Проект по ознакомлению с окружающим "Профессии наших родителей". старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ляля Рифовна Мухамадеева

Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого из нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii_1.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»

п.Энергетик Новоорского района Оренбургской области

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Профессии наших родителей

                                                                                                     Выполнила Мухамадеева Л Р

2021г

Описание материала:
Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых, с профессиями людей ближайшего окружения.

Цель проекта:
Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого из нас.

Задачи проекта:
Познавательное развитие –
• создать условия для повышения интереса воспитанников к профессиям родителей;
• формировать начальные представления о профессиях родителей;
• помочь определить и понять значимость профессиональной деятельности взрослых;
• расширять кругозор воспитанников;
• способствовать развитию познавательного интереса, внимания, памяти, мышления.

Речевое развитие –
• обогащать словарь воспитанников путём введения новых слов («профессия», «профессионал», «трудолюбие», «лодырь» и т.п.) и выражений (поговорки, пословицы);
• учить воспитанников поддерживать беседу (вести диалог), отвечать на заданные вопросы, делать выводы;
• развивать связную речь, умение высказываться по теме.

Социально-коммуникативное развитие –
• способствовать обогащению детско-родительских отношений;
• вовлекать родителей воспитанников в совместную с детьми и педагогами познавательно-творческую деятельность;
• обогащать опыт общения сверстников друг с другом;
• воспитывать гордость и уважение к труду родителей, к труду других взрослых.

Художественно-эстетическое развитие –
• ознакомить воспитанников с произведениями художественной литературы по теме проекта;
• выучить пословицы и поговорки о труде и лени, помочь понять их смысл;
• выучить стихотворение К. Галактионовой «Есть на свете много профессий»;
• развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в повседневной игровой деятельности.

Тип проекта: обзорный, ознакомительный, информационно-образовательный, бессрочный (начальный этап);

Срок реализации начального этапа проекта: 4 недели;

Вид проекта: групповой;

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников;

Возраст детей: 5-6 лет;

Проблематика проекта:
Недостаточность, поверхностность знаний и представлений воспитанников по теме проекта в силу их возрастных особенностей.

Актуальность проекта:
Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время. И чем раньше мы начнём знакомить их с «миром профессий», чем раньше мы начнём говорить о значимости труда, о его пользе для всего общества, тем легче будет в своё время сделать подростку этот нелёгкий выбор, от которого будет зависеть его социализация и успешность в сложном, постоянном меняющемся и развивающемся мире.
Поэтому сроки реализации проекта определить невозможно. Данный этап обзорный, он носит ознакомительный, информационно-образовательный характер и поможет детям заинтересоваться «миром профессий – миром взрослых людей, их родителей».

Новизна проекта: ранняя профориентация детей.






Реализация проекта

Взаимодействие с семьями воспитанников:

I этап – подготовительный

• изучение материала по теме проекта;
• обоснование его актуальности, проблематики;
• определение цели и задач, сроков реализации;
• подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
• оформление книжного центра детской литературой и иллюстрациями по теме проекта;
• подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников;
• введение детей в проблематику данного проекта. (Каждое утро ваши родители приводят вас в детский сад, а сами уходят! Куда они уходят? Зачем?);
• выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий.

• рекомендовать родителям воспитанников в доступной для детского восприятия форме рассказать о своей профессии, её значимости и ценности для жизни общества;

II этап – основной (реализация проекта)

• чтение детской художественной литературы:
- В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- В. Маяковский «Кем быть?»
- С. Михалков «А что у вас?»
- Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
- Я. Аким «Мой брат Миша»
- Б. Заходер «Строители»
- украинская народная сказка «Колосок»
- Н. Мигунова «Любимые профессии малышей»

