Проект "От зёрнышка к караваю"
проект по окружающему миру

Моисеева Наталья Фёдоровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "От зёрнышка к караваю"58.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «От зернышка до каравая»

Длительность проекта: с07.10 по 18.10.19г

Количество участников: коллективный (2 младшая группа), воспитатель, родители.

Проблема проекта: низкий уровень знаний детей об этапах выращивания хлеба, о труде хлеборобов. В нашей стране отношение к хлебу особенное, если человек в чем – то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Где же «растут» булки? Постараемся проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Ожидаемые результаты: формирование у детей представлений о ценности хлеба. Получение знаний о том, как выращивают хлеб, донесение до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Воспитание бережного отношения к хлебу.

Цель проекта: ознакомить детей 3-4 лет с долгой дорогой зернышка к караваю, развивать любознательность, формировать жизненную компетентность и нравственные качества, воспитывать бережное отношение к хлебу

Задачи:

  • Формировать представление детей о долгом пути хлеба от поля до стола
  • Активизировать и обогащать словарь
  • Формировать моральные качества детей, их компетентность через организованную образовательную деятельность, различные игры, художественную литературу, фольклор, наблюдения, трудовую и исследовательскую деятельность, музыку, экскурсии, просмотр мультфильмов и медиа-презентации, сотрудничество малышей и родителей, совместный досуг
  • Развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности, познавательную активность
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых
  • Создавать благоприятный психологический микроклимат в коллективе и хорошее настроение у детей

Этапы проекта.

I этап – подготовительный.

1. Создание развивающей среды.

2. Составление плана проекта, разрабатывание конспектов занятий.

3. Осуществление подбора художественных произведений о хлебе, развивающих тематических видеофильмов.

II этап – основной (практический).

1. Рассказ в сюжетных картинках «Как выращивают хлеб».

2. Сказка русская народная «Колосок», стихи, загадки, пословицы, потешки о хлебе.

3.Просмотр видеофильма для детей «Берегите хлеб», презентаций « Путь хлеба», мультфильм «Колосок»

4. Экскурсии  на кухню – наблюдение за тем как и где выпекаются булочки для детей.

5. Исследовательская деятельность «Сравни зерна и муку» (цвет, запах, тактильные ощущения, перемешивание с водой).

6.Художественное творчество – рисование красками, лепка хлебобулочных изделий из теста.

III этап – заключительный.

1. Изготовление детьми из теста угощения (бублики, крендельки).

2. Изготовление родителями газеты «Береги хлеб ».

План проекта

Понедельник – день первый

  1. Непосредственная образовательная деятельность:

Предметное окружение «Откуда хлеб пришел»

Цель: Ознакомить детей с долгой дорогой хлеба от зернышка до каравая, развивать речь, активизировать и пополнять словарь, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Рисование «Колобок»

Цель: Закреплять рисование округлой формы, учить правильно держать фломастер, ориентироваться на листе бумаги, закрашивать контур, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к рисованию.

  1. Игровая деятельность:

Подвижная игра «Поиграем с колобком»

Пальчиковая гимнастика «Ватрушки»

Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Физкультминутка «Мы зернышки» 
Работа вне НОД:

Знакомство с пословицей «Хлеб - всему голова»

Психогимнастика «Как растет колосок»

  1. Наблюдение:

Рассматривание колосков в вазе

  1. Работа с родителями:

Обсуждение организации чаепития в пятницу

Вторник – день второй

  1. Непосредственная образовательная деятельность:

ФЭМП «Путешествие хлебушка»

Цель: Закрепить понятия «один», «много» с помощью сюжетных картинок о хлебе, развивающей игры «Один – много». Развивать внимание, речь, мышление. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к хлебу.

Музыка «Ладушки-оладушки" – русская народная песенка

Цель: Ознакомить детей с песенкой «Ладушки-оладушки", петь ее вместе с детьми, играя в ладушки, развивать музыкальный слух, создавать хорошее настроение, воспитывать интерес к музыке.

