Познавательно – исследовательский проект «Белый снег, пушистый»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Глушко Екатерина Николаевна

           Дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. Детям предлагается задуматься над вопросом, что такое снег, как образуется снег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sneg.docx179.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 комбинированного вида ст. Старощербиновская

Муниципальное образование Щербиновский район

Познавательно – исследовательский проект в старшей группе компенсирующей направленности

«Белый снег, пушистый»

http://img-2007-12.photosight.ru/30/2482485.jpg

Автор проекта:

Екатерина Николаевна Глушко

воспитатель первой

квалификационной категории

 группы компенсирующей направленности

ст. Старощербиновская 2019 г.

Оглавление

Аннотация_________________________________________стр.2

1.Введение_________________________________________стр.3

2.Объект исследования

3.Метода проекта

4.Результаты проекта

5.Вывод

6.Список литературы

7.Приложение

Тип проекта: познавательно-исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.

 

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы (4 - 5 лет), родители, воспитатели.

Актуальность: Вы замечали, как дети обращают внимание на волшебные вещи, мимо которых мы, взрослые, привыкли проходить мимо?

   Действительно, снег, ледяные узоры на стекле и особенно снежинки, парящие в небе, - для детей всё это в диковинку. Интерес к такому зимнему волшебству не иссякает долгое время. Дети старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира.

    Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления.

В процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется и наглядно виден детям. Всякий опыт – это активный процесс, система определённых действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы.

    Все дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. Детям предлагается задуматься над вопросом, что такое снег, как образуется снег.

Проблема проекта: во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Дети выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.

Цель проекта: исследовать, что такое снег, снежинки и лед, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни. Рассмотреть формы снежинок. Определить чистоту снега.

Задачи 

Образовательные:

-расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду);

-развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом

-уточнить и расширить представления о снеге и, помочь понять изменение их свойств.

- закрепить понятия «белый», «круглый», «холодный», «шар», «серебристый»,

«пушистый», «мерцающий», «легкий»;

- учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.;

- обогатить словарный запас детей по данной теме.

- формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе

-формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.

Развивающие:

-развивать связную речь детей

-развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения), коммуникативные навыки

- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

- развивать эстетическое восприятие;

- развивать общую и  мелкую моторику рук через  пальчиковые игры, физминутки изобразительную деятельность: лепку, аппликацию, рисование, пение песен с движениями

- развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

- развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

Воспитательные:

-воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе.

-воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

Народные приметы о снеге

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю.

Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же останется промежуток – урожайное.

Если снег осел, не скрипит под ногами, ветер дует с запада или юго-запада, то наступит продолжительное потепление.

Если 12 декабря идет снег, то быть метелям целую неделю.

В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.

Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

В феврале много инея на деревьях – будет много меда.

Снег прилипает к деревьям – тепло будет.

Пословицы и поговорки

Где зима без снега - там и лето без хлеба. 


Больше снега на полях - больше хлеба в закромах. 


И снег на зонте будет легок, если подумаешь о том, что это твой снег.


Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.


Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу. 


Будет снег глубок - будет и год хорош. 


И зимою б съел грибок, да уж очень снег глубок.


Не первый снег на голову. 


Больше снега на полях - больше хлеба в закромах. 


Не то снег, что метет, а то, что сверху идет. 


Задержишь снег на полях зимой - будешь с хлебами осенью.


Много снегу - много хлеба, много воды - много травы. 


Снега надует - хлеба прибудет, вода разольется - сена наберется. 


Пусть снег холодный, а от стужи укрывает.


Как ни мойся, а белее снега не будешь.


Белый снег на черную землю, и то к лицу.


Вьюги и метели под февраль налетели.


У врагов шинели не по нашей метели.

Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.

Рассказы о снежинках и снеге.

О снежинках.

    Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Засыпают прохожим шапки, воротники. Снежинки похожи на белые звездочки. Поймай их на рукавичку и разгляди хорошенько, только не дыши на них, а то растают.     Правда,  красивые? Будто кружевные, все разные, с тонкими лучами, с лепестками, как у самых нежных цветов.

     Не всегда можно увидеть снежинки. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. И тогда их разглядеть совсем нельзя.

