Проект "Что такое снег"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Анатольевна Бобрик

 

 

                                                                      

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr1a.docx25.19 КБ
Файл pr1.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием

Качканарского городского округа

Свердловской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад « Ладушки»

ЧТО ТАКОЕ СНЕГ?

        

Авторы: воспитанница

Подготовительной группы

Гулина Виктория Максимовна,

Бабинова Ольга Николаевна.

Руководитель проекта: воспитатель

Подготовительной группы,

1  квалификационной категории

Бобрик Наталья Анатольевна.

        Качканар,2017

Цель исследования: Доказать, что снег хранит тепло, способен отражать солнечные лучи, может менять цвет. Приносит пользу и вред природе и человеку.

Объект исследования: снег.

Предмет: свойства снега.

Гипотеза: если познакомиться со свойствами снега, то можно раскрыть некоторые его тайны и определить его значение в природе и для человека.

Задачи:

1) Изучить условия образования и виды снега.

2) Выделить свойства снега.

3) Провести опыты и эксперименты по плотности снега, сохранении тепла и изменении снега под влиянием температуры.

4) Выяснить пользу и вред снега.

Методы исследования:

Изучение литературы.

Наблюдение.

Проведение опытов.

Сравнение.

Нам необходимо собрать информацию и обработать её. Для этого мы можем спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, интернете, понаблюдать в окружающем мире.

                                                                  3


Введение

Снег -  это мелкие кристаллы льда  , выпадающие  на  землю. Снег  относится  к облачным осадкам. Он образуется, когда  вода, находящаяся в атмосфере  в виде пара, замерзает. Пар  замерзает, и получаются чистые, прозрачные кристаллы. Движение  воздуха  заставляет  эти кристаллы  летать  вверх  и  вниз.  Двигаясь,  кристаллы соединяются  друг  с  другом  или  вокруг  крохотных  частичек,  которые постоянно  присутствуют  в  воздухе.  Когда  кристаллов  собирается слишком  много, ни падают на земля в виде снежинок. Снежинки часто соединяются  между  собой и выпадают в виде  хлопьев  .

Снег - белый. Кто ж поспорит с тем, что снег белый?! Конечно, белый…

Снег имеет белый цвет по той же причине, по которой кажется белым толченое стекло и вообще всякие измельчённые прозрачные вещества. Цвет этот обусловлен тем, что лучи света, проникая в мелкие кусочки прозрачного льда, не проходят сквозь них, а отражаются внутрь на границах льдинок и воздуха. Поверхность же, беспорядочно рассеивающая во все стороны, падающие на неё лучи, воспринимается глазом как белая.

Если промежуток между снежинками заполнить водой, снег утрачивает белый цвет и становится прозрачным. Доказательства приведены мною с помощью опыта №3.

В начале зимы снег белый, а со временем темнеет, прежде всего, потому, что на нем осаждаются пыль и сажа, имеющиеся в воздухе. Потемнение снега означает, что он стал меньше отражать солнечных лучей, и значит, больше поглощать их. Известно ли вам, какой снег быстрее тает? Грязный снег тает быстрее, чем чистый. Грязь снижает светоотражающие свойства снега и нагревается под действием солнечных лучей, заставляя снег таять.

Свойства снега очень сильно зависят от температуры, давления и общей погоды.

В снегу между отдельными снежинками имеются большие промежутки, которые заполнены воздухом. Воздух между снежинками плохо проводит холод и тепло и не даёт теплу уйти от земли.

Однажды гуляя на улице, мы обратили внимание на то, что иногда снег скрипит под ногами. Мы выяснили, что скрип снега – это шум от раздавливаемых льдинок. Снег скрипит только в морозы, чем крепче мороз, тем громче скрип. Пример приведен в опыте №5

Одно из очень важных свойств для человека- это то, что он скользкий. Снег скользкий потому, что при давлении и трении полозьев саней или лыж поверхностные частички снежного покрова тают, появляющаяся при этом пленка воды служит как бы смазкой. Поэтому «скользкость» зависит от температуры снега и от скорости перемещения.

