Конспект познавательного занятия "Воздух - Невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Левкина Екатерина Ивановна

Познакомить детей со стихией природы-воздухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stikhiya_vozdukh.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить со стихией природы – воздухом.

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения; ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
  2. Расширить представление детей, что воздух в движении – это ветер, который бывает разных направлений, силы (ураган, шторм, буря, смерч), с некоторыми правилами безопасности.
  3. Активизировать словарь словами: ветер, воздух, атмосфера, кислород, ураган, шторм; упражнять в подборе глаголов, прилагательных к существительному «ветер».
  4. Развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы, доказывать свое мнение, рассуждать.
  5. Воспитывать чувства единства человека и природы, развивать творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру.

  Материал:

  Картинки с изображение ветряной и безветряной погоды, мельница, парусник, облако; свеча, духи, лимон, банка с водой, пустая пластиковая бутылка; карта мира.

Предварительная работа:

  • наблюдение за погодой, ветром на прогулке.
  • Игры с вертушками.
  • Рассматривание парусников, плывущих по воде.
  • Путешествие по карте мира.
  • Чтение произведений о ветре.

     Ход занятия:

Воспитатель:

-Дети мы живем с вами на огромной планете (подойти к карте мира) кто знает, как она называется?

-Это единственная планета, где есть жизнь, почему? (кислород)

 Послушайте загадку и постарайтесь отгадать о чем она?

         Он без крыльев, а летает.

Он без голоса поет.

Он без рук – зато бывает,

Груши с веток обрывает.

      Затихает, устает.

Вот он в листьях, на воде

Вот и нет его нигде(ветер).

Воспитатель:

-Правильно, конечно, - это ветер!

 -А что умеет ветер делать? (подбор разных глаголов).

Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать облака, волны, свистеть. Да, ребята, ветер многое умеет делать.

Кто же делает ветер: то холодным, то теплым , то прохладным?(воздух)

-А, где живет воздух? Везде: вверху, внизу.

Он окутывает Землю, защищая ее от горячих солнечных лучей, смягчая и остужая их своей голубой мягкой одеждой и пропуская через себя тепла столько, сколько нужно для жизни на земле. Воздух заполняет все пространство. Даже наш земной шар в космическом пространстве окутан слоем воздуха, который называется – атмосфера. Этот слой воздуха и дает существовать на нашей планете животным, людям. Но, воздух нужен не только земле. Послушайте звуки и скажите, почему она без воздуха была бы мертвой? (шум воды)

      Воспитатель:  

-Правильно, вода течет, переливается, она живая. Давайте посмотрим на           банку, которую я поставила перед вами. Что в ней? На стенках банки        маленькие, воздушные пузырьки – это пузырьки воздуха. Не будь его в воде жизнь в океане, море, реках и озерах была бы невозможной. Ведь рыбы, водоросли используют для своего дыхания воздух.

-А послушайте как звучит слово: воз – дух словно везде дух; то есть, где есть воздух – есть жизнь. Он легок и прозрачен, он быстр. Как только он начинает двигаться в своем танце, так мы ощущаем его дыхание. Помашите на себя руками, чувствуете? Люди называют его как? Это ветер.

Кружится воздух в своем вечном танце, дуют ветры на все четыре стороны.

-А как ветер помогает нам? (надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений).

Но, если рассердиться воздух, то танец его становится опасным и несет разрушения и даже смерть.

  • На море этот танец называют, как? Что он несет? (шторм- несет высокие волны, вода пенится, кораблекрушения.)

  • На земле люди иначе называют этот танец, кто знает как? (ураган – несет разрушения городов, вырывает деревья, сносит с домов крыши)

  •  Очень сильный ветер –(смерч – поднимает пыль, песок вверх, даже переворачивает автомобили.)

Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником, или злым колдуном.

Игра «Ветер, ветер, ты какой?» (подбор прилагательных)

В кругу с мячом- сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, теплый, быстрый…

-Ураган, буря очень опасны для человека. Бывает даже так, люди гибнут при неосторожности. Поэтому надо знать некоторые правила безопасности:

  1. Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под высокими деревьями.
  2. Лучше укрыться в зарослях кустов.
  3. Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде.
  4. Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут упасть на человека.

  Давайте себе представим, что наш ветер ласковый, теплый;

  возьмите вертушки и покажите его танец (дети под музыку танцуют                         танец).  

         Воспитатель:

Красивый получился у вас танец, так и хочется потрогать руками ваш ласковый ветерок, а можно?

Воздух, действительно, невидимый, но где же он прячется?

Игра «Найди невидимку». (дети ищут предметы, где находится воздух внутри их).

Ребята, вот в этой бутылке может спрятаться воздух?

Опыт : бутылка опускается в воду и вода начинает вытеснять воздух – из горлышка выходят пузырьки. Вывод: она не пустая, в ней был невидимка.

Воспитатель:

А может мы его неправильно ищем? Может его надо искать по запаху?

Правильно воздух не имеет запаха, но зато разносит чужие запахи. Закройте глаза и отгадайте чьи запахи принес нам воздух: запах лимона, запах духов, запах свечи.

             Молодцы, все запахи угадали!

             Вот , как много мы узнали о воздухе невидимке. Но, вот не все помнят, что                                                                                                                

именно воздух дает нам жизнь, чистый кислород.  Много заводов и фабрик в больших городах и часто можно видеть, как из труб поднимаются вверх клубы черного дыма. Хорошо ли это для Земли? Для людей? Если бы вы были директором большого завода, как бы вы берегли нашу землю, наш воздух?

Правильно, надо ставить фильтры для очистки воздуха. Кто как не человек будет заботиться о чистом воздухе, о чистой воде, о нашей природе. Тогда и природа ответит добром на добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух - невидимка» средняя группа

Задачи:  Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить значение воздуха в жизни человека и других живых орга...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа

Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательного занятия «Невидимка воздух»

Программное содержание:Формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений; составить у детей представление о ветре, вызвать интерес к провед...