О работе по финансовой грамотности для детей старшего дошкоьного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Якунина Юлия Владимировна

Как проводилась работа по финансовой грамотности в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт о работе по формированию основ финансовой грамотности за год в подготовительной группе

                           «Клуб юных финансистов»

   «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время это актуальная тема, рекомендованная Министерством Образования и Науки Российской Федерации.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

К сожалению, финансовой грамоте не обучали в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Задачи:

·        формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.)

·        знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

·        формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;

·        учить правильному отношению к деньгам, способам их получения и разумному использованию;

·        воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Формы работы: деловые, настольные, сюжетно – ролевые игры, тематические занятия, экскурсии.

           Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

            Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

              Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

            Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрением в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.

           Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку, он сможет тратить их на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.

    С помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий обучить дошкольников, следующему:

что такое деньги, какие они бывают;

что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта;

как планировать свои расходы;

техника безопасности использования банковских карт.

            Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

            Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

           Методы обучения. В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения.

Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.

Формы словесного обучения. Рассказ воспитателя.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Тест – стандартизированное задание по результатам выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важное звено учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности дошкольников.

План занятий.

Через какие же образовательные области можно решить эти задачи?

В области познавательного развития (ФЦКМ) знакомство с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними.

А именно: Что же такое Финансы?

Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.

А что представляют собой деньги? И как они возникли.

Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

У первобытных людей не было ни металла, ни бумага, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. И они пришли к выводу, что нужны деньги. Первыми деньгами были шкурки зверьков (белок, зайцев). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками, перьями редких птиц.

Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.

Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному. На одной стороне монеты изображен двуглавый орел – символ российского государства, поэтому ее называют орлом, другую сторону, где обозначена цифра – называется решкой от слова «решетка», узора, которым раньше украшали монету.

Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство. На рисунке  банкноты обычно изображают города, достопримечательности России или портреты людей, чьими именами гордится страна. Денежные единицы России - это рубли и копейки.

Разные страны имеют свои деньги - денежные единицы.

В Америке – это доллар и центы, в Европе – это евро и центы.

Денежные единицы или деньги других стран называются валютой.

Но есть деньги, которые называются безналичными, т.е. их нет в наличии. Их заменяют банковские карты. Деньги, которые хранятся на банковской карте можно обналичить, т.е. снять с карты в банкомате, тогда их можно назвать наличностью.

Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах.  В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: - Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

    Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образ                                                                                      заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим.

Игра «Как купить папе автомобиль?»

Прослеживаем логическую цепочку: автомобиль – деньги – работа – профессия – учеба – труд.

Беседы с детьми о профессиях. Все профессии нужны – все профессии важны.

           Следующая образовательная область – Познавательное развитие (ФЭМП)

            На занятиях по формированию элементарных математических представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах, и их количественным содержанием. А также упражняем детей в решении примеров и задач. Например: Тетрадь стоит 10 рублей. При помощи каких монет можно составить эту сумму? Рассмотреть все варианты слагаемых. Упражнять в решении задач со сдачей, самостоятельном придумывании задач о покупке и продаже.

       Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р.н.с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность. - Не все покупается. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Загадка. Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок, у него всегда есть пятачок.)

Пословицы и поговорки о деньгах, бережливости, дружбе.

Предложить детям расшифровать пословицу, чтобы они поняли и оценили глубину и мудрость народной мысли: с древности люди ценили деньги, заработанные честным трудом и считали важным умением грамотно распоряжаться своими доходами и планировать расходы – именно это и есть основа личной финансовой грамотности.

Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями.

Золотые руки – мастер искусный в своем деле.

Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.

Золотой дождь – богатство, много денег.

Золотой голос– очень красивый певческий голос.

Пополнение и обогащение словаря – финансы, монета, банкнота, банковскя карта, банкомат, банк, валюта, услуги, купля, продажа, цена, и др.

С детьми можно поиграть в дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», ««Кафе «Вкусно и полезно», «Доход - расход», «Что и когда лучше продавать?», «Какие бывают доходы?»,  «Чей труд важней»,

Можно изготовить совместно с детьми коллекции денег, копилки, денежное дерево.

Сделать атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».

    Объяснить, как люди зарабатывают деньги и каким образом                                                                                      заработок зависит от вида деятельности. – Сначала заработать – потом тратить.

 Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.

Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаю, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна.

АНИМИРОВАННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

История денег: от куниц до бумажных https://www.youtube.com/watch?v=XFzTbgoHBEM

Виды и периодичность расходов https://хочумогузнаю.рф/интерактив/анимированные-презентации-для-школьников-2-11-классов/#2-4-klassy-1

Виды доходов https://www.youtube.com/watch?v=3_IH111QqME

Как устроены наличные деньги https://www.youtube.com/watch?v=YBtyM4E1M-c

Как и зачем сберегать https://www.youtube.com/watch?v=GwGqS1mczO0

Что такое бюджет и как его составлять https://www.youtube.com/watch?v=4pVtHyQOKGg

Банковские карты https://www.youtube.com/watch?v=QdQ_6bUTp6E

Банкоматы https://www.youtube.com/watch?v=_6z4A6uEues

Банки https://www.youtube.com/watch?v=NfZbJPvcHk0

Мультколлекция

Ошибочные способы получения денег Профессор Почемушкин - Обучающий мультфильм – Как появились деньги - энциклопедия

Райский остров - Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности ПРЕМЬЕРА 2018!

Сборка отрезков из мультфильмов про деньги Фиксики - Деньги - Fixiki

Фиксики - О деньгах . - обучающий мультфильм для детей.

Фиксики Копилка  Азбука денег Мультик о деньгах. Фиксики - Советы - Срок годности.

Интерактивный мульт - сериал по финансовой грамотности "Богатый бобрёнок"

"Дети и Деньги". Самоучитель семейных финансов для детей

Список использованных литературных источников

1.   Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2.   Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3.   Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4.   Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.   Сборник задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов» /Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс:https://fincult.info/upload/iblock/10a/puteshestvie_v_mir_finansov_web.pdf

6. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.

7. Рабочая тетрадь: пособие для дошкольников. 5-6 лет / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.

8. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-еизд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.

9. Аксенова Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л.А. Павленко. Поиграем в экономику. – Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. – 38 с.

10. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – 89 с.

11. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л.Н. Галкина. –Челябинск, 2006. – 98 с.

12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д.Шатова. – М., 2005. – 254 с.

13. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.

14. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономическ...

Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья раскрывает особенности по работе с детми по теме финансовая грамотность....

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»

План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...