                                                    2

Основная  часть

Значение снега в природе.

        Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых.

Значение снега в жизни человека.

«Снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся», - говорят в народе. Так оно и есть. Снег прикроет луга и поля. Под снежным покровом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. А весенний снег, растаяв, увлажнит почву, и растения будут хорошо расти. Уродится много хлеба, и вырастет на покосах высокая сочная трава. Чтобы снега на полях задерживались больше, люди ещё с осени расставляют по лугам и полям рядами щиты, которые хорошо задерживают снег. Около них ветер наметает большие, снежные сугробы. На севере охотники, застигнутые метелью, когда до дома далеко, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из снега живыми. В моём эксперименте № 9, мы убедились в том, что снег действительно хранит тепло.

Способность снега, сохранять тепло, эскимосы используют для строительства себе жилища – иглу.

Иглу – так называется хижина, построенная из снега, в которой живут эскимосы. Они строят купол, в человеческий рост, вырезая снежные блоки, а потом прорезают в них дверь. Она прекрасно защищает от ветра, а чтобы в ней стало тепло, достаточно зажечь свечку или керосиновую лампу. Зимой спать в иглу намного комфортнее, чем в продуваемой палатке.

Зимние забавы.

Игра в снежки, строительство снеговиков, снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках – зимние развлечения людей. Все эти забавы невозможно представить без снега и льда. Ведь как хорошо выйти на улицу с друзьями и слепить снеговика, построить крепость и покидаться друг в друга снежками. А ещё лучше выйти на улицу с папой, мамой и построить высокую ледяную горку.

        Вред  от  снега.

Неужели  такая  красота может причинить какой-нибудь вред? Как оказалось, это так. Самая большая опасность лавины. В горах. Где на склонах скапливается большое количество снега, происходят обрушения. Лавина сносит всё на своём пути, дома, деревья, погребая под собой всё живое.

4


Практическая  часть

Может  ли снег  утратить  белый  цвет?      

Мы  выяснили , что  в промежутках  между  снежинками  находится  воздух  и  если  эти  промежутки  заполнить  водой  ,  цвет  снега  изменится.    

Для  этого  в  банку  мы  насыпали  горсть  снега  и   налили  воды.  На  наших  глазах  снег  из белого  превратится  в бесцветный.  Вывод :   снег может  утратить белый  цвет.     

Чистота  снега.    

20 января  2017 года шёл  снег.  На  следующий  день  мы  взяли  пробы  в  трёх  разных  местах. В восьми  метрах  от  проезжей  части , на  детской  площадке,  в  лесу.  

   На первый взгляд снег ничем не отличался, был белый и чистый. Мы насыпали снег в тарелки и подождали, когда он растает. После этого через фильтр перелили воду в стакан. На фильтрах видно, что снег с обочины дороги - самый грязный. Возможно, такое количество грязи попадает туда с проезжей части от проезжающих мимо машин. Самый чистый - снег из леса, но и здесь на фильтре видны частицы грязи.

Вывод: мы узнали, что в воздухе имеются пыль и сажа. И уже в то время, как снежинки падают на нашу землю, они соприкасаются с ними. Поэтому даже свежевыпавший снег есть опасно.

    Какой снег весной таят быстрее, чистый или грязный?

На улице температура воздуха +4*С, тает снег. В три пластиковых стаканчика мы набрали чистого снега. В первом стаканчике снег перемешали с землей, во втором с песком, в третьем оставили чистый снег и стали вести наблюдение.

Через некоторое время мы заметили, что чистый снег только чуть-чуть подтаял сверху и по краям стаканчика. Снег, смешанный с песком растаял больше, но не весь. А вот снег, который был перемешан с землей, полностью растаял. Нам уже известно, что снег начинает таять, когда температура воздуха поднимается выше 0* С. Земля, смешиваясь с талым снегом, превращается в грязь.

Вывод: мы выяснили, что грязь снижает светоотражающие свойства снега. Другими словами снег не отражает солнечные лучи, а нагревается под их действием и быстро тает. Вот почему грязный снег растает быстрее чистого.

