Что такое воздух
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Возрастная группа: подготовительная. Тема НОД: «Воздух - богатство нашей планеты» Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с миром природы) Цель: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. Задачи: Образовательные: познакомить со способами обнаружения воздуха; развивать навыки проведения опытов. Способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные нетрадиционные методы и приемы, посредствам внедрения в воспитательно- образовательный процесс игровой квест-технологии, способствующий формированию у детей самостоятельного мышления, развитию фантазий и познавательной активности. Развивающие: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе, бережное отношение к воздуху Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная, познавательно-исследовательская, игровая. Формы реализации детских видов деятельности: беседа, загадка, ситуативные разговоры, музыка, игра с мячом, стих. Формы организации: фронтальная. Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, видеофильм, шкатулка, мяч, карточки, схема, резиновые игрушки, ластик, противогаз. На каждого: веер, стаканчики с водой, кусочек почвы, халаты, салфетки. Методы и приемы: практические: рассматривание шкатулки, проведение опытов, игра с мячом. наглядные: сюрпризный момент, схема демонстрация вопросов. словесные: беседа, инструкции, выводы, вопросы. Предварительная работа: Наблюдения. Беседы. Опыты. Содержание непрерывной образовательной деятельности. Вводная (мотивационная) часть Введение в игровую ситуацию Организационный момент Воспитатель: Ребята, кто-то нам прислал видеофильм, хотите посмотреть его? Видеофильм от «Фиксиков» «Чему учит экология» Кто прислал нам фильм. О чём он? Правильно. Молодцы. Дети смотрят видеофильм. Ответы детей: герои мультфильма «Фиксики», фильм о природе, её надо беречь. Привлечени е внимания, создание мотивации (1 смс) Ребята, что это? Дорогие ребята! Мы Симка и Нолик приготовили для вас сюрприз. Он находится в шкатулке. - А где-же шкатулка? -А хотите посмотреть, что в ней? Послушайте загадку. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он невидимый, и всё же, Без него мы жить не можем. -Что же находится в шкатулке? Правильно. В шкатулке находится воздух. на электронную почту пришло сообщение, Ответы детей: Дети ищут и рассматривают шкатулку. Шкатулка пустая Ответы детей. Воздух Основная часть Воспитатель: (смс) Фиксики нам прислали ещё картинку, посмотрите на экран что это? -Как вы думаете для чего он нам нужен? Что мы вдыхаем? Правильно. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Легко вам было не дышать? А кто еще не может жить без воздуха? Правильно. Всему живому нужен воздух. -А хотите узнать, какой бывает воздух? Посмотрите на экран, Фиксики прислали ещё картинку. Что вы видите? Для чего нам нужен веер? -Так какой же стал воздух? -А каким воздухом полезно дышать? Если воздух загрязнён, например, при пожаре сильный дым. -С помощью чего дышат пожарные? -А хотите посмотреть, как выглядит настоящий противогаз? Вечером мы поиграем в игру «Пожарные» Чтобы узнать побольше о воздухе, хотите отправиться в нашу лабораторию. Сейчас мы с вами превратимся в настоящих учёных, а для этого нам нужно переодеться в Ответы детей. Нос. Чтобы дышать. Воздух Дети задерживают дыхание. Ответы детей. Человек не может жить без воздуха, и животные, растения, рыбы, птицы. Воздух нужен всем. Ответы детей: Веер. Когда жарко, чтобы охладить воздух. Воздух холодный, прохладный. Чистым. Ответы детей: с помощью маски, противогаза. Ответы детей: соблюдать тишину, не перебивать Введение детей в деятельност ь. Расширяют знания о значении воздуха для всего живого. Активизиро вание мыслительн ой деятельност и. специальную одежду. