Конспект занятия «Блокада Ленинграда. Дорога жизни» (рисование) (для старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шмыткина Любовь Константиновна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Конспект занятия

 «Блокада Ленинграда. Дорога жизни»

(рисование)

 

(для старшего дошкольного возраста)

 

 

 

 

 

Автор:

Шмыткина Любовь Константиновна

Воспитатель ГБДОУ №86

Приморского района

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2023г.

Тема: «Блокада Ленинграда. Дорога жизни»

Цель: побуждать детей к рисованию.

Задачи (с интеграцией образовательных областей):

Образовательные: продолжать учить создавать фон для выполнения задуманного сюжета с применением навыка «рисование по-мокрому»; рисование акварельными красками; умение комбинировать средства рисования  (ХЭР);  продолжать знакомить детей с историей родного города, дать знания о блокаде Ленинграда; стойкости и мужестве жителей блокадного города (ПР); учить детей отвечать на вопросы (РР).

Развивающие: развивать интерес к продуктивной  деятельности, совершенствовать навыки аккуратного рисования, прорисовывания деталей (ХЭР); активизировать и обогащать словарь детей; развивать грамматически правильную  связную речь (РР); развивать мелкую и общую моторику рук, учить координировать движения в соответствии с текстом физминутки (ФР).

Воспитательные: формировать коммуникативные способности (СКР); воспитывать чувство патриотизма, гордости, восхищение подвигом народа (СКР); воспитывать аккуратность, самостоятельность в выполнении работы (СКР).

Используемый материал: наглядно-дидактический материал на тему «Блокада Ленинграда»; картонные трафареты грузовых машин; кисти для рисования №5 и №3;широкая щетинная кисточка; белая гуашь; акварельные краски 12 цветов; простой карандаш; ластик; белые листы для рисования ФА4; баночки-непроливайки; коврики для рисования; влажные салфетки для рук.

Предварительная работа: чтение литературы; рассматривание демонстрационно-дидактического материала «Блокада Ленинграда», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни», «Памятники и монументы жителям блокадного Ленинграда»; прослушивание – метронома, звуков воздушных сирен, сводок с фронта; подвижная игра «Шоферы».

Организационный момент:

Педагог организует подготовку принадлежностей для творческой деятельности.

Педагог выставляет на мольберт иллюстрацию «Дорога жизни» и начинает занятие стихотворением Ольги Бергольц:

«Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.»

Педагог рассказывает о блокаде Ленинграда. Одним из самых трудных испытаний для нашего народа во время ВОВ была блокада Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 года и длилась 900 страшных дней и ночей. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Чтобы страна потеряла свой боевой дух они хотели стереть его с лица земли. Фашисты хотели уничтожить не только город, но и его жителей. Окружив город со всех сторон, враг начал долговременную осаду: голодом, холодом, нескончаемыми бомбежками. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали любимый город. 900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, три зимы без тепла, воды, электричества находились ленинградцы, но не сдались и не отдали город врагу. Они выстояли! Фашисты находились очень близко к городу. Единственным незахваченным ими местом была небольшая полоска воды на Ладожском озере. Которая связала осажденный город с остальной страной, ее и стали называть «Дорогой жизни». С первых дней блокады героическим был ее путь: летом-водный, зимой-ледовый. Соединяющий Ленинград с «большой землей». Осенью шли баржи с продовольствием, пока мороз не остановил судоходство; следом по тонкому льду потянулись конно-санные обозы; когда же Ладогу сковал лед пошли по ней грузовики полуторки. Много машин провалились под лед или были подбиты врагом. Но не смотря на смертельный риск водители не прекращали свои рейсы…военно-автомобильная дорого №101. Оборвать эту нить фашисты стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе ленинградцев «Дорога жизни» жила и дарила жизнь великому городу. Она спасла тысячи жизней. Давай те, ребята, в память об отважных шоферах, покажем в рисунках их героический подвиг.

Основная часть:

Чтобы выполнить работу педагог предлагает внимательно рассмотреть иллюстрацию «По дороге жизни…» Отмечает, какого цвета фон неба, обилие снежных наносов и льда, тяжелое и опасное продвижение по льду во время вражеской бомбежки вереницы машин. Привлекает внимание к тому, что и кого вывозят машины из блокадного города.

Прежде чем приступить к работе предлагает размяться.

Физкультминутка «Шоферы».

Едем, едем на машине

(имитация руками движений руля)

Нажимаем на педаль

(сгибание ноги в колене, вытягивание ноги вперед)

Газ включаем, выключаем

(поворот воображаемого рычага рукой)

Смотрим пристально мы в даль

(приставляем ребро ладони руки ко лбу)

Дворники счищают стекла

(руки перед собой сгибают в локтях, разводят вправо-влево)

Волосы ерошит ветер

(поднимают руки над головой, шевелят пальцами)

Мы шоферы хоть куда!

(вытягивают руки перед собой, показывая вверх большие пальцы)

 

Педагог демонстрирует технику выполнения работы поэтапно, дети повторяют все действия: вначале техникой «рисование по-мокрому» выполняется фон-хмурое небо, лед Ладожского озера, снежные наносы; затем простым карандашом прорисовывают путь уходящих в даль машин, силуэты машин, места взрывов, ограждения подорванного льда. Далее прорисовывание акварельными красками. В конце работы наносится снег и изморось на льду белой гуашью, с использованием широкой щетинной кисти (мазками, тычкованием).

По окончанию детские работы выставляются на выставку, а педагог читает стихотворение Петра Богданова:

«Сквозь шторм и бури, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду.

Родней дороги не найти!

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метели, штормы, грозная волна…

Недаром Ладога родная

Дорогой жизни названа.

Когда пройдут года войны суровой,

Залечит раны город мой,

Народ вздохнет и песню с силой новой

Споет о Ладоге родной.»

 

Заключительная часть:

Педагог спрашивает у детей: Что вы узнали о блокаде Ленинграда?  Какого числа началась блокада и когда ее прорвали? Какое значение имеет хлеб для ленинградцев? Что означает «Дорог жизни»? Что вам больше всего запомнилось сегодня?

Благодарит и хвалит детей за старание. Побуждает к уборке рабочих мест.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"

Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)

Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь ...

Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Безопасность на дороге"

Конспект занятия по правилам дорожного движениядля детей старшего дошкольного возрастаТема: Безопасность на дорогеТема: «Безопасность на дороге»Цель: углубление и расширение знаний детей о прави...

Мероприятия ко Дню полного снятия Блокады Ленинграда «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий мероприятия ко Дню полного снятия Блокады Ленинграда «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ» для детей старшего дошкольного возраста....