Этот удивительный песок
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_udivitelnyy_pesok.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

«В лаборатории КАПИТОШКИЭтот удивительный песок»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.

Задачи:
Образовательные:
- Повышение уровня развития ребенка;
- Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- Расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
- Учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ;
- Активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- Развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность;
- Воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Словарная работа: лаборатория, приборы, опыты, ученый, песчинки, сыпучий, липкий.

Предварительная работа

1. Игры с песком.

2. Рассматривание картинок с видами построек из песка.

3. Беседы о том, где можно встретить песок, для чего его использует человек.

Материалы и оборудование.

Песок, одноразовые стаканчики, ложечки, тарелочки, лупы, баночки, фартуки, подносы по количеству детей, стол для рисования песком с подсветкой, разноцветный песок, фартуки, мультимедийное оборудование, аудио записи.

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель: А сейчас, давайте за руки возьмемся, в круг скорее соберемся.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

У нас с вами сегодня отличное настроение?  (Да)

 А давайте свое хорошее настроение подарим и нашим гостям. Улыбнитесь всем.

Сюрпризный момент.

Слышен звук (тук, тук) .

Воспитатель: Ребята, нам пришла посылка, а от кого мы сейчас узнаем. (читает) Да это же от нашего друга Капитошки. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Посмотрите-ка письмо.(достаём)

Воспитатель достает письмо, читает «Дорогие ребята, помогите мне в очередном исследовании.» Ребята, Капитошка просит нас помочь ему. Поможем? « А что мы будем исследовать вы узнаете, когда угадаете загадку». Давайте узнаем, что нам нужно исследовать!

Воспитатель читает загадку:

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Что-то можно в нем зарыть,

Любим по нему ходить,

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой!

Ответ: Песок

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте посмотрим, что же находится в посылке.

Дети: Песок.

Воспитатель: Правильно. Значит Капитошка хочет, чтобы мы ему помогли что сделать? Исследовать песок и познакомится с его свойствами. 

Чтобы узнать больше о песке, я вас приглашает в телезал посмотреть на волшебный экран, который покажет нам  зачем нужен песок и где его применяют.

Давайте сядем на стульчики и посмотрим. 

Основная часть.

     Просмотр презентации «Человек и песок»

Ребята, кто скажет, что такое песок? Песок – это природный материал, полезное ископаемое.

 - Как вы думаете, ребята, откуда появился песок? (Ответы детей).

- Оказывается, что камни под воздействием ветра, дождя разрушаются и получается… песок. Удивительно, правда?, посмотрите, как похожи они  …..  на мелкие-мелкие камешки.

Существуют места, где очень много песка …….это морские берега и пустыни.

Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым.

  • Есть песок строительный   Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов для строительства домов.
  • Из песка делают наждачную бумагу. Поверхность такой бумаги твёрдая, жесткая, зернистая. Наждачной бумагой затирают шероховатости на изделиях из дерева.
  • Песок используют в фильтрах для очистки воды.
  • Песок применяется при изготовлении стекла. Для этого нужен особенный песок кварцевый.
  • Песок используют в дорожных работах. Во время гололёда дороги посыпают песком. Зимой наши дороги очень скользкие. Чтобы не было аварий, чтобы люди при ходьбе по обледеневшим дорожкам не падали, и дороги для машин, и дорожки для пешеходов посыпают песком.
  • Ну и конечно, песок привозят в детские сады и на детские площадки, где играет детвора.
  • С помощью песка даже рисуют картины.

ВЫВОД: песок создан природой.

Гимнастика для глаз. 

Раз налево посмотрели , два – направо, 
Три – наверх, четыре – вниз. 
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир. 

Ребята, вы хотите стать исследователями? Сейчас я вам предлагаю, отправится в нашу лабораторию. А чем занимаются в лаборатории? (проводят эксперименты и опыты)

А давайте ка мы с вами   вспомнить правила безопасности, которые мы будем соблюдать в лаборатории.

 (мнемотаблица, доска)

Правила поведения в лаборатории:

1. Не трогать руками глаза, и ничего не трогать без разрешения

2. Не кричать, соблюдать тишину,

3. Соблюдать осторожность, не толкать соседа,

4. Песок не любит, когда его берут в рот и пробуют на вкус, бросаются им в других детей тоже нельзя,

5. Работать только на своём месте!
     6. После игры с песком – помой руки!


Поэтому, ребята мы должны защитить себя. В песке находится песочная пыль и, чтобы эта пыль не попала на нас, мы должны надеть специальную форму – фартук и нарукавники.
Воспитатель: - Все готовы? (Да)

Воспитатель: А сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне. (стол с подносами) Сегодня мы с вами будем волшебниками, учёными, художниками. А вашими помощниками сегодня будут пальчики и ручки. Давайте поздороваемся с песком ладошками. Я познакомлю вас с некоторыми способами приветствия.

Игра «Приветствие песка»

Здравствуй, здравствуй песок,

Здравствуй, здравствуй дружок.

Будем мы с тобой играть

И не будем обижать.

Воспитатель:
1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку!
3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.)
4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут жители этой страны верблюды, ящерицы» - пальчики идут переваливаясь.
5) «Ползут змейки» - пальчики делают поверхность песка волнистой.
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. Вам приятно было играть с песком?
Ребята, а что мы забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой) 
Воспитатель: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.
И так внимание.

Проведение экспериментов с песком.

Сейчас мы перейдем и сядем за столы в нашей лаборатории.

