и тля». Рассматривание сюжетных иллюстраций «Муравейник и дети», составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Подбери признак», «Кто как передвигается?», «Мой рассказ о насекомом», «Насекомые-великаны», «Закончи предложения», «Скажи какой?».
  • Составление описательных и сравнительных рассказов о муравье и бабочке, о муравье и пауке.
  • Чтение художественной литературы. 

     Загадки о насекомых.

  • Чтение и заучивание стихотворений о муравье: Пиуден М. «Муравей», Мальдештам О. «Муравьев не надо трогать», Новикова Р. «Муравьи живут семьей», Яворская У. «Муравей несет на спинке», Автономова С. «Муравей несет травинку», Вегин П. «Муравьишки, муравьята», Карапетян Р. «Муравей бревно несет», Шульжик В. «Муравей», С.Маршак «Апрель», «Муравьишка в чаще», Ирис Ревю «Муравьишко-муравей», Козлов С. «Муравьишка маленький», Островский С. «Муравьишка на весь лес», Зайцева Р. «Муравей сказал», Епанешников Л. «В муравьином доме», Хилтон Н. «У лесного муравья», С.Михалков «В лесу мурашки-муравьи», Коновалова А. «Мой домашний муравей», Столова И. «Заблудился муравей», Черных Ю. «Три задиры муравья», Агибалова Т. «Вечерком, бывало, сяду», Аксельрод Е. «Кличет, войско муравьишка», Аленкина О. «Вот домик муравья», «По травинкам, по листочкам», Собакин Т. «Мальчик Вася Муравьев», Степанов В. «Нес однажды муравей», Шмонов Г. «Мы вчера в лесу сосновом», Боков В. «Без муравья вселенная пуста», Коваль Т. «Знают все», Симбирская Ю. «Посажу муравья на ладошку», Лебедева Г. «В краю берез и елок», Шорыгина Т. «Сладко пахнут», Пиуден М. «Под зеленою сосной», Мордовина И. «Жил веселый муравей», Соколов В. «Извилист путь и долог», Алейникова Л. «Под пенечком домик чей?», Николаева Е. «Дом из хвоинок», Козлов С. «Скачет на кузнечике», Новикова Р. «Этот сказочный бугор», Груданов Е. «Под высокою сосной».
  • Чтение произведений:  

Сказки В.Сутеев «Под грибом», «Кораблик», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Муравей и стрекоза», М.Шкурина «Сказка про хвастливого муравья», И.Крылов «Стрекоза и муравей»; «Царь Бача и муравей», «Почему у муравьев кривые ноги», «Смелый муравей», «Сказка про муравьев и лягушку», «Сказка про маленького муравья», «Запасливый муравей».

Художественно-эстетическое развитие

Учить изображать муравья. Подбирать цвет в зависимости от вида (коричневый, черный). Продолжать знакомить с частями тела насекомого, с особенностями внешнего вида муравья (голова и грудка круглая, брюшко овальное, шесть лап, два усика). Учить вырезать из квадрата круг, из прямоугольника овал; собирать муравья из частей, передавая позу, движения; составлять композицию. Развивать эстетическое восприятие. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.   Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

  • Драматизация сказки: «Кораблик», «Под грибом», «Как муравьишка домой спешил».
  • Рисование: «Муравей несет травинку», «Муравей».
  • Аппликация: «Муравей».
  • Лепка: «Муравей».
  • Просмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Лунтик», «Муравьишка-хвастунишка», «Стрекоза и муравей»; познавательного видео про муравьев.

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: 

«Муравьи и дождик», «Муравьи и слон», «Муравьи», «Муравейник».

  • Физкультминутки:

«Муравей», «Муравьи проснулись рано».

  • Пальчиковые игры: «Муравей», «Муравей нашел былинку», «Стрекоза поспать легла».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Дом муравья»;

- разучивание стихотворений о муравьях.

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников выставки «Дом муравья».

•        Подведение итогов проекта, создание папки «Муравьи-силачи».

Дети знают и называют:

- насекомых, особенности их строения (шесть лап);

- муравья, его внешний вид, место обитания, пищу;

- отличительные признаки муравья от других насекомых;

- как добывает себе пищу;

- структура муравейника и обязанности муравьев в семье;

- весенние приметы и явления;

- дети стали более самостоятельны;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки детских работ «Снегири-силачи»;

-  Тематическое занятие «Кто ты, муравей?»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Конспект НОД по экологии в средней группе с использованием ИКТ «Берегите лес» (разработала Докудовская Г.Н., воспитатель средней группы МБДОУ "Детский сад № 13 "Золотой ключик" г.Гая Оренбургской области

В организованной образовательной деятельности педагог, используя презентацию, закрепляет знания детей о жизни леса, строении деревьев; бережном отношении к богатствам леса и правилах поведения в лесу....