      Снег хранит тепло?

Для эксперимента, мы взяли две одинаковые стеклянные банки. В обе налил по 160 грамм воды комнатной температуры. На улице при температуре воздуха – 16* С. провели опыт. Банку № 1 оставили на поверхность сугроба, банку № 2 закопали в снег на глубину 30 - 35 см. Через три часа вода в банке № 1 полностью замерзла. Выкопав из снега банку № 2, мы увидели, что вода даже и не начинала замерзать.

                                                               5

Вывод: мы доказали, что снег хранит тепло. Поэтому животным и растениям не страшен лютый мороз под теплым снежным одеялом.

      Влияние температуры воздуха на скрип снега.

Когда мороз слабый, снежинки под ногами неслышно спрессовываются и тают. При сильном же морозе снежинки под ногами не тают, а ломаются, издавая хруст. Говорят, что чем сильнее мороз, тем громче хруст. Зависит ли скрип снега от температуры воздуха? Выйдя на улицу при температуре воздуха – 1*С мы не услышим хруста. При температуре воздуха – 13*С, хруст слышен. Моя мама взяла в руки телефон с включенным диктофоном, а я начал отходит от неё в сторону. Прослушав запись на телефоне, мы посчитали, что через 12 моих шагов хруста не стало слышно. То же самое мы сделали при температуре воздуха -19*С. На записи телефона хруста не стало слышно через 21 шаг. Вывод: значит действительно, чем ниже температура воздуха, тем громче скрип снега.

     Зависит ли количество воды весной, от количества выпавшего снега зимой?

Чтобы выяснить это, мы взяли два горшка для цветов с дырочками на дне. Наполовину заполнил их землей. В № 1, сверху насыпал два стакана (500 гр) снега, в № 2– четыре стакана (1000гр). Когда снег растаял, вода сквозь дырочки стекла вниз. Я перелил воду в мерные стаканчики. Получил следующие результаты: № 1. 500 грамм снега - 45 грамм воды,

№ 2. 1000 грамм снега - 120 грамм воды.

                                                       

                                                6                                                                                                                 


Заключение

В ходе работы над этим проектом, мы поняли, что снег хранит еще много тайн. Находя ответы на одни вопросы, у нас возникали новые. Например, «что такое искусственный снег и в чем его особенности?» и др. Мы познакомились с удивительными свойствами снега. Узнали о том, что снег имеет большое значение в природе и жизни человека. Может приносить как пользу, так и вред. Доказали, что снег хранит тепло, способен менять цвет и отражать солнечные лучи. Определили, что даже в свежевыпавшем снеге содержатся пыль и сажа. Усвоили для себя несколько правил безопасности. Провели наблюдения, сравнения и сделали выводы.

Снег- это прекрасное явление природы. Поистине снег - один из удивительных феноменов природы. Его изменчивость почти таинственна. Она интересна для физиков и не менее привлекательна для поэтов. В народе говорят, «можно вечно смотреть, как горит огонь, как течет вода.… К этим словам можно добавить, «можно вечно смотреть, как падают с неба снежинки, тихо покрывая нашу землю белоснежным, теплым покрывалом».

        7

Литература

1 . « Четыре времени года», С.А. Веретенникова, А. А. Клыков. М. Просвещение. 1996 г.

2. Большая энциклопедия школьника «Планета Земля». « Издательство Росмэн- Пресс», А. Ю. Бирюкова. 2001 г.

3. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». - М., ООО «Издательство АСТ». В. А. Маркин. 2001 г.

4. «Всё обо всём» - М. 6 ЗАО «Планета детства», ООО « Издательство Астрель», АСТ, А. Брагин. 2001 г.

5. «Вопросы и ответы». М., «Дрофа» В.В. Любимцев. 1995 г.

6. «Физика в природе», М., Вербум – М, Л.В. Тарасов. « Снег и лёд» 2002 г.

7. Интернет ресурсы.

