Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
статья по окружающему миру

Валичева Саида Залимхановна

На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa_detey.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью большое значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

Дети младшего дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте, наряду с игровым, он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, формированием элементарных математических представлений, продуктивных видов деятельностиразвитием речи (умение четко выразить свою мысль помогает проведению опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи).

Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; любят плескаться воде, наполнять и опорожнять сосуды, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, любят экспериментировать с плавающими и тонущими предметами; пробуют делать пену и пускать мыльные пузыри.

Поэтому для меня стала очевидной углубленная работа по теме: «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Одна из главных целей, которые я ставлю перед собой - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Углублять представления о живой и неживой природе.

2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, учить умению делать выводы.

5. Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

7. Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, развивать умение детей взаимодействовать с взрослым, выполняя общую коллективную работу.

Работу начинаем  с построения предметно-развивающей среды,  подбора литературы по этой теме, организовала мини-лабораторию,  которую обеспечила материалами: песочными часами, лупами, магнитами, камешками разного размера, пухом и перьями, семенами бобов, фасоли, скорлупой орехов, глиной, песком, веревками, шнурками, тесьмой и др. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети безопасны.

Наблюдаем за таянием снега, льда, замерзанием воды, за веточкой дерева, которую ставим в воду и ждем появления первых листочков. Экспериментируем с луком: проращиваем его и пробуем плоды своих экспериментов. Сеем травку, замачиваем семена бобовых, наблюдаем, как они набухают, и появляются росточки. Очень детям нравятся наблюдения за живыми объектами: за рыбками в аквариуме, за птицами на улице. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т. д. Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при расчистке дорожек от снега. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.

Для установления причин явлений, связей и отношений между объектами стараюсь использовать больше опытов. С помощью игровых персонажей предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от Лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Опыты способствуют формированию удетей познавательного интереса к природеразвивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая ребятам два-три вопроса, даю им возможность высказаться. Это позволяет мне понять, о чём они думают, что знают из личного опыта.

Мы прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, свободу действий. После каждого эксперимента приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. С удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Так возникла идея создания семейного клуба «Юный исследователь», который способствует укреплению детско-родительских отношений в процессе экспериментально-поисковой деятельности. Именно здесь исследование окружающего мира проходит в увлекательной игровой форме при поддержке родителей, развиваются интеллектуальные способности ребёнка.

Анализируя результаты своей работы можно сделать вывод, что специально организованная опытно-экспериментальная деятельностьпозволяет моим воспитанникам самим добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, обеспечивает высокий уровень целевых ориентиров дошкольников

Таким образом, обобщённые результатыопыта работы позволяют сделать заключение о его эффективности, дальнейшем его совершенствовании.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. На протяжении всегодошкольного детства наряду с игровойдеятельностью большое значение дляразвития ребенка приобретаетпознавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

Дети младшего дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, иэкспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте, наряду с игровым, он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, формированием элементарных математических представлений, продуктивных видовдеятельностиразвитием речи (умение четко выразить свою мысль помогает проведению опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи).

Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; любят плескаться воде, наполнять и опорожнять сосуды, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, любят экспериментировать с плавающими и тонущими предметами; пробуют делать пену и пускать мыльные пузыри.

Поэтому для меня стала очевидной углубленная работа по теме: «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Одна из главных целей, которые я ставлю перед собой - развитие познавательной сферы детей через включение в процессэкспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Углублять представления о живой и неживой природе.

2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатовопытов.

3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, учить умению делать выводы.

5. Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, выполнения правил техники безопасности при проведенииопытов и экспериментов.

6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

7. Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания,развивать умение детейвзаимодействовать со взрослым, выполняя общую коллективную работу.

Работу начала с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, организовала мини-лабораторию, которую обеспечила материалами: песочными часами, лупами, магнитами, камешками разного размера, пухом и перьями, семенами бобов, фасоли, скорлупой орехов, глиной, песком, веревками, шнурками, тесьмой и др. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети безопасны.

Наблюдаем за таянием снега, льда, замерзанием воды, за веточкой дерева, которую ставим в воду и ждем появления первых листочков. Экспериментируем с луком : проращиваем его и пробуем плоды своих экспериментов. Сеем травку, замачиваем семена бобовых, наблюдаем, как они набухают, и появляются росточки.Очень детям нравятся наблюдения за живыми объектами: за рыбками в аквариуме, за птицами на улице. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т. д. Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при расчистке дорожек от снега. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.

Для установления причин явлений, связей и отношений между объектами стараюсь использовать больше опытовС помощью игровых персонажей предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от Лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.Опыты способствуют формированию удетей познавательного интереса к природеразвивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая ребятам два-три вопроса, даю им возможность высказаться. Это позволяет мне понять, о чём они думают, что знают из личного опыта.

Мы прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, свободу действий. После каждого эксперимента приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. С удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Так возникла идея создания семейного клуба «Юный исследователь», который способствует укреплению детско-родительских отношений в процессе экспериментально-поисковой деятельности. Именно здесь исследование окружающего мира проходит в увлекательной игровой форме при поддержке родителей, развиваются интеллектуальные способности ребёнка.

Анализируя результаты своей работы можно сделать вывод, что специально организованная опытно-экспериментальная деятельностьпозволяет моим воспитанникам самим добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, обеспечивает высокий уровень целевых ориентиров дошкольников

Таким образом, обобщённые результатыопыта работы позволяют сделать заключение о его эффективности, дальнейшем его совершенствовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста через использование мультимедийного оборудования

  Термин "мультимедиа" пришел к нам из английского языка (multimedia – от multi – много и media –среда). Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, п...

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса  детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"...

«Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».

Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую  деятельность....

Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игры с песком»

Данная разработка мастер- класса  может быть использована педагогами ДОУ для развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, познакомить с возможностями игр с пес...

Формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста через круги Луллия

сегодня существует множество методик, которые помогают нам корректировать процесс развития речи у детей. Для совершенствования речевой деятельности дошкольников важнейшим условием является создание ...