Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни» для детей старшей группы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кисель Елена Александровна

Цель: расширение представления детей о блокаде Ленинграда.

Задачи:

Обучающие:  расширить  знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду. Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда и работе ледовой трассы «Дороге жизни».

Развивающие: формировать знания детей об организации жизни и быта в городе во время войны, закреплять навыки речевой деятельности детей на патриотическом материале, развивать  внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы, активно участвовать в диалоге с воспитателем, развивать устную речь у детей.

Воспитывающие:  воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа, гордости и эмоционального сопереживания. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

Словарная работа: город-герой, мемориал «Разорванное кольцо», котелок, ледовая трасса, Ладожское озеро, полынья.

Оборудование занятия: магнитный планшет для демонстрации наглядного материала.

Демонстрационный материал: военные картинки формата А 4 с изображением санного обоза, груженных полуторок, Ледовой трассы, иллюстрация мемориала «Разорванное кольцо».  Весь демонстрационный материал размещен на планшете.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: оформление экспозиции, посвященной блокаде Ленинграда, в которой «Дорога жизни» занимает большую часть. Самостоятельно написано стихотворение «Был город – фронт. Была Блокада…».

Предшествующая работа с детьми:  рассматривание иллюстраций, изображающих монументы, мемориалы и памятники защитникам города, чтение художественных произведений: Н. Ходза «Дорога жизни», М. Сухачев 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voennaya_letopis_leningrada._doroga_zhizni.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1»

Конспект

непосредственная образовательная деятельность  

по речевому развитию

на тему: «Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни»

для детей старшей группы.

Подготовила: Кисель Елена Александровна

воспитатель 1 кв. категории ГБДОУ «ДСКВ № 1»

г. Санкт-Петербург

2020 год

Конспект занятия по развитию речи по обогащению знаний детей о героическом прошлом нашего города – блокаде.

Цель: расширение представления детей о блокаде Ленинграда.

Задачи:

Обучающие:  расширить  знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду. Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда и работе ледовой трассы «Дороге жизни».

Развивающие: формировать знания детей об организации жизни и быта в городе во время войны, закреплять навыки речевой деятельности детей на патриотическом материале, развивать  внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы, активно участвовать в диалоге с воспитателем, развивать устную речь у детей.

Воспитывающие:  воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа, гордости и эмоционального сопереживания. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

Словарная работа: город-герой, мемориал «Разорванное кольцо», котелок, ледовая трасса, Ладожское озеро, полынья.

Оборудование занятия: магнитный планшет для демонстрации наглядного материала.

Демонстрационный материал: военные картинки формата А 4 с изображением санного обоза, груженных полуторок, Ледовой трассы, иллюстрация мемориала «Разорванное кольцо».  Весь демонстрационный материал размещен на планшете.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: оформление экспозиции, посвященной блокаде Ленинграда, в которой «Дорога жизни» занимает большую часть. Самостоятельно написано стихотворение «Был город – фронт. Была Блокада…».

Предшествующая работа с детьми:  рассматривание иллюстраций, изображающих монументы, мемориалы и памятники защитникам города, чтение художественных произведений: Н. Ходза «Дорога жизни», М. Сухачев «Дети блокады», Т. Цинберг «Седьмая симфония», Ю. Герман «Вот как это было», Г. Черкашин «Кукла», прослушивание песен и музыки военных лет, чтение стихов о блокадном городе: В. Чазова «Ладожский курган» ,В. Инбер «За залпом залп. Гремит салют», Н. Алексеева «Городу Ленинграду», разучивание стихотворения Н. Алексеевой «Люди Ленинграда, вы – герои», тематические беседы: «Дорога жизни», «Салют над городом», «Жизнь в блокадном городе», НОД по рисованию «Разорванное кольцо», «Салют над  Невой», НОД аппликация «Военные окна», тематический досуг «Блокада Ленинграда», выставка детского изобразительного творчества.

Индивидуальная работа с детьми на НОД: описывается какая работа, с кем и в какой части занятия планируется к проведению. Эта работа вписывается в ту часть конспекта занятия, в которой она запланирована.

Структура занятия: вводная, основная и заключительная часть.