• беседы о труде людей, трудолюбии и лени, о профессиях родителей, о значимости труда в жизни каждого из нас, о предметах, облегчающих труд человека:
- «Что такое профессия?»
- «Для чего людям трудиться?»
- «Что нам нужно для работы?»
- «Что значит быть трудолюбивым?»
- «Хорошо ли быть ленивым?»
- «Что было бы, если бы пропали все доктора, повара, строители…»
Рассуждения детей по данным вопросам с опорой на литературные произведения, личный опыт, рассказы родителей и педагогов.
• заучивание стихотворения К. Галактионовой «Есть на свете много профессий»;
• ознакомление с пословицами и поговорками о труде и лени (с опорой на иллюстрационный материал, пояснением их смысла):
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Делу время, а потехе час.
- Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
- У лодыря, что ни день, то лень.
- В народе тот не забудется, кто честно трудится.
- Землю солнце красит, а человека труд.
- С лодырем да лентяем поведёшься – горя наберёшься.
- Кто ленится, тот не ценится.
- У ленивого и крыша течёт, и печь не печёт.
- За что возьмёшься с трудолюбием, всё заблестит.

• загадки об орудиях труда, профессиях, с опорой на иллюстрационный материал;
• совместная  деятельность:
- по развитию речи «Рассказы о профессиях родителей», с опорой на изготовленную в условиях семьи карточку о профессии (2-3 занятия).

- по математике «Перевозка грузов», «Весёлые повара».
- по рисованию «Выбери и раскрась», «Нарисуй, кем ты хочешь стать», «Строитель строит дом», «Поезд мчится по дороге».
- по лепке «Лепим мебель для комнаты».
- по аппликации «Ракета в космосе».
- по познавательному развитию «Все работы хороши!», «Как и кто строит дома».

- по конструированию с использованием конструктора «Дома» «Что нам нужно для работы?»
• дидактические, настольно-печатные, пальчиковые игры:
- «Назови профессию», «Где мы были, мы не скажем», «Кому, что нужно для работы?», «Назови, что лишнее», «Определи профессию по орудию труда», «Построим железную дорогу», «Куда едут машины?», «Назови с какого звука», «Отгадай и назови».

рекомендовать к просмотру с детьми мультипликационных фильмов: «Сказка про лень» (Союзмультфильм 1976 г.),

«Ох и Ах» (Союзмультфильм 1975г.),

«Так сойдёт» (Союзмультфильм 1981 г.) режиссера Ю. Прыткова;

рекомендовать родителям воспитанников провести с детьми целевые прогулки, экскурсии на место своей работы (по мере доступности), по местам профессиональной деятельности людей знакомых детям профессий (библиотека, почта, кафе, магазин и т.п.).

привлечь их к совместной продуктивно-творческой деятельности по изготовлению «Картотеки профессий»;

III этап – заключительный

• оформление познавательно-иллюстрационного центра с использованием картотеки «Профессий»;
• подготовка презентации и оформление проекта.

Ожидаемые результаты проекта:
• заинтересованность темой «Профессии наших родителей» воспитанниками группы;
• более обогащённые знания по теме данного проекта;
• умение воспитанников делиться полученными знаниями со сверстниками и педагогами;
• понимание детьми значимости труда и необходимости профессиональной деятельности взрослых;
• создание картотеки «Профессий» и оформление познавательно-иллюстрационного центра в условиях группы.

Подведение итогов начального этапа проекта:
Воспитанники старшей группы «Дружная семейка» с удовольствием и гордостью поделились полученными знаниями о профессиональной деятельности своих родителей, вспомнили пословицы и поговорки о труде и лени, а так же поделились своими мечтами о выборе будущей профессии.

                                                                                                       Приложение

Стихотворение ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?

Владимир Маяковский

Крошка сын к отцу пришел,и спросила кроха:

- Что такое хорошои что такое плохо?

У меня секретов нет,-слушайте, детишки,-

папы этого ответпомещаю в книжке.

- Если ветер крыши рвет,Если град загрохал,-

каждый знает - это вотдля прогулок плохо.

Дождь покапал и прошел.Солнце в целом свете.

Это - очень хорошои большим и детям.

Если сын чернее ночи,грязь лежит на рожице,-

ясно, это плохо оченьдля ребячьей кожицы.

Если мальчик любит мылои зубной порошок,

этот мальчик очень милый,поступает хорошо.

Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку,

я такого не хочу даже вставить в книжку.

