Картотека
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Матвеева Светлана Николаевна

дидактические игры  по природе для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d.i_po_prirode_na_god.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь:

Д/игра природоведческого содержания: «Что изменилось?». Тренировать наблюдательность, развивать зрительную память.

Д/игра природоведческого содержания: «Загадки на грядке». Учить понимать образный смысл загадок.

Д/игра природоведческого содержания: «Съедобно – не съедобное». Закреплять знания о съедобных и не съедобных растениях, ягод.

Д/игра природоведческого содержания: «Чудесный мешочек». Учить узнавать овощи и фрукты на ощупь, выделяя при этом форму, детали, поверхность и плоскость объекта.

Д/игра природоведческого содержания: «Укрась словом». Воспитывать желание находить красивые слова при описании природы.

Октябрь:

Д/игра природоведческого содержания: «С какого дерева лист?». Развивать наблюдательность. Учить различать и называть деревья по характерной для них форме листьев.

Д/игра природоведческого содержания: «Так бывает или нет?». Закреплять знания о приметах осени.

Д/игра природоведческого содержания: «Раздели по группам». Учить группировать отдельные экземпляры группами (овощи, фрукты, ягоды, грибы, кустарники, деревья и др.)

Д/игра природоведческого содержания: «Угадай-ка». Учить узнавать по описанию овощи, фрукты, растения, выделяя характерные особенности их внешнего вида.

Ноябрь:

Д/игра природоведческого содержания: «Кто меняет свою шубку?». Расширять представление о изменениях в животном мире.

Д/игра природоведческого содержания: «Описательные загадки о осени». Расширять представление о признаках осени.

Д/игра природоведческого содержания: «Кто где живёт?». Закрепить знания о месте обитания диких и домашних животных.

Д/игра природоведческого содержания: «Кто как голос подаёт?». Закреплять знания о диких и домашних животных, их звукопроизношении.

Декабрь:

Д/игра природоведческого содержания: «Кому что нужно?». Расширять представления о кормах животных и птиц зимой.

Д/игра природоведческого содержания: «Описательные загадки о зиме». Расширять представление о признаках зимы.

Д/игра природоведческого содержания: «Подумай и скажи». Учить подбирать слова, характеризующие состояние погоды (безветренно, морозно и др.)

Д/игра природоведческого содержания: «Что за птица?». Закреплять знание о внешних отличиях птиц, воспитывать любовь к пернатым.

Д/игра природоведческого содержания: «Найди, узнай». Учить находить природные явления и предметы по описанию.

Январь:

Д/игра природоведческого содержания: «Что было бы, если бы не было леса?». Развивать логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе.

Д/игра природоведческого содержания: «Опиши, я отгадаю». Учить различать и называть деревья и кустарники. Развивать мышление.

Д/игра природоведческого содержания: «Продолжи». Развивать умение находить алгоритм в природе, доканчивать не законченную фразу.

Февраль:

Д/игра природоведческого содержания: «Будь внимательным». Совершенствовать умение ориентироваться в частях своего тела. Развивать быстроту реакций.

Д/игра природоведческого содержания: «Скажи наоборот». Закреплять умение пользоваться словами - антонимами, анонимами.

Д/игра природоведческого содержания: «Природа и человек». Систематизировать знания о том, что даёт человеку природа и что он даёт сам, воспитывать бережное отношение к природе

Д/игра природоведческого содержания: «Найди, что опишу». Закреплять знания о характерных признаках деревьев, кустарников.

Март:

Д/игра природоведческого содержания: «Описательные загадки о весне». Расширять представление о признаках весны. Развивать умение придумывать новые загадки.

Д/игра природоведческого содержания: «Летает – не летает». Систематизировать представления о том, кто может летать, а кто нет.

Д/игра природоведческого содержания: «Загадка». Учить выделять признаки предметов, придумывать загадки.

Д/игра природоведческого содержания: «Похож – не похож». Воспитывать умение сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия, отгадывать предметы.

Д/игра природоведческого содержания: «Отвечай быстро». Упражнять в классификации в природе. Развивать быстроту и гибкость мышления

Апрель:

Д/игра природоведческого содержания: «Так бывает или нет?». Закреплять знания о приметах весны.

Д/игра природоведческого содержания: «Покажи птицу, которая прилетела весной». Уточнить представления о перелётных птицах.

Д/игра природоведческого содержания: «Зачем это нужно?». Расширять представление о взаимосвязях в природе. Учить находить закономерности, делать выводы.

Д/игра природоведческого содержания: «Кто быстрее соберёт шишки?». Развивать зрительно-моторную память.

Май:

Д/игра природоведческого содержания: «Весеннее путешествие в лес». Развивать умение ориентироваться по воображаемому плану – описанию.

Д/игра природоведческого содержания: «Найди насекомое по описанию». Расширять представление о насекомых и их внешнем виде.

Д/игра природоведческого содержания: «Что за растение?». Учить узнавать растение по частям (листик, ствол, веточка, семена и др.)

Д/игра природоведческого содержания: «Пищевые цепочки в лесу». Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Сентябрь:

Октябрь:

Ноябрь:

Декабрь:

Январь:

Февраль:

Март:

Апрель:

Май:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ.

Пластическая игра "Буря на мор".

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

Игра "Изобрази".

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождае мого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:

Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.

Пластическая игра "Танец бабочек".

К этой игре вы можете совме- стно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то по- рывисто и быстро изображают полёт бабочки.

Игра "Чья птица улетит дальше?"

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.

Игра "Журавли-журавли".

Вожак журавлиной стаи, который выби-рается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не от-пуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстря- ет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - верени- ца детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрас-тающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Игра "Ласточки и мошки".

Играющие - мошки - летают по по ляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

Игра "Птица без гнезда".

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впе реди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по до мам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится за нять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы выле тают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

 

Игра "Пищевые цепочки на лугу".

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

Игра "Пищевые цепочки водоёма".

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра "Пищевые цепочки в лесу".

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением рас- тений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, вело сипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...