Тема занятия: «Воздух - невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Зартдинова Марьям Маулимьяновна

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

Обучающая: закрепить представления детей о воздухе, его свойствах (невидимый, легкий, может двигать предметы, находится повсюду), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Воздух - невидимка»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

Обучающая: закрепить представления детей о воздухе, его свойствах (невидимый, легкий, может двигать предметы, находится повсюду), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканы с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги, мыльные пузыри, бумажные кораблики, воздушные шары.

Предварительная работа:

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре.

Ход образовательной ситуации:

1. Организационный момент

Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! 

  1. Введение в ситуацию

Ребята, сегодня утром у дверей нашей группы я нашла вот эту посылку. Как вы думаете от кого она? Здесь письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Профессор Чудаков дал нам задание провести опыты с веществом, которое он зашифровал в загадке. Помогите, пожалуйста, нам отгадать загадку и исследовать свойства этого вещества. Желаем удачи! Фиксики. И не ищите нас, мы спрятались и будем за вами наблюдать.

Ребята, поможем Фиксикам? Тогда слушайте загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас. Что это? (воздух)

А хотите показать опыты с  воздухом? (Да)

Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными. Дети считают до 5.

Лаборатория чудес начинает работуА кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)

Посмотрим,  что в коробке? ( полиэтиленовый мешок, стаканы, трубочки, бутылка, веер, мыльные пузыри, карточки)

3. Актуализация знаний

Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

 А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный)

Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Как можно поймать воздух? Хотите? Сможете?

Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас плоский. Внутри пакета ничего нет? ( Д: Нет. Дети ловят пакетом воздух, удерживают его внутри пакета.)

Что внутри пакета? (воздух)

На что похож мешок? (на подушку, шар)

Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

Давайте сделаем вывод: воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Опыт № 3: Пузырьки в стакане

Ребята на столе у вас стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)

Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.

Игра с мыльными пузырями

Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.

В: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)

Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

 Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

Давайте проверим ваши предположения.

Опыт № 4: Движение салфетки

Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.

На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?

Опыт № 5: Игра с веером

Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.

Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)

Как получается ветер? (Движется воздух)

Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

В: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

Итог

Уважаемые ученые, давайте подведём итоги вашей работы. 

Какой опыт вам понравился больше всего?

На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад.

Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? Как вы думаете, вы помогли Фиксикам? Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект занятия "Воздух - невидимка"

Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....

Познавательное занятие "Воздух-невидимка"

Познакомить детей со свойствами воздуха ( упругость, сжимаемость, вес), закрепить знания о его невидимости прозрачности; способы обнаружения и роли воздуха в жизни человека....

Конспект занятия Воздух-невидимка

Конспект занятия в средней группе и иллюстрации...

конспект открытого занятия во 2 младшей группе на тему "Живет воздух невидимка"

Содержит конспект занятия с фотографиями, самоанализ....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Живет Воздух - невидимка»

Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами.Задачи:Образовательные: Формировать представления детей о воздухе. Определить совместно с детьми опытно - экспериментальным путе...