Для того чтобы проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование нам понадобиться, посмотрите, пожалуйста?

Дети: Дети перечисляют оборудование. (Лупы, подносы, стаканчики с песком, салфетки, ложки)

Опыт 1:  Из чего состоит песок?

Воспитатель: Послушайте задание Капитошки: «Узнайте что такое песок? Из чего он состоит?»

Воспитатель: Итак, давайте посмотрим , что такое песок?

Дети выдвигают свои предположения.

Воспитатель: Давайте ложечкой песок насыплем в маленькую тарелку . Как он сыплется? (легко, потому что он сыпучий.  Возьмём лупы (увеличительное стекло), наведём на песок и внимательно посмотрим, из чего же состоит песок.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, из зёрнышек, камешков. Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу.

Какого цвета песчинки?

Дети: коричневого, желтого, серого и т. д.

Воспитатель: Песчинки одинакового размера?

Дети: Нет. Разного!

Воспитатель: Какую форму имеют песчинки?

Дети: Разную.

Воспитатель:

Вывод: Песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму и размеры.

Опыт 2: Растворяется или нет?

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок сел на дно стакана.

Воспитатель: Песок не растворился в воде, а сел на дно, потому что он тяжелый.

Опыт 3: Какой песок?

Воспитатель: Теперь наберём песок в ложечку и высыпим в формочку. Легко ли высыпается песок? Давайте его утрамбуем и сделаем из него куличик. Получился, а почему?  

Дети: Потому что он сухой и сыпучий.

Ой, ребята, в нашей лаборатории как-то потемнело, набежали тучки.

Звучит песня Н.А.Ячменевой «Виноватая тучка»

Прошёл дождь. Что же стало с песком? (ответы)

Потрогайте песок и скажите – сухой он или влажный? ( ответы)

Вывод. Повторим. Если в песок налить воду, он станет влажным.

Правильно, этот песок влажный. Он холодный. Посмотрите, влажный песок так же сыплется, как и сухой?

(Показать детям).

Вывод. Влажный песок не сыпучий.

Воспитатель: А из какого песка можно слепить куличик?

Дети: Из влажного.

Воспитатель: Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них влажный песок. Вот так, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик)

Правильно! Куличики хорошо получаются из влажного песка, потому что из- за воды песчинки прилипают к друг другу и как бы склеиваются.

           Опыт4. «Силач» 

определить влажность песка на вес и по цвету (влажный песок тяжелее сухого, влажный песок темнее сухого).

Физкультминутка

Звук смс.(смс от Капитошки)

Воспитатель: (читает) Ребята каждому ученому, который делает важные исследования, нужна небольшая разминка, чтобы немного отдохнуть и приступить к работе с новой силой.

Я прислал вам, на электронную почту, видео разминку с моими подружками капельками.

Давайте встанем и выйдем на ковер. И отдохнём.

Рисование на песке «Оживим песочную страну»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно ли рисовать на песке?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем оживим песчаную страну на нашем волшебном столе. Мы нарисуем Капитошке картину!

1ый ребенок рисует солнышко.

2,3, ребенок по цветочек.

4 домик

5 рисует дерево

6 облачко.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая общая картинка у нас получилась!

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня много узнали о песке в нашей лаборатории, порисовали, поиграли. Давайте снимайте  фартуки, нарукавники и я вас приглашаю ещё посетить Творческую Мастерскую.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, у Капитошки есть подружки капельки, а вот друзей нет. Давайте мы сделаем друзей ему. Рассаживайтесь за столы. Что же для вас здесь приготовлено? (картон, цветной сухой песок , салфетки )

Пальчиковая игра
Наши добрые ладошки
Все умеют, хоть мы – крошки.
Могут рисовать, лепить и узоры выводить,
Клеить, вырезать, играть,
Хлопать, даже танцевать!
Крепко их сейчас сожмем,
Творить добрые дела начнём!

Музыка Выполнение работ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные Капитошки  у нас получились.

Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше занятие?

Воспитатель: А  что мы делали сегодня на занятии? Какие опыты мы проводили?

Дети: Рассматривали песок через лупу!

Воспитатель: Что мы узнали?

Дети: Узнали, что песок состоит из маленьких песчинок, разного цвета и формы.

Воспитатель: Что еще мы узнали о песке?

Дети: Песок бывает сухой и влажный. Сыпучий и не сыпучий.

Воспитатель: А что еще мы делали?

Дети: Узнали, что на песке можно рисовать.

Воспитатель: Какое задание было самым трудным? Почему?

Что больше всего понравились? Почему?

Молодцы ребята! Я благодарю ваши ручки, пальчики, они хорошо сегодня играли с волшебным песком. Сегодня вы помогли Капитошке изучить песок! Всем от Капитошки огромное спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

Этот удивительный песок...

Представленный материал был взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, с использование опытно-эксперементальной деятельности"Этот удивительный песок"

Цель: Продолжать знакомить детей со свойстами сухого и мокрого песка, что песок состоит из мелких песчинок. Развивать умение путем эксперементальной деятельности устанавливать причинно-следственные св...

конспект НОД по познавательному развитию"Ах,этот удивительный песок"

Задачи: познакомить детей со  свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о п...

проект"ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК"

Цель: Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка,его эмоционально-волевой сферы и сенсорики.Задачи:Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ру...

Познание ФЦКМ. «Этот удивительный песок»

НОД для детей средней группы - свойства песка...

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе дошкольного отделения «Этот удивительный песок»

Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самар...