  1. Игровая деятельность:

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Дидактическая игра «Спрячем колобка»

Развивающая игра «Один - много»

Физкультминутка «Ой, ладушки – ладушки»

  1. Работа вне НОД:

Просмотр мультфильма «Колосок»

Чтение стихотворения Т. Лавровой «Из чего печется хлеб»

  1. Наблюдение:

Как подросла пшеница в уголке природы

  1. Трудовая деятельность:

Полить пшеницу в уголке природы

Среда – день третий

  1. Непосредственная образовательная деятельность:

Развитие речи «Как пекли хлеб раньше и сейчас» - экскурсии в светлицу и на кухню

Цель: В ходе экскурсии ознакомить детей с тем, как пекли хлеб раньше и сейчас. Развивать речь, обогащать словарь и жизненный опыт малышей. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду взрослых.

Исследовательская деятельность «Сравни зерна и муку» (цвет, запах, тактильные ощущения, перемешивание с водой)

Цель: Опытным путем сравнить зерна и муку на цвет, запах, тактильные ощущения. Что будет, если добавить воды в зерна и в муку. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

  1. Игровая деятельность:

Подвижная игра «Мельница»

Развивающая игра «Угадай, о ком я говорю»

Физкультминутка «Мы пекли оладушки»

Дидактическая игра «Что к чаю, что к супу»

  1. Работа вне НОД:

«Ватрушки» - русская народная потешка

  1. Наблюдение:

Рассматривание муляжей хлебных изделий

  1. Работа с родителями

Консультация: Как подготовить газету «Береги хлеб»

Четверг – день четвертый

  1. Непосредственная образовательная деятельность:

Конструирование «Колосок» - из палочек

Цель: учить детей конструировать из палочек, закрепить строение колоска, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к творческой деятельности.

Музыка «Пирожки» - песня - имитация

Цель: ознакомить детей с песней «Пирожки», сопровождать пение имитацией действий с тестом, закрепить название изделий из муки, развивать координацию движений под музыку, воспитывать интерес к музыке.

  1. Игровая деятельность:

Подвижная игра «Катись, колобок»

Дидактическая игра «Прятки»

Развивающая игра «Что изменилось»

Пальчиковая гимнастика «Из пшеничной муки»

  1. Работа вне НОД:

Загадки «О хлебе»

Обучающая видео передача «Берегите хлеб»

  1. Наблюдение:

Рассматривание разных видов крупы

  1. Трудовая деятельность:

Полить пшеницу в уголке природы

Пятница – день пятый

  1. Непосредственная образовательная деятельность:

Лепка «Булочки, крендельки» - из теста

Цель: ознакомить детей с тестом; учить лепить из теста булочки и крендельки, выкладывать готовые изделия на противень; развивать мелкую моторику, аккуратность, фантазию; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к хлебу.

  1. Игровая деятельность:

Подвижная игра «Собери колосок»

Развивающая игра «Угадай, что это»

Пальчиковая гимнастика «Положи блинок в ладошку»

Физкультминутка «В землю зернышко упало»

  1. Наблюдение:

Как пекутся булочки, крендельки.

  1. Трудовая деятельность:

Смазать булочки и крендельки яичным желтком с помощью кисточки, посыпать сахаром

  1. Работа вне НОД:

Чаепитие с выпечкой, изготовленной детьми и воспитателями


                   

Приложение

Конспект по предметному окружению во второй младшей группе.

Тема: «Откуда хлеб пришёл»

Программное содержание : Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий; о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания. Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь. Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: Хлеб белый, каравай, хлебобулочные изделия.

Наглядные пособия: колосок, иллюстрации сюжетные картинке «От куда хлеб пришел»

Ход НОД:

Организационный момент.

(Дети стоят у воспитателя).

- Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.

Воспитатель загадывает загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет! (Хлеб).

Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.

Беседа.

(Появляется наглядное пособие – колосок).

- Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.

(На столе появляется каравай – круглый хлеб).

- Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки,

печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?

- А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.

Рассказ воспитателя «Как хлеб на стол пришёл». Знакомство с профессиями

хлебороба, мельника, пекаря.

а) – В колоске живут зёрнышки.

Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.

И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают  Зерно.

б) – Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.

Поэтому зерно везут на мельницу.

Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку.

За работу, жернова,

Зёрна перетрём сперва!

А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.

Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.

(Вращательные движения руками перед собой).

А теперь вращаем жернова.

Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть

Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).

Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).

Получается мука!

в) – После мельника с мукой будет работать пекарь.

- Чем он занимается?

- Пекарь работает на пекарне.

Пекарь мучицу белую

Пышным тестом сделает!

Дрожжи, ну-ка не ленитесь,

Наше тесто поднимите!

Динамическая пауза.

- А теперь давайте поиграем.

(Дети встают в круг).

- Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.

Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают

Дрожжи тесто раздували. воздух).

Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)

Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)

Разрастись и поднимись!

Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

Тесто зрело и толстело – ох! Ох!

Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)

И весёлкой повзбивали.

- Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.

Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:

В печку жаркую садись - (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)

Порумянься, испекись! (грозят пальчиком).

- Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!

Беседа о бережном отношении к хлебу.

Вот ржаной каравай

С корочкой румяной.

Никогда не забывай:

На столе он главный!

Без него обед не в счёт.

В праздники и будни:

«Хлебу слава и почёт!»-

Говорят все люди.

- Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

Итог занятия.

- Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?

- Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.

До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.

Конспект по рисованию во второй младшей группе

На тему: «Колобок»

Программное содержание:

- учить детей рисовать предмет круглой формы, и закрашивать его.

- учить детей знанию основных цветов (красный, желтый, черный)

развивать у детей интерес к рисованию; воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность. учить детей правильно держать кисть и пользоваться ею; учить детей рисовать, кончиком кисти и всем ворсом; учить детей рисовать краской гуашь; учить детей пользоваться банкой с водой (промывать кисть)

развивать умение изображать круглую форму; развивать внимание, память, мышление.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Игрушка колобок и образец воспитателя

Раздаточный: 0,5мальбомного листа,

Методы и приёмы: словесный, игровой, наглядный, использование художественной литературы, показ.

Предварительная работа: рассматривание игрушки (колобка), пальчиковый театр (колобок), чтение сказки (колобок).

Ход

Сюрпризный момент. В группу вносится колобок.

Ребятки посмотрите кто к нам в гости пришел, румяненький колобок.

В: Дети давайте внимательно рассмотрим нашего колобка.

Колобок ребята какой формы ?

Д: Колобок круглый.

В: А какого цвета наш колобок?

Д: Желтого цвета

В: А ещё что есть у нашего колобка?

Глазки они круглые.

А какого цвета наши глазки?

Д: черные

Ребятки а вы хотите нарисовать колобка? Давайте нарисуем нашему большому колобку много друзей.

А теперь ребятки давайте нарисуем колобка.

Только сначала посмотрите как я буду его рисовать. Берем карандаш в правую руку, тремя пальчиками. Карандашом поставим точку и от нее начинаем рисовать большой кружочек. Оно у нас большое круглое. Теперь закрашиваем нашего колобка , и стараемся за контур не заходить.

В: А что ещё осталось нарисовать у нашего колобка?

Д: глазки и ротик.

В: молодцы ребятки правильно

Индивидуальная работа с детьми.

Я со своим листочком подхожу к каждому ребенку и показываю на своем месте еще раз. Если ребенок все равно затрудняется то можно использовать метод пассивного показа т.е. взять руку ребенка в свою руку, но надо стараться добиваться, чтобы ребенок рисовал самостоятельно.

В: Какие вы все сегодня были молодцы! Давайте посмотрим на наши рисунки и найдем у кого самый круглый колобок. Чей самый веселый колобок. А какого цвета наш колобок?

Д: Желтого.

Вот теперь ребята у нашего колобка очень много друзей.

Конспект по ФЭМП.

«Путешествие хлебушка»

Программное содержание: Выявить умение детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий). Определить уровень развития у детей представлений о форме и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Выявить умение детей отсчитывать заданное количество предметов и сравнивать совокупности этих предметов. Выявить умение детей различать цифры от 1 до 5. Определить уровень развития у детей пространственных представлений: влево, вправо, вверх, вниз, за, перед. Определить умение детей устанавливать последовательность событий.

Уточнить знания детей о хлебе. Словарь: хлебушек, хлебобулочные продукты, машина-хлебовоз. Закрепить знания о цветах: зеленый, желтый, оранжевый.

Формировать умение внимательно слушать и выполнять словесную инструкцию воспитателя. Развивать образное воображение, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование:

Поднос с хлебобулочными изделиями.

Листы бумаги с нарисованными тремя колосками разной величины.

Цветные карандаши.

Демонстрационные картинки: колосья, зерно, мука, тесто, хлеб.

Раздаточные листы с изображением города, вырезанная из картона машина-хлебовоз.

Вырезанные из картона «батоны».

Наборные полоски разной длины.

Нарисованные блюда различной формы ( круглой, овальной, квадратной, треугольной), вырезанные из цветной бумаги силуэты хлеба, бублика, батона, пирожка, лаваша.

