Конспект открытого НОД по ознакомлению с окружающим миром «Исследование Арктики»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Васьковская Виктория Денисовна

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Радуга»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

«Исследование Арктики»

Подготовила:

Васьковская В. Д.

Возраст: подготовительная группа (6-7 лет).

Цель: расширение представлений детей об Арктике с помощью создания инфографики

Задачи:

  • Актуализировать знания детей об Арктике в процессе беседы;
  • Расширить представление детей об особенностях Арктики: животный и растительный мир, транспорт, природные явления, занятия людей;
  • Организовать совместную работу детей в парах по классификации понятий об Арктике через создание инфографики;
  • Организовать опытно-экспериментальную деятельность детей по созданию Северного сияния;
  • Формировать умения детей анализировать, обобщать полученную информацию, делать выводы, проводить саморефлексию.

Методическое: план-конспект занятия;

Материально-техническое:

  • Тарелки с молоком (10 штук);
  • Жидкое мыло на ватной палочке (10 штук);
  • Палитра с гуашью, разведенная водой – 10 штук (4 цвета – желтый, красный, синий, зеленый);
  • Пипетки (10 штук);
  • Влажные салфетки (5 пачек);
  • Памятки (10 штук);
  • Карты (10 штук);
  • Картинки по теме Арктика (природа, человек, растения, животные, правила поведения в Арктике)
  • Ватман с таблицей

Дидактическое оснащение:

- презентация: «Арктика»;

- ТСО: компьютер, мультимедиа

Описание НОД

Организационный момент.

Дети заходят, воспитатель их приветствует на входе.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас. Добро пожаловать в Арктическую лабораторию! Здесь происходят интересные исследования и открытия об Арктике.

Арктика находится на Севере. Давайте рассмотрим Арктику на карте, подойдите к столам.

Дети подходят к картам

Арктика занимает большую территорию на суше и Северный Ледовитый океан. Обведите по карте ее границы, посмотрите насколько ее территория большая.

Воспитатель показывает, дети вместе с ним на своих картах.

В зону Арктики входит и наш Ямало-Ненецкий автономный округ, где мы с вами проживаем. На карте он отмечен красным цветом.

Арктика хранит много тайн и загадок, и наша лаборатория занимается изучением ее особенностей. Любой желающий может обратиться к нам за интересной информацией об Арктике.

Сюрпризный момент: На экране появляется видео звонок, педагог отвечает. На экране появляется ребенок и просит о помощи.

Воспитатель: Ой, друзья, кто-то хочет с нами связаться!

Ребенок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дима. Я живу на юге нашей огромной страны, но никогда не видел Арктику. Мама говорит, что там очень холодно. Помогите мне узнать больше об Арктике.

Ребята, с какой проблемой обратился к нам Дима, в чем ему нужна помощь? (ответы детей)

Как мы можем рассказать Диме об Арктике? (ответы детей)

Ваши варианты очень интересны, а я предлагаю вам всю информацию, которую мы узнаем отразить в нашей инфографике. Инфографика – это иллюстрированная информация, у нас она будет в виде таблицы.

Давайте приступим к исследованию, ведь нас ждут невероятные открытия об Арктике. Проходите, присаживайтесь вместе со мной.

Начнем наше исследование об Арктике с животных, которые в ней живут. Каких животных Арктики вы знаете? (олень, белый медведь)

Воспитатель: Существуют редкие животные, которые обитают только в Арктике в водах Северного Ледовитого океана.

Звук белухи.

Воспитатель: Как вы думаете кто издает этот звук? (предположения детей)

Это белуха – белый кит. Когда он рождается его тело темно синего цвета, но с возрастом он становится белый. Эти животные не любят одиночества и живут не большими группами. Питаются рыбой. (повторим белуха)

А это нарвал – это тоже кит. Он занесен в Красную книгу как редкое животное, так как их осталось очень мало. Его еще называют «морским единорогом», как думаете почему? На самом деле рог нарвала это зуб. (повторим нарвал)

Воспитатель: Летом часть суши в Арктике освобождается от снега и появляются растения. Какие растения растут в Арктике? (ответы детей). Тундра – это тоже Арктика, какие растения тундры вы знаете (ответы детей).

Ребята, в Арктике растет удивительное растение, которое может прорасти даже через камень, настолько оно сильное, что помогает ему выжить в суровых условиях. И название у него интересное – Каменоломка (давайте вместе повторим)

Посмотрите на Лютик снежный, какой красивый цветок, но нужно быть внимательным. Так как сок этого растения имеет ядовитые свойства. Люди иногда используют его в лечебных целях.

Воспитатель: Ребята, Артика суровый северный край, но и здесь живут люди, которые занимаются промыслом, пасут оленей, ловят рыбу, строят города и дороги. Также Арктика богата полезными ископаемыми, такими как нефть и газ.

Большая часть Арктики покрыта снегом и льдом, 9 месяцев в Арктике зима. Как людям передвигаться по такому суровому краю? На каком транспорте? (ответы детей)

И зимой и летом в условиях бездорожья людям очень помогает вездеход. Эта машина может проехать и по болоту и по снегу, и по суше.

Посмотрите на экран, как вы думаете, что это за корабль? (ответы детей) Это корабль, который может проложить путь во льдах для других судов. В Северном Ледовитом океане проходит Северный морской путь, который имеет большое значение для нашей страны. По этой морской трассе завозят топливо, продукты питания, лес.

