Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vozduh_oktyabr.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе
«Воздух – невидимка»
Цель:
- формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представления детей о воздухе; с помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы;
- активизировать речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к неживой природе; желание исследовать её всеми доступными способами.
Материалы и оборудование: веера из бумаги на каждого ребенка; тарелка, кусочки лимона, чеснок, кусок мыла; пустой стакан и прозрачная емкость с водой; стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля;
Предварительная работа: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Используемая литература:
- В.Н, Волочкова Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.
- Азбука физминуток для дошкольников: Практические разработки физминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. М.: ВАКО, 2005г
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012г.
- Интернет - ресурсы
Ход:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте все дружно с ними поздороваемся (дети здороваются). Посмотри все как много у нас в группе разных игровых центров. Это и библиотека, и больничка, и парикмахерская, и магазин. И сегодня в нашей группе праздник, у нас открытие нового игрового центра – это центр экспериментирования (подвести детей к игровому центру и снять с него занавес).
- Посмотрите, как много здесь всего интересного, нового (дать детям рассмотреть игровой центр и предметы, которые находятся в этом центре). Со всеми этими предметами мы с вами будем постепенно знакомиться. Повторите, как называется этот центр? Правильно, ребята, это центр экспериментирования или по-другому научная лаборатория.
- Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).
- А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (да).
- Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого. А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (Воздух)
- Правильно, ребята, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
Что же такое воздух? (ответы детей)
- Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха жить нельзя. Я знаю, что человек без еды может прожить 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха не больше 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей). Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям.
- Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом).
- А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
- Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.
- Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию, где будем проводить опыты с воздухом. Но прежде, чем отправиться в лабораторию, давайте я напомню правила поведения.
- В лаборатории нельзя шуметь, перебивать друг друга. А еще вы должны быть внимательными, аккуратными и спокойными. Прошу пройти в нашу лабораторию и занять свои места.
- Ребята, скажите, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
- Раз мы его не видим, значит, он какой?
Дети: Невидимый, прозрачный, бесцветный.
- Мы его не видим, но знаем точно, что воздух все-таки есть.
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей: мы должны его почувствовать).
Опыт № 1 «Движение воздуха».
- Давайте с вами подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод). Возьмите в руки веер и помашите веером, а потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
- Делаем вывод: Воздух движется, получается ветер.
- А как вы, думаете, воздух пахнет? Понюхайте.
Дети: Нет.
- Сам воздух не имеет запаха, но зато может переносить запахи. Например, по запаху из кухни мы можем узнать, какое блюдо нам приготовили.
Опыт №2 «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?
- Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет).
- Посмотрите, ребята, у меня в руке стакан, как вы думаете, что внутри этого стакана? (ответы детей: стакан пуст).
- Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно!
Опыт № 3 «Сухой из воды»
- Берем пустой стакан, переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает, ли вода в стакан? (Нет).
- Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).
- Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
- А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Какой можно сделать вывод?
Вывод: При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
- Ребята, у вас на столах трубочки в них есть отверстия. Подуйте на свою ладошку. Что, вы почувствовали? (Ветерок)
- Откуда он появился? (Выдохнули воздух)
Опыт № 4 «Воздух легче воды»
- Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого подуем в трубочку, конец которой опустим в воду. Что вы увидели? (Пузырьки).
- Откуда они появились? Это из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через водичку вверх.
Делаем вывод: «Воздух легче воды».
- Ребята, давайте вспомним, для чего нам необходим воздух? (для дыхания). Мы его не видим, но знаем точно, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух. (Да).
Тогда подойдите все ко мне и посмотрите, как я буду ловить воздух.
Опыт № 5 «Как поймать воздух».
- Смотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем?
Дети: Он пуст.
- Теперь я набираю в пакет воздух и закручиваю его. Пакет полон воздуха и он похож на подушку. Воздух занял свое место в пакете. Закрутим пакет. Теперь я возьму зубочистку и осторожно проколю мешочек. Поднесите руку к пакету, что вы чувствуете?
Дети: Из мешочка выходит воздух.
- Давайте сделаем вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
- Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
Рефлексия.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии.
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух движется.
5. Мы дышим воздухом.
- Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"
Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный воздух»
Знакомство детей со свойствами воздуха...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Земля – живая планета»
Аннотация к познавательно-поисковой деятельности в старшей группе...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Какая бывает вода?"
Дети средней группы в ходе проведения экспериментов с водой расширяют представление о воде и ее свойствах....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"
Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Невидимое письмо»
Вашему вниманию будет представлено занятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Невидимое письмо» с детьми шестого года жизни. Целью занятия будет являеться сформированное у детей...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Воздух-это жизнь"
Развитие у детей способностей устанавливать причинно-следственные связи на основе элментарного эксперимета...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Очень интересное занятие.
Очень интересное занятие. Спасибо!
Очень занимательно!!!
Очень занимательно!!!