     Снежинки образовались в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до самой земли и покрывают её снегом. Пробеги по снегу в ясный морозный день. Слышишь, как скрипит под ногами? Знаешь, почему?

     Это потрескивают и поскрипывают маленькие лучи холодных звездочек, которые ломаются у тебя под ногами.

     А снег все идет, и день за днем кружатся в воздухе блестящие снежинки. Они ложатся на поля и луга, их засыпают все новые и новые хлопья снега, они покрывают землю большими сугробами.

 

                                                                                                     По Н. Калининой

Где рождается снег?

     Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов — чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем как дождь.

     Где-то, помнится мне, я читала об одном удивительном случае, который произошел в давние времена в Петербурге. Этот случай произошел еще во времена Петра I на одном придворном балу. В зале было так душно, что от спертого воздуха некоторые дамы стали падать в обморок, и один находчивый кавалер шпагой выбил окно. В зал ворвалась свежая струя морозного воздуха, и... неожиданно для всех в комнате повалил снег, прямо хлопьями! В те времена, да и много позднее, ученые не могли объяснить себе это странное явление. Потому что долгое время никто не знал, как рождается снег! Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды.

     Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была

разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки — красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.

     Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-хрусталики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, завивается и, наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Когда была разгадана тайна рождения снежинки, стала понятна удивительная петербургская история со снегом.

     В зале, где скопилось много водяных паров, произошла кристаллизация этих паров, они превратились в снежинки, как только соприкоснулись с морозной струёй воздуха, который ворвался с улицы через разбитое окно.

                                                                                                         

М. Гумилевская.

Беседа: «Зима белоснежная»

Цель: закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях; обогащать словарь детей, приучать отвечать полными предложениям;  воспитывать любовь к природе.

Материал: ёжик, белка (игрушки, картинки о зиме)

Ход бесед:

Воспитатель: Сегодня ребята мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли белка и ежик. Подумайте и скажите: что делает ежик зимой?

Дети: Ежик зимой спит.

Воспитатель: А белки спят зимой?

Дети: Нет, они зимой не спят.

Воспитатель: Ёжик проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил белку рассказать ему об этом. Но белочка ещё не научилась хорошо рассказывать, и ежик ничего не понял.  Что же можно сделать?

Дети: Мы поможем белочке и ёжику.

Воспитатель: Молодцы, ребята.  Мы поможем белочке вспомнить, а ежику узнать, что происходит зимой в природе. Как можно сказать про зиму? Какая она? (Снежная, морозная, холодная.) Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, мягкий.) А если была оттепель, что стало со снегом? (Снег стал влажный и липкий.) Как выглядит снег в солнечный день? (Снег блестит и сверкает на солнце.) Какая погода была зимой? (Было холодно, морозно, часто выпадал снег.) Что происходит зимой с реками и озерами? (Реки и озера зимой покрываются льдом.) Как выглядит зимой деревья и кустарники? (На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом.) Какие деревья остаются зимой зелеными? (Сосна и ель). Много ли птиц зимой в лесу? (Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди.) Чем занимаются дети зимой на прогулке? (Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика, снежную бабу.)

Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.

Физминутка.

Посмотрите – за окном

Белые дорожки                                             (обзорный жест рукой) 

Все равно гулять пойдем!                            (шагают на месте)

Наденем на ножки                                        (наклонились, указывают

Теплые сапожки                                            на ноги)

Этот с правой ножки                                        («надевают сапожок»на правую ногу)

Этот с левой ножки                                          («надевают сапожок» на левую ногу)

На ручки – рукавички                                  (руки вверх,

Теплые сестрички                                          (крутят ладошками) 

В эту правый кулачок                                   (показывают)

В эту левый кулачок                                     (показывают) 

Пальтишки меховые                                      («надевают пальто»)

Сапожки пуховые                                          (указывают на сапоги, наклон) 

Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадки про зиму. За отгадывание вы получаете по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Загадки.

1. Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка

А согреешь – ручеек. (снег)

2. Не драгоценный камень,

А светится. (лед)

3. Художник- невидимка

По городу идет

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет. (мороз)

4. Морковка бела

Все зиму росла. (сосулька)

5. И не снег, и не лед, а деревья одевает. (иней)

6. Что за белый человек

Пробрался на наш садик.