Оборудование для аппликации.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я принесла вам? (Показ). Назовите эти продукты. (Ответы детей). Хлеб, батон, бублик, пирожок, лаваш.

Все эти продукты я купила в магазине. А называют эти продукты так - «хлебобулочные продукты». Если вас спросят малыши, что такое хлебобулочные продукты, что вы им ответите? (Ответы детей).

Как называется магазин в котором продаются хлеб, булки, батоны? (Ответы детей). Хлебный магазин.

Вот перед вами хлеб. «Плох обед коли хлеба нет». Человек легко может обойтись без конфет и колбасы, а вот без хлеба плохо. Во все времена люди ценили и уважали хлеб. Хлебушек — ласково называют его.

Сегодня мы узнаем какое путешествие совершил хлебушек, пржде чем попал к нам на стол.

Дидактическое упражнение «Сравни колоски»

Вот растут пшеничные колоски. Посмотрите внимательно, все ли колоски одинаковые? Колоски разные. Возьмите в руки карандаш зеленого цвета и закрасьте самый маленький колосок. Этот колосок еще даже не созрел. Колосок побольше закрасьте карандашом желтого цвета. А самый большой колосок раскрасьте карандашом оранжевого цвета. Этот колос вызрел и готов подарить свои зерна.

Разминка для глаз «Отыщи глазами цифру»

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.

Мы закроем быстро глазки

И чтобы время не терять,

Будем мы теперь моргать.

И откроем их опять.

А теперь вращаем шеей.

Ищем цифры, как сумеем:

1

Это - цифра единица.

Первой быть она стремится!

Всех прямее и ровней,

Остальные все - за ней!

2

А вот это - цифра два:

Есть и хвост, и голова

С длинной шеей лебединой,

Переходит шея в спину.

3

Нет, ты только посмотри,

Как красива цифра три!

Стоит лишь два полукруга

Нам поставить друг на друга.

4

А четыре, посмотри

Та идет за цифрой три.

Очень острый локоток-

Подружись и с ней дружок.

5

Посмотри на цифру 5.

Взяв пятёрочку за ручку,

Можно как ковшом черпать

Воду и песок-сыпучку.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Вот на этих картинках нарисован путь от колоска до хлебушка. Только картинки все перепутались. Нужно расставить их по порядку. Что было сначала, а что потом. (Колосья, зерно, мука, тесто, хлеб).

Вот и испекли на хлебозаводе наш хлебушек. А как попадет он в магазин? (Ответы детей). На машине.

Дидактическая игра «Машина-хлебовоз»

Положите перед собой листы бумаги с нарисованным городом и возьмите в руки машину-хлебовоз. Вы будете водителями и поведете машину в нужном направлении.

Поставьте машину в левый верхний угол. Здесь находится хлебозавод и в машину погрузят свежий хлеб, булки и другие вкусные продукты.

Проведите машину в центр, в самую середину.

Теперь машина поехала вправо.

Теперь вниз по улице.

Машина остановилась перед высоким домом.

Дальше машина поехала влево.

Остановилась за низким домом.

Машина поехала вверх по улице.

Машина вернулась на хлебозавод.

Динамическая пауза «Раз — подняться, потянуться»

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Дети выполняют движения по тексту.

Дидактическое упражнение «Разложи батоны по полкам»

Привезли в хлебный магазин хлебобулочные продукты, нужно разложить их по полкам. Сколько полок на витрине? Две. Можно ли сказать, что полки одинаковые? Нет. Почему? Верхняя полка короткая, а нижняя длинная.

Выложите батоны на верхнюю полку. Сосчитайте, сколько батонов поместилось на верхней полке? Четыре батона.

Выложите батоны на нижнюю полку. Сосчитайте, сколько батонов поместилось на нижней полке? Пять батонов.

На какой полке больше батонов, на верхней, или на нижней? На нижней полке больше батонов.

А как сделать, чтобы на верхней и на нижней полке стало батонов поровну?

Доложить еще один батон на верхнюю полку мы не сможем — там нет места.

А вот убрать один батон с нижней полки можно. Вот теперь на нижней и на верхней полке одинаковое количество батонов.

Дидактическая игра «Подбери блюдо нужной формы»

Купили мы разные продукты в хлебном магазине. Теперь нужно разложить их на праздничном столе. У вас на есть скатерть с расставленными на ней блюдами. Рассмотрите внимательно хлебобулочные продукты и блюда для них.

