Воздух и его свойства
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Беляева Людмила Петровна

Конспект занятия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_i_ego_svoystva.docx26.37 КБ
Файл prezentatsiya_vozduh_i_ego_svoystva.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности

Количество детей: подгруппа

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

 - развивать навыки проведения опытов;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развиватъ умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

 Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.

Словарь: атмосфера, воздушный, Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ 'обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

-  воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов;

- ветер - движение воздуха

 Словарь: атмосфера, воздушный,

Предварительная работа: чтение сказки В Сухомлинского «Ласковый ветер и холодный ветер, рассматривание иллюстраций «Дела ветра», беседа «Как воздух надо охранять»,  наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по

выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование: сундучок с письмом, письмо- маршрут поиска клада, весы самодельные, звукозапись «звуки ветра», свечка, фарфоровое блюдце, спички, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой· на каждого ребёнка, картинки - красивый двор и картинка дым идёт из трубы, соломинки для коктейля, бумажные веера, снежинки из салфеток, зубочистки; целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки- кружочки (зелёные и красные), панно «Чистый воздух вокруг нас».  

Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка. Изготовление «ракеты»:

1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.

2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к· ручкам дверей)

3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Найди клад».  Поможет нам схема поиска. (Дети  по схеме ищут клад, находят сундучок)

В: -Интересно, что в нём?( открывают сундучок, в нём -письмо-загадка)

В-Ребята, что это может быть? Я ничего не вижу, а вы? (варианты ответов)

 На обратной стороне письма - подсказка –рисунок «весёлые человечки- газообразные» и еще одна загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не сможем

Дети: Воздух .

В- Правильно. Теперь мы знаем, что в сундучке находится воздух.

Я такой большой, что нахожусь везде

Я такой маленький, что в любую щель пролезу.

Отгадайте, что я, узнайте, какой я.

Расскажите, для чего я

В: IIриглашаю вас в нашу лабораторию « Почемучек» чтобы исследовать воздух.

Эксперимент мы проведём- воздух мы везде найдём!

-Присядьте, пожалуйста, на стулья.( Выставить на доску картинку с изображением

планеты Земля.)

Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

 Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли - называется атмосфера.

Слово  атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.

Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие

учёные.

В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Дети: Нет, не видим.

В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

 В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

 (Ответы детей).          

В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

                        Опыт 1. (Поймаем воздух) 

В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Д: В пакете ничего нет, он пустой.

В.: .Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?  Д: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.        

В.: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?

Д: Из  пакета выходит воздух.          

 В: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Д: В нём нет воздуха, он весь вышел.

 В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и  поместить в оболочку.

                Опыт 2 (Воздух в человеке)

В: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем

глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули (воздух).  Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что

происходит?                

Д: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть

воздух.                

В.: А сейчас попробуйте: не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание

Долго человек может не дышать?

Дети: Нет, без воздуха человек умрет.

 В. Какой вывод можно сделать?

 Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт 3 (Воздух можно услышать.)

В.:  Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?

Д: Он внутри шариков.          

В.: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит? Дети: Воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

В.: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: звук- возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

                                       Опыт 4 (Ветер - это движение воздуха)         

В.: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

 -Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то делали.

А теперь помашите веером перед лицом.

В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться,

Поэтому в лицо дует ветерок.

В.: Какой делаем вывод?          

Вывод: когда воздух движется, получается ветер.          

В- Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем

 пронаблюдать, как красиво ветерок играет со снежинкой. Возьмите веер и помашите: им над салфеткой-снежинкой. Почему снежинка движется? У строим метель ?(дети машут веерами над салфетками –снежинками -получился снегопад.)

Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет

двигаться нашу снежинку. Наш опыт показывает, что ветер - это движение воздуха.

Физминутка. «Ветерок»

 -Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий и  ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

 Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и  замолкает.

-Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Опыт 5 (Воздух не имеет запаха)

В.: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Д: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться  на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)

В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами .  Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Дети: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

 В.: Какой мы можем сделать вывод?          

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 (Воздух легче воды)

 В.: Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их

«утопить», почему они не тонут?          

Д: Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит  их на поверхности воды.

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 8(Воздух занимает место)

В: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что

появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит  из стакана и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она  теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

Опыт 7. (Воздух может двигать предметы)

В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт,

начинаем отсчёт 5,4,3,2, 1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую: край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).

В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?          

Д: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

Вывод: Воздух может двигать предметы.          

Итог: 

В. -Итак, что же такое воздух?

Дети: воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.

Игра «Условные знаки»

В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка: один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете: показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок,  если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

- Воздух окружает нас со всех сторон.

- Воздух можно услышать.

-  Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

- Человек может жить без воздуха.          

- Ветер - это движение воздуха.

- Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух», «поймать» в оболочку.

- Воздух может двигать предметы.

- Воздух тяжелее воды.

Игра «Собери картинки»

 В: Ребята, посмотрите, у меня есть картинки их надо собрать помогите мне, пожалуйста. (Дети собирают картинки)

В:  Посмотрите внимательно, чем они отличаются?  

Дети: На одной завод с трубами, которые дымят, а на другой красивый двор.

В: На какой улице вы бы хотел жить и почему?

Д: На второй, где красивый двор и нет дыма.

В:  А как вы думаете к чему может привести дым и грязный воздух? Дети: К гибели.

Опыт8 (Пламя загрязняет воздух)

Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подержите над

пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. Через

некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти. 

- Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.

Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?

Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.

Предложите варианты очистки воздуха.         .

Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают · воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают

тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д.

 - Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются

растения.          

В.: Ребята, вы молодцы, хорошо работали.

Предлагаю вам закончить панно «Чистый  воздух вокруг нас» (на готовом панно дети зачёркивают те объекты, которые загрязняют воздух.)

На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете . родителям всё. Что вы узнали о воздухе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старшая группа Беляева Л.П. Воздух и его свойства

Слайд 4

Лаборатория « Почемучек»

Слайд 5

Опыт 1. «Поймаем воздух»

Слайд 6

Опыт 2 «Воздух в человеке»

Слайд 7

Опыт 3 «Воздух можно услышать»

Слайд 8

Опыт 4 «Ветер - это движение воздуха»

Слайд 10

Опыт 5 «Воздух не имеет запаха»

Слайд 11

Опыт 6 «Воздух легче воды»

Слайд 12

Опыт 7 «Воздух занимает место»

Слайд 13

Опыт 8 (Воздух может двигать предметы)

Слайд 14

Игра «Собери картинки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....

Воздух и его свойства. Охрана воздуха

При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ....

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...