           

        

                                                                                        8

Содержание

        Введение                                                                      2

        Основная  часть                                                                                            4

        Практическая  часть                                                                                    5

        Заключение                                                                                                  7

        Литература                                                                                                  8

         Рецензия                                                                                                       9

                                                                       1

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа « Что такое снег?» Выполнила воспитанница подготовительной группы Гулина Виктория Максимовна. Руководитель проекта Бобрик Наталья Анатольевна.

Слайд 2

- изучить условия образования и виды снега; -выделить свойства снега; -провести опыты и эксперименты по плотности снега ,сохранении тепла и изменением снега под воздействием температуры; -выяснить пользу и вред снега. Задачи:

Слайд 3

Снежинка-это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому у снега белый цвет

Слайд 4

снега. Однажды, глядя в окно, я долго смотрела на снег, рассматривала снежинки и мне стало интересно, а что такое снег, как он образуется и какие свойства есть у снега. Для того, чтобы нам побольше узнать об этом, мы провели несколько опытов.

Слайд 5

Снег хранит тепло? Для эксперимента, мы взяли две одинаковые стеклянные банки. В обе налил по 160 грамм воды комнатной температуры. На улице при температуре воздуха – 16* С. провели опыт. Банку № 1 оставили на поверхность сугроба, банку № 2 закопали в снег на глубину 30 - 35 см. Через три часа вода в банке № 1 полностью замерзла. Выкопав из снега банку № 2, мы увидели, что вода даже и не начинала замерзать.

Слайд 6

Вывод : мы доказали, что снег хранит тепло. Поэтому животным и растениям не страшен лютый мороз под тёплым снежным одеялом. Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых.

Слайд 7

Зависит ли количество воды весной, от количества выпавшего снега зимой? Чтобы выяснить это, мы взяли два горшка для цветов с дырочками на дне. Наполовину заполнил их землей. В № 1, сверху насыпал два стакана (500 гр ) снега, в № 2– четыре стакана (1000гр). Когда снег растаял, вода сквозь дырочки стекла вниз. Я перелил воду в мерные стаканчики. Получил следующие результаты: № 1. 500 грамм снега - 45 грамм воды, № 2. 1000 грамм снега - 120 грамм воды.

Слайд 8

Зимние забавы. Игра в снежки, строительство снеговиков, снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках – зимние развлечения людей. Все эти забавы невозможно представить без снега и льда. Ведь как хорошо выйти на улицу с друзьями и слепить снеговика, построить крепость и покидаться друг в друга снежками. А ещё лучше выйти на улицу с папой, мамой и построить высокую ледяную горку.

Слайд 9

Вред от снега. Неужели такая красота может причинить какой-нибудь вред? Как оказалось, это так. Самая большая опасность лавины. В горах. Где на склонах скапливается большое количество снега, происходят обрушения. Лавина сносит всё на своём пути, дома, деревья, погребая под собой всё живое.

Слайд 10

Снег- это прекрасное явление природы. Поистине снег - один из удивительных феноменов природы. Его изменчивость почти таинственна. Она интересна для физиков и не менее привлекательна для поэтов. В народе говорят, «можно вечно смотреть, как горит огонь, как течет вода.… К этим словам можно добавить, «можно вечно смотреть, как падают с неба снежинки, тихо покрывая нашу землю белоснежным, теплым покрывалом». Снег- это прекрасное явление природы. Поистине снег - один из удивительных феноменов природы. Его изменчивость почти таинственна. Она интересна для физиков и не менее привлекательна для поэтов. В народе говорят, «можно вечно смотреть, как горит огонь, как течет вода.… К этим словам можно добавить, «можно вечно смотреть, как падают с неба снежинки, тихо покрывая нашу землю белоснежным, теплым покрывалом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация что такое снег

Что такое снег? Это снежинки- красивые звёздочки, как образуются снежинки? что можносоздать из снега, показ вариантов....

Презентация "Что такое снег?"

Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие.Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шес...

Презентация Что такое снег?

Рассматривание снежинок, как они образуются....

Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе

Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе....

Познавательно- исследовательский проект «Что такое снег?»

      Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции :анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует поз...

Проект в подготовительной к школе группе «Что такое снег?» и «Что такое лёд?»

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для и...