Технологическая карта НОД "Тайны снега"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Представлена технологическая карта занятия с детьми подготовительной группы  по познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: систематизировать  знания о свойствах снега. Способствовать  овладению  основам исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о состоянии воды и причинах перехода одного состояния в другое. Познакомить с одним из способов очистки воды; совершенствовать умения передавать образы зимы, используя средства художественной выразительности; воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_tayny_snega.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: «Тайны снега».

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Форма ОД: познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Учебно-методический комплект: программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», « Юный эколог. Система работы в подготовительной группе».

Наглядные средства: фотографии снежинок, фотографии предыдущих опытов, пряжа белого цвета, лупы, стаканчики, ватные диски, воронки, ватман, краски, воронки.

Цель - создание условий для формирования целостного мировидения детей средствами физического эксперимента.

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

Систематизировать  знания о свойствах снега. Способствовать  овладению  основам исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о состоянии воды и причинах перехода одного состояния в другое. Познакомить с одним из способов очистки воды; совершенствовать умения передавать образы зимы, используя средства художественной выразительности; воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Активизировать речь посредством вопросов, дидактической игры, описания снежинок. Развивать способность исследовать объект и явление. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности.

Предварительная работа: опыт «Образование инея» на участке во время прогулки, чтение произведений различного жанра о зиме, разучивание стихотворения о снежинках, беседа о зимних явлениях природы, изобразительная деятельность на данную тему.

Этапы

(последовательность деятельности)

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Сюрпризный момент

Ребёнок читает стихотворение о снежинке. Воспитатель спрашивает о том, какова, по их мнению, тема сегодняшнего занятия.  Посмотрите, какие могут быть снежинки! (демонстрация фотографий снежинок).

Стимулирует любознательность, интерес. Стимулирует мышление, воображение.

Дети высказывают свои предположения, интересуются демонстрируемыми фотографиями.

Проявляют интерес к теме занятия. Высказывают эпитеты в отношении снежинок.

Опора на имеющийся опыт

Дети рассматривают фотографии снежинок, высказывают своё мнение. Рассматривают фотографии предыдущего опыта, делают выводы.

Поощряет детей к высказыванию.

Выражают собственные мысли, дают различные характеристики, с опорой на  имеющийся опыт.

Знают способ образования  инея, делают выводы, составляют описательный рассказ. Развитие связной монологической речи.

Получение новых знаний

Воспитатель предлагает детям узнать способ образования снежинок. После д.и. «Я знаю» проводит опыты со снегом : рассматривание снега через  лупу и очистка талого снега.

Представляет детям атрибуты и инструментарий для опытов для опытов. Ставит перед детьми цель.

Проводят опыты со снегом и водой, делают выводы.

Знают свойства снега, могут делать умозаключения, высказывают своё мнение.

Проживание темы

Дети изготавливают из пряжи снежинки, затем рисуют на ватмане зимние узоры. Педагог обращает внимание на красоту выполняемой работы.

Поощряет изобразительные способности детей, стимулирует к творческой деятельности.

Выполняют творческую работу, делятся впечатлениями и своими творческими планами.

Имеют творческое воображение, умение выполнять работу аккуратно, красиво.

Самоконтроль

Воспитатель предлагает оценить свою работу и работу сверстников. Предлагает место для организации выставки.

Стимулирует на действия. Стимулирует на оценку своей работы.

Проявляют творческие способности, воображение, делятся впечатлениями.

Совершенствуются навыки самоанализа и взаимоанализа.

Анализ

Воспитатель демонстрирует работы детей. Спрашивает, что нового они сегодня узнали, чему научились, что больше всего понравилось.

Выражает заинтересованность, благодарит за работу детей.

Делятся полученными знаниями, впечатлениями.

Умеют добывать необходимые знания самостоятельно и с помощью взрослых.

Технологическая карта

Тема: «Безопасность на водоёмах».