Нужно подобрать к каждому продукту блюдо подходящей формы.

На какую геометрическую фигуру похож бублик? На круг. На блюдо какой формы нужно положить круглый бублик? На круглое блюдо.

На какую геометрическую фигуру похож хлеб? На прямоугольник. На блюдо какой формы нужно положить прямоугольный хлеб? На прямоугольное блюдо.

На какую геометрическую фигуру похож батон? На овал. На блюдо какой формы нужно положить овальный батон? На овальное блюдо.

На какую геометрическую фигуру похож пирожок? На треугольник. На блюдо какой формы нужно положить треугольный пирожок? На треугольное блюдо.

На какую геометрическую фигуру похож лаваш? На квадрат. На блюдо какой формы нужно положить квадратный лаваш? На квадратное блюдо.


Конспект по развитию речи.

«Экскурсия на кухню детского сада».

« Как пекли хлеб»

Программное содержание:

познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде. В ходе экскурсии ознакомить детей с тем, как пекут булочки. Развивать речь, обогащать словарь и жизненный опыт малышей. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду взрослых.

Предварительная работа: инструктаж детей о правилах поведения на кухне.

Ход экскурсии:

1.Вводная часть:

-Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию, на кухню нашего детского сада, и узнаем как пекут булочки.

Исследовательская деятельность «Сравни зерна и муку» (цвет, запах, тактильные ощущения, перемешивание с водой)

Программное содержание: Опытным путем сравнить зерна и муку на цвет, запах, тактильные ощущения. Что будет, если добавить воды в зерна и в муку. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Материалы: образцы муки, тарелки с мукой, стаканы с водой, ложки,

Предварительная работа: Пальчиковая гимнастика «Бабушка, бабушка, испеки оладушки». Лепка из соленого теста «Угощения для медвежат».

Ход :

Дети располагаются вокруг стола, на котором стоят баночки с мукой. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это у нас на столе стоит? (зерна и мука) Давайте с вами послушаем у кого из них есть своя песенка, хотите послушать? Давайте послушаем. А у муки есть песенка? Послушайте. (муки в баночке мало, она легкая и мягкая, ее даже не слышно)

Муку в магазине продают в такой пачке. Как вы думаете, тяжелая она или легкая?

А вот из этих продуктов можно испечь (блины, оладьи, пирожки, хлеб.)

Пальчиковая гимнастика «Бабушка, бабушка, испеки оладушки»

Дети: Бабушка, бабушка, испеки оладушки!

Бабушка: Я б оладье напекла, только где взять молока?

Дети: Бабушка, бабушка, испеки оладушки!

Бабушка: Я оладье напекла, только нет сахарка…

Дети: Бабушка, бабушка, испеки оладушки!

Бабушка: Я оладье напеку, только где же взять муку?


Вы хотите поиграть с мукой? Тогда проходите за столы. Посмотрите, пред вами стоит тарелочка с мукой. Как вы думаете, мука имеет запах? Наклонитесь над тарелочкой и осторожно понюхайте муку. ( не пахнет).

Ребята, вам приятно трогать муку? (приятно) Давайте погладим ладошкой муку, разровняем ее сверху и сделаем посередине отпечаток кулачка. Получилось? А еще можно сделать отпечаток ладошки. Полюбуйтесь на отпечаток ладошки. А теперь посмотрите на свою ладошку. Какая стала ладошка? (грязная, белая) Почему она белая?

А теперь посмотрите на меня. Вот какая у нас мука: белая, мягкая, легкая, приятная, сыпучая.

Давайте повторим все вместе слово «сыпучая».

Ребята, как вы думаете, что будет с мукой, если мы нальем в нее воду? Какая станет мука? (липкая) Давайте попробуем. Я вам дам стаканчики с водой. Посмотрите, какая вода в стаканчиках чистая, прозрачная. Осторожно, чтобы не пролить на стол, влейте воду в муку. Посмотрите, вода была прозрачная, а теперь стала какая? (белая) Почему вода стала белая? (в нее попала мука)

Чем же нам перемешать? (ложкой, пальцем) Скажите, а сейчас мука сыпучая?(нет) Попробуем ее посыпать. Сыплется? (нет) Какая стала мука? (липкая) Что у нас с вами получилось? (тесто)

Вывод: когда мы добавили в муку воду, она стала липкая и совсем перестала сыпаться. Зато из теста можно лепить. Вы умеете лепить из теста? (да)

Ребята, понравилось вам играть с мукой? (да) А руки-то у вас какие стали? (липкие, грязные). Пойдемте их мыть.


