конспект по экологии
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ветер, ветер, ты могуч….»

в средней группе

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с причиной возникновения ветра;

Расширить представления о свойствах воздуха; горячий поднимается вверх(лёгкий ,холодный опускается вниз)(тяжёлый)

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

Развивать мыслительную активность, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира

Вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Предварительная работа:

-наблюдение за температурой воздуха, беседа о роли воздуха в жизни человека, растений и животных.

Оборудование и материалы: вентилятор, кораблики с парусами, флюгер, картины с изображением ветреной и безветренной погоды, бумага, краски, две свечи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.

Кто не ведает границ?

Он летит быстрее птиц

Он то грозен то мятежен,

То как, пух весенний нежен,

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это( ветер)

А что ветер умеет делать?(подбираем глаголы, обобщаем)Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, закружить, поднимать пыль, гнать волны, свистеть и т.д. Да ребята ветер многое умеет делать. Может ли он навредить человеку?(иногда разрушает дома, ломает деревья, бросает пыль в глаза и даже переворачивает автомобили)А как ветер помогает нам?(надувает паруса, вертит крылья мельницы и т.д.)Вот какой он разный! Может быть и добрым и злым. Каким бывает ветер?( обсуждаем с детьми: сильный, быстрый, ласковый, прохладный и т.д.)

Как можно обнаружить ветер? Посмотрите в окно – есть ли сегодня ветер? Можем ли мы прямо сейчас пригласить ветер к себе в гости?

( если на улице сильный ветер, открывает ненадолго форточку и дети видят как колышется занавеска дети здороваются с ним)(если нет ветра устраиваем ненадолго сквозняк)

Откуда берётся ветер? Я предлагаю вам узнать одну из тайн природы :как рождается ветер. Для этого я покажу вам несколько опытов.

Опыт 1

-Ребята, скажите, а можно детям самостоятельно ,без взрослого брать спички? Зажигать свечку? Почему нельзя?(ответы детей)

-Да вы правильно ответили ,поэтому опыт со свечкой буду проводить я.

-приоткроем дверь, зажжём свечи. Одну свечу поставим вниз, на пол, а другую держим вверх, у около приоткрытой двери.

-Куда наклоняется пламя свечей? (пламя нижней свечи направлена

внутрь помещения, верхней наружу из помещения)

Почему так происходит? Потому что у нас в группе тепло и воздух тёплый. Он  лёгкий, любит летать. В помещении  такой тёплый воздух поднимается и убегает через щель вверху. Он как бы рвётся на свободу, на простор. Ну а с улицы наоборот ,к нам влетает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, поэтому он ближе у земли.

Вывод: так откуда к нам буде заходить холодный воздух? Сверху или сни-зу?(ответы детей)Получается,что один воздух-тёплый,движется вверх,а навстречу ему ,внизу,влетает другой холодный.Там,где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух,появляется ветер.Ветер-это движение воздуха.

Для закрепления прдставлений о движении тёплого и холодного воздуха провожу игру с детьми .Одни дети будут изображать холодный воздух(приседают на ковре),другие тёплый(двигаются с высоко поднятыми руками).Дети вспоминают в какую сторону должны двигаться тёплый и холодный воздух и демонстрируют это.

Опыт 2

Достаю  разноцветные воздушные шарики-Какие вы видите шари-ки?(воздушные,разноцветные)

- Сейчас я вам покажу как можно надуть шарик необычным способом.На бутылочку наденем шарик и поставим её в ёмкость с горячей водой.(предварительно обращаю детей внимание на правила безопасности проведения опыта с горячей водой)

-Что мы видим?(шарик надувается)

-А теперь я попрошу Дашу поставить бутылку в ёмкость с холодной водой

-Что теперь мы видим?(шарик сдулся)

Вывод:Почему шарик  сначала надулся?(воздух нагрелся и поднялся вверх)

-Правильно

-А почему же потом сдулся?(воздух остыл,стал тяжёлым и опустился вниз)

Как вы думаете можно почувствовать ветер?(работа вентилятора)

-А услышать ветер?(прослушивание ветра по диску)

Опыт 3

Предлагаю детям опустить несколько корабликов на воду(большой таз)Дети дуют на паруса, кораблики плывут.Объясняю детям ,что так и большие корабли движутся благодаря ветру.А если ветра нет?Что происходит?А если ветер очень сильный?Начинается буря и кораблик может потерпеть крушение.

Как можно определить ,есть ли на улице ветер?(посмотреть на деревья,при помощи ленточек,вертушки,воздушого шарика)

Заключительная часть :

Вам понравились наши опыты?

Что нового вы узнали?

Что такое ветер?

Сейчас каждый из вас сможет изобразить свой ветер.

Раздаю детям листы бумаги, на которых изображены стволы деревьев.С левой или с правой( у всех по разному) стороны листа бумаги изображена стрелка.Она указывает,откуда дует ветер.Дети дорисовывают ветки деревьев.Наклон веток соответствует направлению ветра по стрелке.Если  стрелка помещена с правой стороны то ветки наклонены влево, и наоборот.

Дети рисуют свой ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)

Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...

Конспект по экологии в старшей группе "Клад старичка Боровичка"

Цели: - способствовать развитию  у детей правильного отношения к животным и растениям- уточнять знания о взаимосвязи растений, животных, среды обитания, приспособленности к условиям жизни, зависи...

Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни....

Конспект по экологии на тему "Юный эколог"

Конспект по экологии на тему "Юный эколог"...

Конспект НОД экология в старшей группе «Живая и неживая природа» «Юные экологи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640664","...

презентация к конспекту по экологии " Как стать юным экологом"

Презентация "Как стать юным экологом", знакомство с понятием сокодвижения в деревьях  весной...