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Форма ОД: познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Методы: загадки, беседа, обсуждение, рассматривание иллюстраций, рассматривание фотографий, рассказ воспитателя, опыты, изобразительная деятельность, конструирование.

Учебно-методический комплект: программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», « Юный эколог. Система работы в подготовительной группе».

Наглядные средства: фотографии водоворота, ёмкость для опыта, таз с водой, фотографии водоворотов, схемы, пластиковые бутылки, веточки, верёвка, заготовки для знаков, заготовка для книжки – малышки.

 Цель - закрепить правила безопасного поведения на водоёмах.

.

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

Познакомить детей с понятием «водоворот». Дать знания об опасных местах на воде в зимне – весенний период. Вспомнить, опираясь на предыдущий опыт, какие предметы тонут, а какие плавают, закрепить правила безопасности на водоёмах в летний и зимне – весенний период.

Развивать речь детей, развивать умение работать в группах, учитывать мнение партнёров, отстаивать своё мнение.

Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к своему здоровью.

Активизировать речь посредством вопросов, дидактической игры, описания фотографий. Развивать способность исследовать объект и явление. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности, конструирования из природного материала.

Предварительная работа: опыт «свойства льда», чтение произведений различного жанра о зиме, отгадывание загадок про лёд, беседа о зимних явлениях природы, изобразительная деятельность на данную тему, беседа о безопасности во время гололёда.

Этапы

(последовательность деятельности)

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Сюрпризный момент

Воспитатель загадывает загадку, затем дети отгадку выкладывают большими буквами на полу «безопасность». Далее проводится дидактическая игра, в ходе которой раскрывается тема занятия.

Стимулирует любознательность, интерес. Стимулирует мышление, воображение.

Дети высказывают свои предположения, поддерживают беседу, выкладывают заданное слово на полу.

Проявляют интерес к теме занятия.

Опора на имеющийся опыт

Дети отвечают на вопросы воспитателя, имея опыт предыдущих бесед и занятий. Называют пользу воды и её вред. Вспоминают опыт «тонет – не тонет».

Поощряет детей к высказыванию.

Выражают собственные мысли, дают различные характеристики, с опорой на  имеющийся опыт.

Знают «плюсы» и «минусы воды». Без труда высказывают своё мнение. Развитие связной монологической речи.

Получение новых знаний

Педагог знакомит детей с понятием «водоворот», показывает опыт «водоворот в стакане». Демонстрирует наглядно, что сожжет произойти с человеком, если он окажется на тонком льду.

Представляет детям атрибуты и инструментарий для опытов для опытов. Ставит перед детьми цель. Активизирует на беседу посредством вопросов.

Делают выводы. Обобщают полученные знания.

Знают свойства льда, свойства воды, могут делать умозаключения, высказывают своё мнение.

Проживание темы

Дети изготавливают из бросового материала плот для животных; рисуют книжку-малышку для малышей;  делают запрещающие и предупреждающие по безопасности на водоёмах, для людей, которые не знают этих правил.

Поощряет изобразительные способности детей, стимулирует к творческой деятельности.

Выполняют творческую работу, делятся впечатлениями и своими творческими планами.

Имеют творческое воображение, умение выполнять работу аккуратно, красиво.

Самоконтроль

Воспитатель предлагает оценить свою работу и работу сверстников. Предлагает место для организации выставки.

Стимулирует на действия. Стимулирует на оценку своей работы.

Проявляют творческие способности, воображение, делятся впечатлениями.

Совершенствуются навыки самоанализа и взаимоанализа.

Анализ

Воспитатель демонстрирует работы детей. Спрашивает, что нового они сегодня узнали, чему научились, что больше всего понравилось.

Выражает заинтересованность, благодарит за работу детей.

Делятся полученными знаниями, впечатлениями.

Умеют добывать необходимые знания самостоятельно и с помощью взрослых.

Технологическая карта

Тема: «Удивительные камни».