Конспект НОД  лепка из теста.

«Булочки, крендельки» - из теста

Программное содержание: ознакомить детей с тестом; учить лепить из теста булочки и крендельки, выкладывать готовые изделия на противень; развивать мелкую моторику, аккуратность, фантазию; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к хлебу

Материалы: тесто, досточки, мука, сахар, кисточка для смазывания, яйцо.

Ход:

Дети помните, мы с вами экспериментировали и добавляли в муку воду, и у нас получалась тесто. Так вот сегодня мы с вами будем лепить из него, булочки и крендельки и запечем их в духовки. А вот и наше тесто, давайте возьмем по –кусочку и начнем катать, но сперва окунем в муку. А потом начнем катать круговыми движениями, вот так.


Физкультминутки

«Мы зернышки»
В землю зернышко попало,  
присели
Прорастать на солнце стало,  руки вверх
Дождик землю поливал
,  руки влево-вправо
И росточек подрастал,  
подняться во весь рост
К свету и теплу тянулся  подняться на носочки
И красавцем обернулся.  
улыбнуться
(дети садятся
)

«Мы пекли оладушки"

Вместе с воспитателем дети напевают песенку и выполняют соответствующие движения:

Ладушки, ладушки,                                                                                                                          Мы пекли оладушки.                                                                                                                                      Испекли мы целых Пять,

Один кошке надо дать,

Один коту

С усами,

Три съедим мы сами!

Поочередно: поворот вправо, левой ладонью сделать хлопок по правой; поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой.

Показать пять пальцев.

Отвести правую руку в сторону, показывая один (указательный) палец.

Отвести левую руку в сторону, показывая один (указательный) палец.

Показать «усы».

Показать три пальца. Поглаживать живот.

Ой, ладошки-ладушки.

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печём оладушки (хлопки ладонями).

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу)

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол (присели),

Тесто убежало (лёгкий бег на месте),

Начинай сначала.

Пальчиковая гимнастика

«Положи блинок в ладошку»

Положи блинок в ладошку:

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Первая строчка — прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.

«Ватрушки»

Мы для милого Ванюшки

Испекли бы три ватрушки.

Только нет у нас пока

Ни муки и ни песка,

Ни яиц, ни соли,

Ни дрожжей, ни молока.

Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно. Начиная со слов: «Только нет у нас пока…» - поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.

«Из пшеничной из муки»

Из пшеничной из муки,

Испекли мы пироги (дети ритмично лепят “куличи”, загибают по одному пальцу, перечисляя то, что испекли из муки) .

Плюшки, пряники, печенье,

Кексы, торты, калачи,

Булки, бублики, баранки

И достали из печи.

Вот румяный каравай

Приходите к нам на чай (медленно произносят текст- одновременно протягивают обе руки, соединяют руки в “каравай”, кланяются с движением руки от груди)

Фольклор

«Ватрушки»

Русская народная потешка

Трушки ту-тушки!

Испечем ватрушки.

Всем по ватрушке,

Да молока по кружке.

Ладушки, ладушки!

Испечем оладушки.

Маслом поливаем,

Всех угощаем.

Хлопайте ладошками друг о друга так, как будто вы лепите пирожки, побуждайте ребенка повторять ваши действия.

Песня «Пирожки» муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову,

Пирожками угощу.   


Зовущий жест «сюда». «Раздают пирожки».


«Ладушки - оладушки»

(русская народная песенка)

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Дети поют вместе с воспитателем песенку и играют друг с другом в ладушки

Стихотворения

Т. Лаврова

Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.

Загадки

Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый..(.Хлеб.)

Практическая часть 1: элементарные опыты,

Лаборант: Приступаем к исследованию. Дидактическое упражнение «Цепочка слов» Например : колос-зерно-мука-тесто-хлеб

1 опыт:

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука нет запах.

2опыт:

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется)   –  Мука сыпучая.

3опыт:

-Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали?

- Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная)

– Мука – мягкая, пушистая, легкая, воздушная,

4опыт:

Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем.

 – Оказывается на муке можно писать и рисовать.

5опыт.

Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?

-Мука растворилась в воде.

6опыт:

Добавьте еще две ложечки муки, размешайте, что получилось?