Этот вот кричит:- Не трожь тех,

кто меньше ростом!-Этот мальчик так хорош,

загляденье просто!Если ты порвал подряд

Книжицу и мячик,Все ребята говорят говорят:

плоховатый мальчик.Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,про такого пишут тут:

он хороший мальчик.От вороны карапуз

убежал, заохав.Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо.Этот, хоть и сам с вершок,

Спорит с грозной птицей.Храбрый мальчик,

хорошо, в жизни пригодится.Этот в грязь полез и рад.

что грязна рубаха.Про такого говорят:

он плохой, неряха.Этот чистит валенки,

Моет сам галоши.Он хотя и маленький,

но вполне хороший.Помни это каждый сын.

Знай любой ребенок:Вырастет из сына cвин,

если сын - свиненок,Мальчик радостный пошел,

и решила кроха:"Буду делать хорошо,и не буду - плохо".

Владимир Маяковский — Кем быть: Стих

У меня растут года,будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,чем заниматься?
Нужные работники —столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:сначаламы
берём бревнои пилим доскидлинные и плоские.
Эти доскивот так зажимает стол-верстак.
От работы пила раскалилась добела.
Из-под пилки сыплются опилки.
Рубанок в руки — работа другая:
сучки, закорюки рубанком стругаем.
Хороши стружки —желтые игрушки.
А если нужен шар нам круглый очень,
на станке токарном круглое точим.
Готовим понемножку то ящик, то ножку.
Сделали вот столько стульев и столиков!

Столяру хорошо, а инженеру —лучше,
я бы строить дом пошел, пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой,какой хочу.
Самое главное,чтоб было нарисовано
здание славное, живое словно.
Это будет перед, называется фасад.
Это каждый разберет — это ванна, это сад.
План готов, и вокруг сто работ на тыщу рук.
Упираются леса в самые небеса.
Где трудна работка, там визжит лебедка;
подымает балки,будто палки.
Перетащит кирпичи, закаленные в печи.
По крыше выложили жесть. И дом готов, и крыша есть.
Хороший дом, большущий домна все четыре стороны,
и заживут ребята в нем удобно и просторно.

Инженеру хорошо, а доктору —лучше,
я б детей лечить пошел, пусть меня научат.
Я приеду к Пете, я приеду к Поле.— Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен? Как живете, как животик? —
Погляжу из очков кончики язычков.
— Поставьте этот градусник под мышку, детишки.-
И ставят дети радостно градусник под мышки.
— Вам бы очень хорошо проглотить порошок и микстуру
ложечкой пить понемножечку.
Вам в постельку лечь поспать бы,
вам — компрессик на живот,
и тогда у вас до свадьбы все, конечно, заживет.

Докторам хорошо, а рабочим —лучше,
я б в рабочие пошел, пусть меня научат.
Вставай! Иди! Гудок зовет, и мы приходим на завод.
Народа — уйма целая, тысяча двести.
Чего один не сделает —сделаем вместе,
Можем железо ножницами резать,
краном висящим тяжести тащим;
молот паровой гнет и рельсы травой.
Олово плавим, машинами правим.
Работа всякого нужна одинаково.
Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь винты.
И идет работа всех прямо в сборочный цех.
Болты, лезьте в дыры ровные,
части вместе сбей огромные.
Там —дым,здесь —гром.
Гро-мим весьдом.
И вот вылазит паровоз, чтоб вас и нас и нес и вез.

На заводе хорошо,а в трамвае —лучше,
я б кондуктором пошел,пусть меня научат.
Кондукторамезда везде.
С большою сумкой кожанойему всегда,ему весь день
в трамваях ездить можно.
— Большие и дети,берите билетик,билеты разные,
бери любые —зеленые,красные и голубые.-
Ездим рельсами.Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,садись и грейся.

Кондуктору хорошо, а шоферу —лучше,
я б в шоферы пошел,пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,летит, скользя,
хороший шофер я —сдержать нельзя.
Только скажите,вам куда надо —без рельсыжителей
доставлю на дом Е-дем,ду-дим:«С пу-ти уй-ди!»

Быть шофером хорошо, а летчиком —лучше,
я бы в летчики пошел,пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,чтобы птицы пели».
Бояться не надони дождя,ни града.
Облетаю тучку,тучку-летучку.
Белой чайкой паря,полетел за моря.
Без разговору облетаю гору.
«Вези, мотор,чтоб нас довез до звезд и до луны,
хотя луна и масса звёзд совсем отдалены».