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: какие как вы думаете ? Посмотрите на экран, что это? Как вы думаете для чего нам эта схема? Правильно мы по этой схеме отправимся в лабораторию и будем проводить опыты. Посмотрите внимательно куда мы отправимся? Опыт №1 Посмотрите что находится на столах? - Как вы думаете, есть ли в почве воздух? - Хотите проверить. В стакан с водой бросим комочек почвы. Посмотрите внимательно, что происходит? Какой можно сделать вывод? Правильно. В почве есть воздух. Опыт №2 Посмотрите на схему, куда мы дальше отправимся? Как вы думаете, имеет ли воздух вес? Ребята, из какого материала сделаны предметы? Возьмем ластик и опустим его в воду что произошло? А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Почему она не тонет? Что внутри игрушки? Что мы этим доказали? Молодцы. Опыт №3 Отправляемся дальше. Возьмите стакан и на дно его положите бумажную салфетку, затем, повернув стакан отверстием вниз, резко его опустили в контейнер с водой, а потом быстро его вынули из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой. Какой вывод можем сделать? Молодцы. Опыт №4 Посмотрите на схему, куда мы продолжим свой путь? друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, приступать к выполнению опыта только после показа взрослого. Ответы детей: Схема, мы по этой схеме отправимся в лабораторию Дети проходят к столам, где стоят стаканы с водой, почвой. Рассматривают. Лежат комочки почвы, стаканы с водой. Из почвы начинают выделяться пузырьки воздуха Ответы детей: В почве есть воздух Ответы детей: резиновая игрушка, ластик Дети осуществляют эксперимент. Ластик утонул Игрушка на тонет. Внутри игрушки воздух Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Осуществляют эксперимент. Ответы детей. Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может Активизиро вание мыслительн ой деятельност и Развитие навыка проведения опытов Активизиро вание мыслительн ой деятельност и. Умеют взаимодейс твовать друг с другом А как вы думаете, что происходит с воздухом при нагревании? А. что происходит с воздухом при охлаждении? Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите? Шарик надулся, а почему? Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите? Шарик сдулся, почему? Правильно. Молодцы снимаем халаты и немного отдохнем. Ответы детей: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся. Заключительная часть (рефлексия). Воспитатель подводит итог. (дети садятся на ковёр, воспитатель катает мяч к ребёнку и задаёт вопросы) Вы так замечательно и дружно работали, что у меня поднялось отличное настроение. - А у вас какое настроение? - О чём мы сегодня говорили? - А что мы узнали о воздухе? - Скажите, вам понравилось проводить опыты? - Какой опыт вам показался более интересным? -Можете ли вы научить кого-либо проводить опыты так же? -Что вам показалось самым трудным? - С чем вы справились легко? Молодцы, ребята. Вы все были внимательными, активными. Я хочу вам прочитать стихотворение «Богатство нашей планеты Земля- Это Воздух! Без него не прожить никогда! Беречь его надо всегда!» На память я вам дарю воздушные шары Ответы детей: отличное настроение, хорошее, весёлое, радостное. Дети делятся впечатлениями. Подведение итогов НОД, закрепление свойств воздуха, обмен впечатлениями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Умка узнаёт что такое воздух.» Комплексное занятие в разновозрастной группе 3-5 лет (ознакомление с окружающим, экология, ИЗО)

Занятие разработано по авторской программе развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) «Умка»  (...

конспект интегрированного занятия на тету: "Что такое воздух"

Образовательные области: познание и коммуникация....

Что такое воздух?

Данное занятие помогает воспитателю доступно, просто и интересно познакомить детей 4-5 лет со свойствами воздуха....

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Что такое воздух"

Развивать любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование. Развивать познавательную активность ребенка в процессе занятия. Способствовать расширению знаний о воздухе, показ...

Игра-лаборатория: "Что такое воздух?"

Конспект занятия в подготовительной группе....

Что такое воздух? Опыты с воздухом.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Что такое воздух? Опыты с воздухом."...

Познавательно - исследовательский проект "Что такое воздух? Какими свойствами обладает воздух?"

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое и непонятное. И наша задача  оказать ему помощь в попытках установить п...