-Получилось жидкое тесто.

Лаборант: Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

 Ингредиенты для теста.

Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют масло, соль, сахар, яйца, молоко, дрожжи, называют это тесто сдобным его  сдобрили маслом,  сахаром, яйцом, молоком. Тесто выстаивается какое- то время. А потом формируются хлебобулочные изделия кладутся на форму и отправляются в печь.

Пекарь:Ребята а вы хотите сегодня быть пекарями.  у меня другое тесто, в него я положила муку, немного воды и много соли целых 4 ложки. Можно это тесто назвать сдобным?(Нет )

Пекарь:Как бы вы назвали это тесто если в нем много соли?(Соленое.)

Пекарь:Солёное тесто не кушают, из него делают, разные поделки, я предлагаю вам    слепить из него колосок  и подарить нашим гостям на память о наше встрече.

Пальчиковая игра «Пекари»

Воспитатель предлагает воспитанникам превратиться в пекарей и замесить тесто.

А сейчас мы засучим рукава и замесим тесто. (дети имитируют замес теста).

Мешу, мешу, тесто

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай

Переваливай, валяй.

Вот тесто и готово. Только мы будем лепить из соленого теста. Изделия из него долго хранятся, но есть его нельзя. Они используются, как декоративные украшения.

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни

Тема: «Сказка «Колосок»

Цели:

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку. Смотреть показ настольного театра, эмоционально воспринимать содержание.

Познакомить детей со сказкой «Колосок.

Обогащать словарь детей по теме.

Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, геометрических фигурах.

Упражнять в  лепке, наклеивании, рисовании пальчиками, кисточками и  карандашами.

Развивать умение повторять движения за воспитателем.

Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений.

Воспитывать интерес к сказкам.

Оборудование:

Игрушки-герои сказки «Колосок», пшеничные колоски, зерна пшеницы, мука, тесто.

Цветные силуэты петушка, домика, мышат, колоска, картинка-фон.

Картинка-заготовка  «колосок» для пальчикового рисования, пальчиковые краски, карандаши желтого цвета.

Пластилин желтого цвета.

Картинка-заготовка «Колоски без стеблей», желтая гуашь, кисти.

Картинка-фон с изображением леса, мышонка, лисы, двух грибов под деревом; вырезанные из картона листики разной величины.

Картинка-фон с изображением колоска из овалов, овалы, вырезанные из желтого картона, счетные палочки.

Колоски, вырезанные из плотного картона, разноцветные прищепки.

Пуговицы разного цвета и величины, картинка с изображением пирога с цветными кругами цветом и величиной соответствующими пуговицам.

Картинка-заготовка с изображением подносов разной формы, силуэтные картинки круглой булочки, овальной плетенки, квадратного пирога. Клей, мак, кунжут, пластилин красного цвета.

Вырезанные из цветного картона салфетки, блюдца, чашки, ложки.

Булочки. Сито. Горох (не лущеный).

Аудиозапись: «Топ-топ».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

- Сегодня нас ожидает встреча со сказкой.

Показ настольного театра «Колосок»

- Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и умели петь да плясать, крутиться и вертеться. Петушок же рано утром поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался.
Однажды подметал петушок двор и увидел на земле пшеничный колосок. Позвал петушок мышат:
- Круть и Верть, посмотрите, что я нашел!
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? — спросил петушок.
- Только не я! — пропищал Круть.
- Только не я! — пропищал Верть.
- Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу. Мышата тем временем затеяли игру в лапту.
Закончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, посмотрите сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь надобно зерно на мельницу нести, муки намолоть.
- А кто понесет? — спросил петушок.
- Только не я! — ответил Круть.
- Только не я! — ответил Верть.
- Ладно, — сказа петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата затеяли игру в чехарду. Прыгают друг через друга, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы и позвал мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.
Прибежали мышата, смотрят, не нарадуются:
- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да хлеб печь.
- Кто будет месить? — спросил петушок.
А мышата опять свое:
- Только не я! — запищал Круть.
- Только не я! — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно мне придется.
Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь. Как печь истопилась, посадил в нее хлеб.
Мышата тоже времни не теряют: пляшут, да песни поют.
Испекся хлебушек, петушок вынул, поставил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! — пропищал Круть.
- Ох, как есть хочется! — пропищал Верть.
Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто колосок нашел?
- Ты нашел! — громко закричали мышата.
- А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! — потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил, хлеб кто пек?
- Все ты. Все ты, — чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Не знаю, что сказать мышата. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев хлебом угощать!