Летчику хорошо,а матросу —лучше,
я б в матросы пошел,пусть меня научат.
У меня на шапке лента,на матроске якоря.
Я проплавал это лето,океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —морской дорожкой
на реях и по мачтекарабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,сдавайся, буря скверная,
открою полюс Южный,а Северный —наверное.

Книгу переворошив,намотай себе на ус —
все работы хороши,выбирайна вкус!

А что у вас (Стихотворение)

Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.
Дело было вечером, Делать было нечего.

Галка села на заборе, Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь. А у вас?
- А у нас сегодня гость. А у вас?

- А у нас сегодня кошка  Родила вчера котят.
Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят.
- А у нас на кухне газ. А у вас?
- А у нас водопровод.  Вот.
- А из нашего окна Площадь Красная видна.
А из вашего окошка Только улица немножко.

- Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий, Презелёный красный шар.
- А у нас огонь погас Это раз.
Грузовик привёз дрова Это два.
А в-четвёртых, наша мама Отправляется в полёт,
Потому что наша мама Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:- Мама - лётчик?
Что ж такого! Вот у Коли, например,
Мама - милиционер. А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры. А у Лёвы мама - повар.
Мама - лётчик? Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната, Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт? Ну конечно, не пилот.

Лётчик водит самолёты Это очень хорошо.
Повар делает компоты Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны. Мамы всякие важны.

Дело было вечером,Спорить было нечего.

Джанни Родари — Чем пахнут ремёсла?: Стих

У каждого дела Запах особый:
В булочной пахнет Тестом и сдобой.

Мимо столярной Идёшь мастерской, —
Стружкою пахнет И свежей доской.

Пахнет маляр Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик Оконной замазкой.

Куртка шофёра Пахнет бензином.
Блуза рабочего —Маслом машинным.

Пахнет кондитер Орехом мускатным.
Доктор в халате —Лекарством приятным.

Рыхлой землёю, Полем и лугом
Пахнет крестьянин, Идущий за плугом.

Рыбой и морем Пахнет рыбак.
Только безделье Не пахнет никак.

Сколько ни душится Лодырь богатый,
Очень неважно Он пахнет, ребята!

Аким Яков — Мой брат Миша: Стих

Ох, до чего ж он рыжий,Мой новый братик Миша!

И волосы — рыжие,И ресницы — рыжие,
Проснусь — и сразу весело,Когда его увижу я.

Над непослушным МишейХлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжийВсё делает, как я!

Я прыгаю — он прыгает,Ем кашу — кашу ест,
Я съел тарелку мигом —И он в один присест.

Я Мишу не обижу,А ущипнёт — стерплю:
Он маленький, мой рыжий,И я его люблю.

Борис Заходер — Строители: Стих

Пусть не сердятся родители, Что измажутся Строители,
Потому что тот, кто строит, Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока Этот домик из песка!

Колосок

 

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал один.
— Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.


Кончил петушок молотить и крикнПрибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.


А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.


— Кто будет месить? — спросил петушок.
А мышата опять своё:
— Только не я! — запищал Круть.
— Только не я! — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.



Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.



И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.


— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?



Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Галактионова К.

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные -
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Зимующие птицы нашего края» Старшая группа

Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах. ЗАДАЧИ: 1. Расширять знания детей о жизни птиц ...

Проект по ознакомлению с профессией строитель , в старшей группе № 8 " Что нам стоит дом построить "

Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т.д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм...

Проект по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе «Калейдоскоп профессий»

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.Истоки трудового воспит...

Проект «Калейдоскоп» (ознакомление с техникой «оригами» для старшей группы)

Оригами – это удивительное и загадочное слово, чудесное и увлекательное искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материал...

Проект взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей старшей группы на 2021-2022 учебный год "Вместе весело живется!"

Проект взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей старшей группы "Вместе весело живется"...

Проект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимующие птицы"

Проект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Зимующие птицы"...

Проект по ознакомлению с миром профессий в старшей группе "Профессий много в мире есть"

Проект «Профессий много в мире есть» Цель: развитие интереса к различным профессиям, а так же расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых дейст...