Итоговое занятие "Липа- Чудо-дерево"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Павличенко Светлана Яковлевна

Программное содержание:

Расширить представления детей о дереве липа; познакомить детей с особенностями дерева, закрепить характерные признаки дерева. Закрепить представления о роли этого дерева в жизни человека; развивать интерес и любовь к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия : «Липа- Чудо-дерево»

Программное содержание:

Расширить представления детей о дереве липа; познакомить детей с особенностями дерева, закрепить характерные признаки дерева. Закрепить представления о роли этого дерева в жизни человека; развивать интерес и любовь к окружающему миру.

Обогащать словарный запас, развивать внимание, память, речь.

Оборудование:

Картинка липы.

Матрешка, лапти, изделия из лыка.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и узнаем много интересных фактов об одном дереве.Отгадайте загадку:

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна — … (Липа)

- Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным деревом-липа(Дети рассматривают иллюстрации дерева).

Липа – это замечательное дерево. Растёт липа в смешанных, широколиственных лесах. Живёт липа от 150 до 600 лет, в зависимости от разновидности дерева. Его можно встретить в скверах и парках. Крона у дерева пышная, ровно-растущая. Цвет листьев ярко зелёный. У молодого деревца - почти гладкая белая кора, со временем кора приобретает серо-коричневый цвет с множеством трещинок. Растительные признаки Липы - это сердцевидная форма листьев, плод в виде орешка, цветы, отличные медоносы. Цветут липы поздно.Даже примета такая есть«Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Нектар в липовых цветках необычайно полезен и вкусен. Пчелы так стараются нектар собрать, что даже ночью летают.

-А какой мед получается! Подумайте, как называется мед, собранный на липе? (Липовый мед).

Липовый мед считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мед. Пили липовый чай с липовым медом. А как полезен липовый мед! Лучше многих лекарств лечит он простуды.Недаром про липу есть такая загадка:

Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,

Цвет свой целебный дарит нам …

-В конце лета у лип вместо беловатых душистых цветков зреют плоды – орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет.

-А какое место считается хорошим для роста дерева?

-Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево? (Нужна земля, почва, нужен солнечный свет, нужна влага, вода).

-Прорастет ли липовый орешек, упавший на асфальт? Почему?

-А орешек, упавший в воду? Почему?

-Если орешку повезло и он попал в хорошее местечко, то вскоре из земли вырастет со временем высокое, с могучей кроной дерево и долго-долго будет украшать собой лес, парк или улицу. Липа быстро растет, хорошо переносит засуху, холод, тень и пыль.

Физкультминутка.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

(Широким жестом развести руки в стороны.)

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону).

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону).

-Люди тоже давно уже оценили липу и вовсю пользуются его дарами. О меде мы уже говорили. Листья, почки, цветки липы обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.

-С давних времен используют люди древесину липы. Древесина у нее мягкая, податливая, из нее легко делать изделия и инструменты не тупятся. В старину делали из липовой древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. В наше время из липовой древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

-А еще в старину люди не могли обойтись без лыка – липовой коры. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.

-Знаете ли вы, что такое лапти? В старину лапти – это основная обувь простых людей. Каждый человек умел, если не плести, так хоть ремонтировать лапти.

Для того, чтобы получить лыко, нужно ободрать у липы кору. А это губит дерево. И со временем становилось все меньше и меньше лип.

Давным-давно росли на Руси многочисленные леса из медового дерева липы – липняки. Но люди часто забывают, что они в гостях у природы, и ведут себя неразумно – только берут, ничего не давая взамен. Обдирали лыко и рубили множество лип, а вместо них не высаживали молодые деревца. Вот и не стало липняков – лесов из лип. А вы знаете, как называются другие леса, в которых растут в основном одни виды деревьев?

Дидактическая игра «Деревья и леса»

Сосняк – лес из … сосен.

Ельник – лес из … елей.

Дубрава – лес из дубов.

Березняк – лес из берез.

Ивняк – лес из ив.

Липняк – лес из лип.

Орешник – лес из ореховых деревьев.

Шла липа на лодки, чашки, блюдца, ложки,а еще на разные поделки и игрушки: матрешки, липовые медведи и козлики. Для изготовления матрешки используют липу. Деревья спиливают весной и очищают от коры. Из высушенных заготовок вытачивают фигурку. Начинают с самой маленькой. Затем фигурку обрабатывают шкуркой. После этого она попадает в художественный цех. Здесь её раскрашивают разноцветными красками и покрывают лаком. Все матрёшки разные: одна веселая, другая – задумчивая, третья - озорная. Все зависит от художника.

-У вас на столе шаблоны матрешек. Обведите карандашом. (Дети рисуют матрешек).

-С каким деревом мы познакомились? - Почему липу называют «царицей лета»? -Что вы узнали о липовом меде? - Как вырастает новое дерево липы?

- Как используют липу люди?

- Как вы понимаете выражение «В старину так бывало: дерево людей обувало».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

«Чудо дерево» Итоговое занятие по математике во второй младшей группе.

Аннотация к  "Занятию  по формированию элементарных математическихпредставлений  "Чудо - дерево" во второй младшей группе  на конец года .. включает к...

Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе «Чудо-дерево»

ull;совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до десяти, умение соотносить количество предметов с цифрой, знание геометрических фигур, названий дней недели и их последовательность...

Итоговое детско-родительское мероприятие в рамках проектной деятельности «Волшебный мир сказок К.Чуковского» и «Семейные традиции» Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Ягодки»

Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Ягодки»Цель мероприятия:Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса, как средства всестороннего развития ребёнка за 2022-2023 ...

Итоговое занятие "Чудо дерево"

Тема: «Чудо дерево».Цель: Автоматизация звука (р) в слогах, словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закреплять умения детей образовывать предложения из слов, да...

Конспект итогового интегрированного НОД для детей средней группы. Тема: «Заколдованное чудо дерево».

Конспект итогового интегрированного НОД для детей средней группы/Тема: «Заколдованное чудо дерево»....