Конспект ООД "Чистая вода-чистая река"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Степанова Наталья Ивановна

Цель: формирование представлений о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_chistaya_voda-chistaya_reka.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения НОД по экологии

Тема: «Чистая вода - чистая река».

Возраст: Подготовительная группа

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная)

Цель: формирование представлений о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

Программные задачи.

          Образовательные:

  • расширить знания детей о свойствах воды
  • научиться разным способам очистки воды
  • совершенствовать навыки экспериментирования: понимать проблему, формулировать задачу, выдвигать предположения и гипотезы
  • фиксировать этапы эксперимента и полученные результаты, на основе полученных результатов формулировать выводы;

          Развивающие:

  • развивать исследовательские качества: любознательность, целеустремлённость - стремление доводить дело до конца
  • развивать доказательную, связную речь; обогатить и активизировать словарный запас детей, развивать познавательный интерес к экспериментированию;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде, к природе.
  • желание экологически целесообразно вести себя на реке, озере - не загрязнять естественные водоёмы.

Предварительная работа: Просмотр слайдовых презентаций на экологическую тему, чтение художественной литературы. Домашние задания: опыты с водой.

Словарная работа: фильтровать, очистка воды, загрязнители воды, маслянистые вещества, пресная.

Материалы и оборудование:  Записи «звуки природы – шум воды. Интерактивная доска, сказочный герой – щука, вода, модель земного шара. Ватные диски, масло, вода, пробирки. Магнит, сачок, песок, стаканчики, ёмкость для воды, бумага.

                                         Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, давайте мы сейчас встанем в круг, и поприветствует друг друга.

(Дети читают стихи и передают макет Земли по кругу друг другу)

Наша Земля – голубая планета,

Воздухом свежим и солнцем одета.

Нет, вы поверьте,

Земли голубей

От синевы рек, озёр и морей.

Горы, равнины, леса и поля –

Всё это наша планета Земля.

Ветры поют, с облаками играя,

Ливни шумят…

И от края до края

Вы не найдёте чудесней на свете

Нашей прекрасной и доброй планеты!

Давайте с вами присядем на стульчики.

1.Мотивация к деятельности.

Раздаётся шум воды, появляется щука. Она очень сильно огорчена. Она принесла послание от  обитателей речных глубин.

- Беда! Вода в реке, в которой  живет щука, стала очень грязной. От сильного загрязнения в ней гибнут рыбы! Помогите! Подскажите, что делать!

- Ребята! Что же делать? Как можно помочь обитателям реки?

-Давайте все вместе поможем речным обитателям!

2. Основная часть.

Рассматриваем модель земного шара

- Какие цвета у нашей планеты?

- Что обозначают эти цвета?

- Скажите, какой цвет преобладает на планете? Что это означает?

-А для чего нужна вода?

- Как вы думаете, вся ли вода пригодна для употребления её в пищу?

-Ребята, скажите, какая вода в море и океане? (солёная)

-А вода рек и озёр она какая? (пресная)

- Давайте еще раз посмотрим на нашу планету: соленая вода – это вода морей и океанов, пресная вода – это вода рек и озёр. Какую воду вы бы выбрали для приготовления пищи и питья?

-Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе? (ответы детей- дождь, снег, град. и т.д.)

- Для жизни человека необходима пресная вода, а её не так уж и много. Что же делать, чтобы запасы воды не иссякли?

Давайте с вами немного отдохнём!

Физминутка

Как приятно в речке плавать!

(плавательные движения)

Берег слева, берег справа

(повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди

(потягивание - руки вперёд)

Сверху мостик – погляди

(потягивание - руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

-Мы немного отдохнули, а теперь мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию и посмотрим,  какими способами можно очистить воду. (проект- презентация).

-Как много нового и интересного об очистке воды мы сейчас услышали!

-Теперь давайте подумаем, как можно очистить уже загрязненную воду и расскажем об этом щуке.

Предлагаю вам превратиться в работников лаборатории! И самим попробовать очистить воду!

Опыты детей по очистке грязной воды.