Методические приемы: игровые, наглядные, словесные, практические, вопросы к детям, использование художественной литературы.  

Организация детей на занятии: дети рассаживаются полукругом перед планшетом.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, что я вам принесла (воспитатель отдает детям  солдатский  котелок, они передают его друг другу, а в нем бренчат гайки, болты, шурупы и т.д. Котелок возвращают  воспитателю).

В-ль: - Ребята, вы догадались, что это такое? Дети (Да, железная или металлическая посуда, ведерко).

 В-ль: - Молодцы, вы думаете верно. Эта металлическая посуда называется котелок. Во время войны такие котелки носили с собой солдаты.  А для чего нужна посуда?  Дети (варить еду, кушать из нее).

В-ль: - Правильно. Только непонятно, зачем в нашем котелке бренчат гайки, шурупы, болты? Хотите разгадать эту загадку? Дети (да, хотим). Тогда слушайте.

  1. Основная часть.

В-ль:- Мы с вами уже много знаем о том, как тяжело было нашему городу в дни блокады. И единственной дорогой, по которой в город доставляли продукты, была ледяная трасса Ладожского озера, которую так и назвали «Дорога жизни». Сегодня я прочту вам рассказ «Волшебный котелок». Вы, пожалуйста, внимательно послушайте и тогда сможете отгадать загадку нашего котелка.

Воспитатель читает рассказ «Волшебный котелок» из книги «Дорога жизни» автора Н. Ходза. В нем говорится о том, что водители полуторок, совершавшие рейсы по «Дороге жизни», вешали котелки с бренчащими железками у себя над головой, чтобы не уснуть в пути от усталости и тем самым не сбиться с пути и не попасть в полынью и не потерять жизненно необходимый груз.

По окончании чтения рассказа воспитатель задает детям вопросы, на которые они последовательно отвечают,  вовлекая их тем самым  в диалог, в результате которого дети применяют умение анализировать и  делать выводы,  приближаясь к разгадке солдатского котелка.

- Что постоянно  шептал водитель Маков?

- Почему у водителя слипались глаза, и он боялся уснуть?

- Что сделал водитель, пока разгружали его машину?

- Кого приказали доставить на другой берег водителю Макову?

- Что происходило вокруг, пока ехала машина, и от чего проснулся полковник?

- Что увидел полковник над головой водителя?

- Как объяснил водитель, для чего ему котелок?

(расписывается индивидуальная работа: какая и с кем).

В-ль: - Предлагаю немного отдохнуть и заодно вспомнить, что защищали «Дорогу жизни» отважные летчики, которые вступали в бой с вражескими самолетами, бомбившими ледяную трассу.

Физкультминутка «Самолеты».

Чтоб отправиться в полет (ставим ноги на ширине плеч)

Мы заводим самолет (поочередное круговое вращение руками).

Руки ставим мы вразлет: (руки разводим в стороны)

Начинается полет.

Делай «раз» и делай «два» (повороты влево – вправо)

Мах крылом туда – сюда (наклоны влево – вправо).

А теперь летим вперед

И никто не отстает (легкий бег по кругу, руки в стороны).

Дружно мы летим по кругу,

Если что, поможем другу (дети бегут в парах).

Вот и наш аэродром,

 Друга не задень крылом (перестраиваются по одному).

Стоп, и скорость мы снижаем (переходят на шаг)

И тихонько приседаем (останавливаются, приседают).

Наш закончился полет. Отдыхает самолет.

В-ль: - Молодцы! (дети возвращаются на стульчики)

В-ль:- Дети, посмотрите, пожалуйста, на планшет. Кто из вас знает, как называется этот мемориал (указывает на «Разорванное кольцо»)? Чему он посвящен? В каком месте он находится? Ответы детей.

В-ль: - Правильно, молодцы. Этот мемориал называется  «Разорванное кольцо». Он посвящен прорыву блокады города-героя Ленинграда. Находится на берегу Ладожского озера в том месте, где проходила «Дорога жизни». Что еще вы видите на картинках? Ответы детей (санный обоз,  машины с грузом, Ледовая трасса, Ледовая дорога).