Шапка – ведерко, нос – морковка

Боится солнца и тепла. (снеговик)

7. Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нос присядет – сразу растает. (снежинка) 

Воспитатель: ребята, как вы думаете, хорошая беседа сегодня у нас получилась? (да). А кто же к нам сегодня в гости пришел (ежик, белка)? Ой, смотрите, они нам снежинки принесли (показывает на поднос с зефиром). Странные какие-то снежинки, ароматные, воздушные….

А вы знаете, их можно есть. (Дети благодарят гостей за угощение).

Угощайтесь ребята!

 

Стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков

Сыпься, сыпься,

Снег, снег.

Посыпай

Всех, всех!

* * *

Сколько снегу намело!

Стало всё светлым-светло!

Сосны снежные стоят,

Словно в сказке лес и сад!

* * *

Новый год проспал под ёлкой

Лето, осень и весну,

Весь зарос её иголками,

закатился под сосну.

Дед Мороз порою зимнею

Еле соню отыскал,

Долго тряс и звал по имени,

Да насилу растолкал.

И по снегу по искристому

К ним идёт сама Зима

И со звёздами лучистыми

Новый год несёт в дома.

* * *

Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит.

Сад под снегом тоже спит.

* * *

К нам зайдёт Новый год,

Заведёт хоровод,

Зазвенят голоса,

Засверкают глаза.

* * *

Зайке холодно зимой.

Зайке голодно зимой.

Зубки зайкины стучат,

Так морковки хотят.

* * *

Здравствуй, праздник новогодний,

Праздник ёлки и зимы!

Всех друзей своих сегодня

Позовём на ёлку мы.

* * *

Зимою зяблик зябнуть стал.

Я зёрен у хозяйки взял…

Склевал все зёрна зяблик мой!

Нельзя голодным быть зимой!

* * *

Зимним вечером рисует

Зина зимнюю картину:

Белый снег и три берёзы –

Зябко стало от мороза.

* * *

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег;

Весело детишкам

Быстрых санок бег.

* * *

Снежок кружится очень нежный!

Ловлю снежинки осторожно…

Гляжу на огород белоснежный,

А наглядеться – невозможно!

* * *

Зима была белым - бела.

Платок из снега соткала.

А город спал, во сне зевнул,

Платок на плечи натянул.

* * *

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

* * *

Всё бело, бело, бело!

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

* * *

Всё бело, ой, всё бело,

Белым цветом расцвело.

Бел зайчонка лёгкий след,

На берёзке бел берет,

И на рощице ольховой

Белым - бел платок пуховый.

* * *

Пусть метет метелица,

Белым снегом стелется.

А мы валенки надели –

Не боимся мы метели.

* * *

Ломали лёд, ломали мы.

Летели клочья от зимы.

 * * *

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

* * *

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу принёс.

* * *

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы

* * *

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте, что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

* * *

Пришла зима с морозами

Пришла зима с морозами,

С морозами, с метелями,

Сугробы под берёзами,

Белым-бело под елями.

* * *

В декабре метели пели,

Прилетели свиристели.

На рябине ночевали,

Всю её переклевали,

А за ними – снегири,

Тридцать три и тридцать три.

Дверь тихонько отвори –

Вот их сколько, посмотри!

Вечереет. На заре

Снова птицы на дворе.

Залетай поскорей:

С вами зимы веселей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Белый снег пушистый»

Проект «Белый снег пушистый»   Актуальность: Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горка...

Краткосрочный - исследовательский проект "Белый снег пушистый, в воздухе кружиться.

Основной целью экологического воспитания является формирование осознанного - правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют....

Познавательно-исследовательский проект «Лед, снег, вода"

Познавательно-исследовательский проект «Лед, снег, вода» старшей и подготовительной групп«Знайки» и «Озорники»    Подготовила: Лобунцова Г.И.Уча...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»

В ходе проектной деятельности дети узнают о климатических условиях  северного полюса,  что  способствует развитию интереса к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе. Исх...

Проект «Белый снег пушистый» в старшей группе.

Белый снег укутал город. Выходим на прогулку и наслаждаемся с детьми белым и пушистым снегом. Всё вокруг белым бело. Снег везде: и на лавочках, и на дорожках, и на домике, и горка вся укутана снегом. ...

Исследовательский проект Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится…

Исследовательский проектБелый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится&helli...