Воспитатель: Самое удивительное явление Арктики.

На проекторе появляется изображение с северным сиянием и соответствующий звук

        Северное сияние появляется и исчезает внезапно.

        Его можно увидеть в холодные месяца на Крайнем Севере с сентября по март. Какого цвета Северное сияние (ответы детей), а как можно сказать одним словом? (разноцветное). Кто из вас видел Северное сияние, поднимите, пожалуйста, руку? Вам повезло, это довольно редкое и прекрасное зрелище.

        Ребята, как много интересного вы рассказали об Арктике и узнали что-то новое. Осталось поделится знаниями с Димой.

Эта большая таблица называется инфографика. Я уже разделила ее на поля разного цвета, где мы расположим с вами карточки с информацией об Арктике. Каждое поле обозначено своим символом. (перечисление). Сейчас я прошу вас разделится на пары, и каждая пара выберет себе стол с карточками и наклейками, вам необходимо заполнить цветное поле, которое соответствует теме на таблице. Не забудьте, что вам нужно выбрать наклейки, относящиеся только к Арктике. Так как вы работаете в паре, советуйтесь и обсуждайте выполнение задания (дети самостоятельно располагают наклейки на карточки).

Молодцы, вы быстро справились с заданием, присаживайтесь на места.

Давайте вместе посмотрим, какая таблица у нас получилась.

(Воспитатель обобщает информацию на таблице, приклеивает по очереди знаки-правила).

  1. Опасаться диких животных, не подходить и не пытаться кормить их.
  2. Не срывать, не топтать растения, так как многие из них занесены в Красную книгу.
  3. Большую часть года в Арктике холодно, нужно одеваться тепло, чтобы не замерзнуть
  4. Быть дружелюбными, вежливыми.
  5. Лучшим транспортом по Арктике является вездеход.

Ребята, как вы думаете по этой инфографике Дима много узнает об Арктике? О чем мы ему рассказали? (ответы детей).

Эту инфографику я отправлю по почте.

А какое же исследование без опытов. Прошу вас пройти в центр экспериментирования.

Дети садятся за столы, у каждого стоит тарелка с молоком, палитра с гуашью, пипетка, ватная палочка с жидким мылом.

        Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем интересный опыт по получению Северного сияния. Ребята, не забываем, что мы находимся в лаборатории, будьте внимательны и действуйте по моей инструкции. Перед вами стоят тарелки с белой жидкостью. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Палитра с красками и секретный ингредиент. Так же у вас на столах в футлярах лабораторные пипетки, откройте, рассмотрите их. Это стеклянная трубочка с резиновым колпачком. При нажатии на колпачок, внутрь пипетки затягивается жидкость (показ). И мы можем эту жидкость перенести и капнуть в нужный нам раствор, когда вы отпустите колпачок и снова на него нажмете, жидкость выльется из пипетки.

И сейчас мы попробуем сделать Северное сияние в тарелке с молоком. Молоко-это будет наше небо. Каждый выбирает понравившийся цвет. Набираем краску в пипетку и капаем краску в тарелку, не опуская пипетку в молоко и не размешивая ее. Если видите что краски мало, можете капнуть еще не много. Теперь положите пипетки на палитры. Берем ватную палочку с секретным ингредиентом, секрет которого расскажу после опыта. И слегка касаемся поверхности молока, где краска и наблюдаем, что же произойдет. (наблюдение за реакцией). Что получилось у тебя (имя)? Что вы можете сказать о ваших Северных сияниях, какие они? (разные, не похожи друг на друга). На ватную палочки нанесено жидкое мыло, которое разрушило жирную пленку на молоке и заставило краску «танцевать» как Северное сияние. Но как и у настоящего Северного сияния эффект короткий. Сияние вспыхнуло и исчезло. Напоминаю, что любые опыты нужно проводить под присмотром взрослых.

Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз, присаживайтесь на коврики. Ребята мне очень понравилось проводить вместе с вами исследование об Арктике. Что нового вы узнали об Арктике? О чем услышали впервые? (ответы детей). Было ли вам интересно составлять инфографику?  Рада была с вами поработать, вы смышленые и любознательные. Но настала пора прощаться. О нашем опыте я приготовила для вас памятки в виде схемы, чтобы вы могли повторить этот опыт со своими друзьями! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Да здравствует мыло душистое!»Цель: Познакомить детей со свойствами мыла;Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло;Воспитывать культурно-гигиенические навыки...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»

Программные задачи. Воспитательные:- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.-Воспитывать интерес к игровым действиям, поступать в соответствии с правилами и общим игровым з...

Конспект открытого мероприятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Вода наша жизнь»

В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром. Любознательность, пытливость, потребность в более глубоком и активном познании явлений...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Моздок - мой добрый светлый город»

Цели и задачи: Познакомить с историей возникновения города Моздока. Вызвать желание у детей рассказать о родном городе, его культуре, исторических местах, достопримечательностях. Закрепить назван...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Невидимка воздух»

«Невидимка воздух».Цели и задачи: v закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда  обитания живых существ;v дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В мире стекла»

познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережно...

Конспект Открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире опасных предметов» подготовительная группа

Цели: обобщить представления у детей об опасных предметах окружающего их мира, которые могут угрожать жизни и здоровью людей; предостеречь от несчастных случаев в быту. Образовательные:  уточнить пре...