 (в-ль показывает на картинки, в первую очередь спрашивает детей, с кем запланирована индивидуальная работа)

В-ль: - Все правильно, все эти картинки о «Дороге жизни». Послушайте , какое стихотворение я сама  сочинила о «Дороге жизни».

Был город-фронт. Была Блокада.

Далекий 41 –вый год.

Враг рвался к стенам Ленинграда,

Но захватить его не смог.

Не покорился город славный.

Теперь герой он на века!

«Дорога жизни» стала главной

И Ленинград тогда спасла.

И днем, и ночью. Рейс за рейсом

Ломая тонкий, хрупкий лед,

Машины шли. Над ними мессер

Бомбит дорогу и ревет.

Там было страшно и опасно.

Взрывались бомбы, лед трещал.

Там люди погибали часто,

Но каждый Ленинград спасал.

И город выжил. Он сражался.

Он победил назло врагу.

И над Невой салют раздался!

И я горжусь, что в нем живу!

В-ль: - Ребята, я неслучайно сегодня прочла вам рассказ «Волшебный котелок» из книги «Дорога жизни».  Когда мы читаем в  книгах  разные истории, то иногда задумываемся, было это на самом деле или автор все придумал. Так вот дети, эта история самая настоящая. Водители на самом деле вешали бренчащие котелки у себя над головой, чтобы не уснуть. А узнала я про это, когда  была маленькой девочкой, такой как вы сейчас, от одной пожилой женщины, которая жила со мной в соседней квартире. Звали ее Иванова Клавдия Никаноровна. Она рассказала мне, что во время войны  работала шофером  и возила грузы по «Дороге жизни».  Была она в то время  совсем молоденькой, было ей очень страшно, но  хотелось принести пользу людям, помочь городу и победить врага.  Только еще рассказывала Клавдия Никаноровна, что котелок подвешивали так, чтобы он иногда постукивал по голове, тоже  чтобы не заснуть. А то заснешь за рулем и собьешься с дороги,  да и попадешь в полынью, которая образовалась от разрыва бомбы.  И я горжусь тем, что сегодня могу рассказать вам ее историю, чтобы мы помнили и уважали подвиг  пожилых людей, которые во время войны были очень молоды, но стойко сражались с врагом за наш город Ленинград  и за нашу Родину.

  1. Заключительная часть.

В-ль: - Дети, что вам больше всего понравилось на занятии? Как вы думаете, надо изучать и помнить историю нашего города-героя? Как назывался наш город во время войны?  Нужно ли уважать и помогать пожилым жителям нашего города?  Вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы занимались. Были активными, внимательными. Правильно отвечали на вопросы.

Примечание: обычно это занятие проводится в конце января на неделе, посвященной « Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

 Ежегодно в нашем саду среди воспитанников  проводится конкурс чтецов, посвященный «Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». С моим стихотворением ребята тоже принимают участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме: «Что нужно растению для жизни?», для детей старшей группы

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме: «Что нужно растению для жизни?», для детей старшей группы...

Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы «Царство моего здоровья»

Методическая разработка для педагогов ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы. Знакомство детей с функцией скелета и мышц в организме. Формирование способности удерживат...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы "Берегите зубы".

Цель проведения  этого НОД-дать детям представление о необходимой части организма – зубах, приучать беречь зубы, соблюдаеть правила ухода за ними; развивать внимание, память...

Интеллектуальная игра – викторина «По дорогам сказок»  для детей старшей группы

Викторина – одна из самых распространенных игр в «вопросы и ответы». Она получила свое название от латинского слова «виктория» - «победа». Участие в викторине...

Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни» для детей старшей группы.

Цель: расширение представления детей о блокаде Ленинграда.Задачи:Обучающие:  расширить  знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду. Закрепить знани...

Сценарий военно-спортивного праздника " Юные бойцы" для детей старшей группы.

Сценарий рекомендуется воспитателям и музыкальным руководителям для проведения праздника 23 февраля....

Конспект занятия «Блокада Ленинграда. Дорога жизни» (рисование) (для старшего дошкольного возраста)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга    Конспект занятия «Блокада Ленинграда. Дорога ...