Игры ТРИЗ на классификацию домашние и дикие животные
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Синицына Ольга Николаевна

Подбор игр, которые формируют у детей умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это игры которые развивают вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Умение находить аналогии, какими признаками могут быть похожи животные – цветом, повадками, группой, частями тела и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_triz.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние животные.

Цель: повысить познавательный интерес детей к домашним животным.

Игра - «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа)

Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это живое существо. Он …(называет формы, размер, чем питается , что у него есть , где живет и т.д.)». Дети отгадывают, что за животное спрятано.

Игра - «Волшебники» (Приемы фантазирования)

Приём «Увеличение - уменьшение».

Пришёл волшебник Уменьшения и животные стали маленькими: был кот, а стал котенок, у него был хвост, а стал хвостик и т.д. Пришёл волшебник Увеличения - животные стали большими: был кот, а стал котище, у него был хвост, а стал хвостище и т.д.

Игра - «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования)

Приём «Деление - объединение».

Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части тела животного.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части:

- Я – кошка, ты моя частичка. (Я – хвост, уши, глаза)

Игра - «Паровозик времени» (системный оператор)

Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем.

Например: По предметным картинкам: яйцо - цыплёнок – курица и т.д. и каким он был описывают

Игра - «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления)

Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».

Вариант №1: (пространственная «Да-Нет-ка»)

Пример: - Это слева от собаки? – нет; - Это справа от кошки? – да;- Это кролик? – Да;

Вариант №2: «Да-Нет-ка» на классифицирование объекта по признакам

Пример: - Это белого цвета? – нет; - Это овальной формы? – Да; - Это травоядное? – да; и т.д.

Вариант №3:

Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».

Пример: Я животное? – да; - Я с рогами? – Да; - Я мычу? – Да; и т.д.  

Игра - «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения) Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем ему нужно выбранное животное в том месте, которое загадал ведущий.

Игра - «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления)

Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что: это кот капитан, а это просто очень смелый кот путешественник.

Игра «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)

Умение находить аналогии.

Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, по каким признакам могут быть похожи животные – цветом, формой, размером, назначением, частями тела и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились.

Пример:

В: Я – с рогами. Мои друзья – все, у кого есть рога. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – с рогами баран, я – коза, я – корова…

В: Я — умею лакать молоко. Мои друзья – все, кто умеют лекать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – кот, я – собака, я – ягненок, я – теленок…

Игра - «Магазин (Развитие диалектического мышления).

Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях.

Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета.

Пример: В зоомагазине продаются животные. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю этого котика, т.к. он очень веселый, забавный.

«Недовольный» покупатель: - Я не куплю этого катенка, т.к. он может меня оцарапать.

Дикие животные.

Цель: повысить познавательный интерес детей к диким животным.

Игра - «Придумай загадку» (Метод Морфологического анализа)

Ведущий (сначала это педагог, потом ребёнок) предлагает отгадать загадку: «Это животное. Он описывает животное, что у него есть, чем питается, его повадки и т.д.». Дети отгадывают, что за животное спрятано.

Игра - «Волшебники» (Приемы фантазирования)

Приём «Увеличение - уменьшение».

Пришёл волшебник Уменьшения и животные стали маленькими: был волк, а стал волчек и т.д.

Пришёл волшебник Увеличения - животные стали большими: был волк, а стал волчище и т.д.

Игра - «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования)

Приём «Деление - объединение».

Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части предмета.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части:

Я – лиса, ты моя частичка. (Я –уши, хвост, глаза … .)

Игра - «Да – Нет-ка» (Развитие системного мышления)

Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 объектов (картинок), нужно отгадать какого животного загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».

Вариант №1: (пространственная «Да-Нет - ка»)

Пример: - Это слева от волка? – нет; - Это справа от лисы? – да;- Это заяц? – Да;

Вариант №2: («Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам)

Пример: - Это ораньжего цвета? – нет; - Это зубастое? – Да; - Это хищник? – да; и т.д.

Вариант №3:

Ведущему прикрепляют шапочку с изображением животного. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».

Пример: Я дикое животное? – да; - Я с хвостом? – Да; - Я ловлю мышей? – Да; и т.д.

Игра - «Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения)

Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

Игра - «Объяснить необъяснимое» (Развитие вариативности мышления) Умение видеть множество решений, а не зацикливаться на одном – двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов.

Реквизит: сюжетные картинки с одним-двумя объектами (паровоз мчится, вертолет летит, дети играют в мяч…) + небольшие предметные картинки по лексической теме. Пример: к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал зайца на вертолете?» Например, потому что: это заяц пилот, а это просто очень смелый заяц путешественник.

Игра - «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)

Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, какими признаками могут быть похожи животные – цветом, повадками, группой, частями тела и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились. Пример:

В: Я – хищник. Мои друзья – все хищники. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – лиса, я – волк, я – ежик…

В: Я — лазаю по деревьям. Мои друзья – все, кто умеет лазать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги! Д: Я – рысь, я – обезьяна, я – белка, я – медведь…

Игра - «Магазин» (Развитие диалектического мышления).

Умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях.

Правила игры: Один и тот же товар предлагается «радостному» покупателю с указанием положительных качеств предмета и «недовольному» покупателю с указанием отрицательных качеств предмета.

Пример: В зоомагазине продаются животные. «Довольный» покупатель: - ура, я куплю эту рысь, т.к. она очень яркая и сильная. «Недовольный» покупатель: - Я не куплю эту рысь, т.к. она может оцарапать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»

Данное пособие предназначено, в первую очередь, для оказания помощи русскоязычным педагогам-воспитателям в организации индивидуальной работы с детьми по изучению татарского языка. Пособие предлагается...

Мастер-класс для педагогов "Применение метода ТРИЗ в продолжении изучения лексической темы "Домашние и дикие животные" с детьми логопедической группы"

Задачи:1.Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;2. Формировать желание помогать ребенку, умение находить с ним контакт;3.Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....

Дидактическая игра ТРИЗ метод «Системный оператор» для изучения и закрепления темы «Домашние и дикие животные и птицы»

Дидактическая играТРИЗ метод «Системный оператор» для  изучения и закрепления  темы «Домашние и дикие животные и птицы»Автор: Ефимова Александра Валентиновна воспитат...

Игра "Найди, кто лишний?" Домашние и дикие животные.

игра создана для дифференциации диких и домашних животных. закрепление  данных лексических тем, с использованием интерактивной доски....

Проект с применением ТРИЗ-технологий "Домашние и дикие животные"

Проект разработан для расширения представлений детей о животных....

Дидактическая игра по развитию речи «Домашние и дикие животные» для детей раннего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по развитию речи«Домашние и дикие животные» для детей раннего дошкольного возраста.  Задачи:- расширять и закреплять знания детей о диких и домашних ...

Интерактивная игра на алтайском языке "Домашние и дикие животные Горного Алтая"

С помощью данной игры дошкольники на родном языке знакомятся с домашними и дикими животными Горного Алтая....