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Форма ОД: познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Методы: сюрпризный момент, беседа, обсуждение, рассматривание предметов и иллюстраций, опыты, изодеятельность, поисковая деятельность.

Учебно-методический комплект: программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», « Юный эколог. Система работы в подготовительной группе».

Наглядные средства: набор речных и морских камней; куски мрамора и гранита, иллюстрации с изображением зданий, мостов, станций метро; несколько украшений из камней, кусок дерева, гвозди, банка с водой, краски, фломастеры, карандаши.

 Цель - познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

Обратить внимание на особенности камней. Классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность.

Активизировать речь при описании свойств камней. Развивать способность обследовать предметы, действовать с камнями. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности. Вызывать желание продолжать расширение знаний в этой области с помощью членов семьи.

Предварительная работа: воспитатель предлагает детям собрать коллекцию камней, просит принести их любимые камни. Рассматривают камни, сравнивают. Вместе придумывают сказку, например, «Как камень из моря в детский сад попал».

Этапы

(последовательность деятельности)

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание детей на накрытый тканью предмет на столе. Задаёт наводящие вопросы. Предлагает потрогать предмет руками. Загадывает загадку о камнях. Затем вынимает разнообразные камни.

Стимулирует любознательность, интерес. Стимулирует мышление, воображение.

Дети высказывают свои предположения, опираясь на личный опыт.

Проявляют интерес к засекреченному объекту, желание разгадать загадку.

Опора на имеющийся опыт

Каждый ребёнок рассматривает морские и речные камни, сравнивает их. Воспитатель предлагает подыскать правильные и разные слова для определения свойств.

Поощряет детей к высказыванию.

Выражают собственные мысли, дают различные характеристики, с опорой на  имеющийся опыт.

Знают сенсорные характеристики различных камней. Знают некоторые характеристики камней в зависимости от места их нахождения.

Получение новых знаний

Педагог предлагает детям определить свойства камней и доказать это с помощью демонстрационных опытов: опускает их в банку с водой – дети наблюдают, как они падают на дно; пытается забить гвоздь в камень – показывает, как гвоздь согнулся.

Представляет детям атрибуты и инструментарий для опытов для опытов. Ставит перед детьми цель. Активизирует на беседу посредством вопросов.

Самостоятельно проводят опыты с камнями.

Знают некоторые физические свойства камней, имеют доказательную базу.

Проживание темы

Дети рассматривают мини-выставку иллюстраций с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита.

Предлагает рассмотреть изображения; развивает способность соотносить изображение на картинке с полученными знаниями.

Рассматривают изображения, обсуждают увиденное; делятся впечатлениями.

Знают область применения камней в жизни человека.              

Самоконтроль

Воспитатель предлагает создать свой шедевр из камней в виде рисунка.

Стимулирует на действия. Стимулирует на составление последовательного описания.

Проявляют творческие способности, воображение, делятся впечатлениями.

Совершенствуются навыки самоанализа и взаимоанализа.

Анализ

Воспитатель показывает сувениры, женские украшения, говорит о красоте камней, их специальной обработке.

Выражает заинтересованность, благодарит за работу детей.

Делятся полученными знаниями, впечатлениями.

Умеют добывать необходимые знания самостоятельно и с помощью взрослых.

Технологическая карта

Тема: «О чём поспорили пепси-кола и вода?».

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Форма ОД: познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Методы: вопросы, рассказ педагога, рассказы детей о результатах опытов, дидактические игры «Состав пепси-колы» и «Кому нужна вода?», проведение опытов.

Учебно-методический комплект: Н. В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»; Т.В. Юдина «Занимательные эксперименты для умных пап и творческих дошколят».

Наглядные средства: мольберт, фигурки «Пепси» и «Вода» из пластиковых бутылок, иллюстрации (вода, сахар, газ, кофе, краситель),  фотографии с результатами опытов; вода, прозрачные одноразовые стаканчики, чайные ложки, трубочки для коктейля, пищевая сода, лимонная кислота, сахарный песок, сахарная пудра, лимон; схемы изготовления газированных напитков.

 Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих в процессе познавательно-исследовательской деятельности.  

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

Закрепить полученные знания о свойствах воды и пепси. Познакомить со способом приготовления домашних напитков; способствовать развитию произвольного внимания, диалогической речи, способности самостоятельно задавать интересующие вопросы; развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение работать в группах. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Активизировать речь при описании свойств воды и пепси-колы. Развивать способность к исследовательской деятельности. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности.

Предварительная работа: беседы «Волшебница - вода», «Вода – источник жизни», «Мой любимый напиток» «Знаешь ли ты о вреде газированных напитков». Подбор загадок и стихов о воде (Г. Люшин «Капелька», стихи о воде С. Маршака, З. Александровой.

Этапы

(последовательность деятельности)

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Сюрпризный момент

Воспитатель читает сказку о царстве Воды и Пепси. Затем задаёт вопросы по прочитанному произведению. Говорит о том, что нужно помочь царевнам разрешить их спор.

Стимулирует любознательность, интерес. Стимулирует мышление, воображение.

Дети внимательно слушают сказку, соглашаются с воспитателем помочь героиням сказки.

Проявляют интерес к сказке, соглашаются на  дальнейшие действия.

Опора на имеющийся опыт

Дети знают свойства воды, пепси. Знают влияние человека на этих напитков на здоровье. Делают выводы по проведённым ранее опытам, словесно их воспроизводят.

Хвалит детей за высказывания, помогает при затруднениях.

Выражают собственные мысли, дают различные характеристики, с опорой на  имеющийся опыт.

Воспроизводят на словах результаты опыта; умеют высказываться полными предложениями.

Получение новых знаний

Педагог предлагает детям по схемам изготовить напитки, которые безопасны для их здоровья. Знакомит со способом изготовления газированного напитка.

Представляет детям атрибуты и инструментарий для опытов для опытов. Ставит перед детьми цель. Активизирует на беседу посредством вопросов.

Самостоятельно изготавливают напитки.

Знают свойства воды, умеют действовать по схемам.

Проживание темы

Дети рассматривают схемы, делают выводы, пробуют свои напитки, делают выводы.

Побуждает  детей высказывать своё мнение. Предлагает соотносить схему с результатом работы.

Делятся впечатлениями.

Знают область применения имеющихся продуктов и атрибутов  в жизни человека.              

Самоконтроль

Воспитатель предлагает рассказать о своём напитке, его пользе.

Стимулирует на действия. Стимулирует на составление последовательного описания.

Проявляют творческие способности, воображение, делятся впечатлениями.

Совершенствуются навыки самоанализа и взаимоанализа.

Анализ

Воспитатель спрашивает, чему научились дети. Заканчивает занятие словами Антуана де Сент-Экзюпери.

Выражает заинтересованность, благодарит за работу детей.

Делятся полученными знаниями, впечатлениями.

Умеют добывать необходимые знания самостоятельно и с помощью взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»...

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Снег»....

Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Свойства таяния снега». Воспитатель Титова Наталья Юрьевна

Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снегаЗадачи:организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снегорганизовать рефлексивную деятельностьМатериалы и о...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства таяния снега»

Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снега   Задачи: организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снег через исследовательскую деятельно...

Технологическая карта по познавательно- исследовательской деятельности "Снег и лед"

Цель: Создание условий  для определения и сравнения свойств снега и льда....

Технологическая карта Познавательно – исследовательской деятельности для педагогов МБДОУ №11 на тему «Пирожное из снега» (приуроченной к «Неделе творческих отчётов»)

Дети познакомятсясо свойствами снега, научаться наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)...

Технологическая карта занятия по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Как по снегу, по метели трое саночек летели…»

Технологическая карта занятия по развитию речи с использованием элементов устного народного творчества «Как по снегу, по метели трое саночек летели…»Педагог: Фаустова Све...