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт  2. Представим, что вот это водоём - река. Каким мусором могут быть засорены  реки? (деревянные щепки, пробки от бутылок железные и пластиковые, огрызки яблок, жестяные банки, гвозди, ботинки - всё не перечесть)

-Вот эти предметы будут тем мусором, который мы с вами  перечислили. На основе материала, из которого сделаны эти предметы, на какие группы их можно разделить? (деревянные, железные, пластмассовые, резиновые).

-А я ещё забыл бензин, мазут, машинное масло.

-А это, какие вещества? (жидкие) Ребята бросьте все эти предметы в воду, а из флакончика с пипеткой добавьте масло.

-Что произошло с мусором? Какие предметы утонули? Что осталось плавать на поверхности воды? Какой вывод вы можете сделать? (тяжёлые предметы утонули, а лёгкие и жидкие плавают на поверхности водоёма)

- Каким способом можно очистить водоём от предметов, которые плавают на поверхности воды? (выдвижение предположений детьми: собрать сочком, палочкой с крючком, руками)

 Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный?

Деятельность детей по сбору плавающего мусора.

- Ребята, а какие предметы утонули в нашем водоёме?

-С помощью, каких приспособлений можно достать из воды железные предметы? (выдвижение предположений детьми: с помощью магнита, собрать сачком) используя те приспособления, которые у вас есть на столе, какой способ на ваш взгляд наиболее удобный для сбора железных предметов?

Инструкция если дети не догадаются использовать магнит:

- У вас на столе есть нехитрое приспособление - к ниточке прикреплён магнит. Опустите его в нашу реку, а затем достаньте. Посмотрите, что произойдёт.

Деятельность детей по доставанию железных предметов.

- Что вы видите на магнитах? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать? (Магнит притягивает железные предметы)

-Так каким способом можно очистить водоёмы от железного мусора?

- Ребята, посмотрите, от мусора вы ваш водоём очистили, но вода так и осталась мутной, на поверхности плавает масло.

-Как вы думаете, каким способом можно очистить воду от жидких загрязнителей: бензина, масла?

Выдвижение предположений детьми: фильтром, салфеткой... Инструкция с демонстрацией действий.

- Ребята, а я хочу предложить вам  попробовать вот таким способом: что если положить на поверхность воды лист бумаги, взять её за два конца и протянуть по поверхности воды, а затем резко поднять лист над водой, вот так (делает сама).

- А теперь попробуйте вы, если масла немного осталось, то действия можно повторить.

Деятельность детей по очистке поверхности воды от масла.

- Ребята наберите стаканом воду из вашего водоёма и сравните её со стаканом с чистой водой. Что вы заметили? (мутная - прозрачная)

-Почему вода в водоёме мутная? (выдвижение предположений: профильтровать)

- Что может служить фильтром? (вата, фильтровальная бумага)

Деятельность детей: фильтрация воды через вату.

Давайте помощью вот этих картинок выложим последовательность очистки загрязнённого водоёма (интерактивная доска).

  1. очистить от крупного и плавающего мусора - с помочью сачка;
  2. с помощью магнита - поднять железный мусор;
  3. очистить поверхность воды от маслянистых загрязнителей - с помощью бумаги;

с помощью фильтров - профильтровать воду от крупных и мелких частиц.

-Дорогая, Щука! Дети приготовили тебе небольшой, но очень хороший подарок – очищенную воду и материалы, необходимые для ее очистки. Отправляйся к себе в речку, а если у тебя вновь возникнут какие-нибудь проблемы, обращайся к нам. Мы  всегда готовы прийти на помощь!

Домашнее задание детей (презентация)

3. Заключительный этап. Рефлексия. 

- Ребята, как много нового и интересного мы сегодня с вами узнали!

-Расскажите об этом?

-Теперь мы с вами знаем, как можно очистить воду!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Занятие – эксперимент в средней группе на тему: «СДЕЛАЕМ ВОДУ ЧИСТОЙ»

Цель:  Формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес....

Конспект занятия -эксперимента "Сделаем воду чистой"

Данное мероприятие характеризуется мотивирующей направленностью к познавательно - исследовательской деятельности в домашних условиях в форме опытов с объектами неживой природы....

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Конспект виртуальной экскурсии по реке Кубань "Птица - река Кубань"

конспект виртуальной экскурсии разработан с учетом регионального коспонента, содержит мультимедийную презентацию. конспект будет полезен воспитателям детских садов, предназначен для детей старшего дош...