Дидактическая игра «Выложи сказку на картинке»

- Найдите на картинке место для избушки, для петушка и мышат. Положите колосок под деревом.

Дидактическая игра «Спрячь мышонка от лисы»

- Решили мышата исправиться — самим сделать пирог и петушка угостить. Один мышонок тесто замесил, а другой в лес пошел — грибов для пирога набрать.

Пришел мышонок в лес, увидал грибы. А вы видите на картинке грибы? Где они? Под деревом. А сколько грибов под деревом? Два гриба.

Но не повезло  мышонку, только хотел грибы сорвать — попался  на глаза лисе. Скорее подберите листик, подходящего размера, чтобы спрятать мышонка от лисы.

Дидактическая игра «Сложи колосок»

- Из каких геометрических фигур будем складывать колосок? Из овалов. Сколько колосков у вас на картинке? Один колосок. А сколько зернышек-овалов понадобится для одного колоска? Много. Выложите овалы на картинку. А теперь счетными палочками сделайте усики колоску.

Рисование «Колосок»

- Нарисуйте карандашом желтого цвета усики колоску. Оставьте отпечатки подушечки пальчика на месте зерен в колоске.

Лепка «Колосок»

- Из пластилина желтого цвета прямым раскатыванием скатайте колбаску и приложите ее к картону, слегка придавите ее сверху ладонью. Положите палочку-зубочистку сверху на колбаску-колосок (вдоль) и вдавите. А теперь берите зерна пшеницы и вдавливайте с двух сторон от палочки.

Дидактическая игра «Чего не стало»

Перед детьми выкладываются колосок, булочка,  тесто. Накрываются платком. Один предмет прячется. Затем платок снимается и детям предлагается сказать, какого предмета не стало.

Музыкально-динамическая пауза «Топ-топ»

Дети повторяют движения под музыку по показу воспитателя.

Игра с прищепками «Колосок»

- Сделайте из прищепок колоскам усики.

Игра с пуговицами «Пирог»

- Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера.

Изобразительная деятельность «Пироги и булочки»

- Наклейте на подносы пирог и булки. Подбирайте поднос, подходящий по форме.

Посыплем круглую булочку маком (предварительно смазав клеем), а овальную булочку — кунжутом. А вот пирог сделаем с вишнями — налепите из пластилина красного цвета круги-вишни на пирог.

Дидактическая игра «Чайный сервиз»

- Подберите к каждому блюдцу чашку и ложку, положите их на салфетки подходящего цвета.

Рисование красками «Стебли колосков»

- Нарисуйте кисточкой с желтой краской стебли колоскам.

Упражнение «Просеиваем муку через сито»

Детям предлагается ложкой положить муку в сито и просеять муку над подносом.

Лепка из соленого теста «Пирог»

Дети делают из соленого теста шар, расплющивают его в лепешку, раскатывают тонкие колбаски и выкладывают сеточкой на пирог. В свободные места вдавливают горошины.

Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»

- Сначала петушок нашел колосок, покажите колоски.

Затем из колоска достал зерна. Покажите зерна.

Из зерен сделал муку. Покажите муку.

Из муки сделал тесто. Покажите тесто.

Из теста сделал пирог. А вот пирог покажу вам я. И предлагаю попробовать его.

Проводится дегустация пирога.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий вечера досуга "От зёрнышка до каравая".

Вечер досуга для детей подготовительной к школе логопедической группы и их родителей...

"От зёрнышка до каравая".

От  зёрнышка  до  каравая.  Как  сеяли  и  пекли  хлеб  на  Руси  и  как   сеют  и  пекут  хлеб  сейчас ...

Проект "От зёрнышка до каравая"

Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин,  как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.Задачь пректа1....

Паспорт проекта "От зёрнышка до каравая" для детей старшей группы

Данный проект способствует формированию у ребёнка представлений о выращивании хлеба, его ценности, общественной значимости труда хлебороба, воспитанию бережного отношения к хлебу, уважения к труд...

Паспорт проекта "От зёрнышка до каравая"

Паспорт краткосрочного проекта в коррекционной подготовительной группе. Тип проекта познавательно - исследовательский, творческий. Цель проекта: познакомить детей с долгой дорогой зёрнышка к караваю....