Презентация ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
презентация по окружающему миру

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Презентация ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_v_rechevom_razvitii_-_kopiya.pptx422.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум « Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Технологии речевого развития дошкольников»

Слайд 2

Технологии речевого развития ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) Сказкотерапия Мнемотехника Игровые технологии В.В. Воскобовича Проектная деятельность Лэпбук Логоритмика Сочинительство Экспериментирование Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика и т.д.

Слайд 3

«Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии дошкольников

Слайд 4

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач Основная задача ТРИЗ – это не сообщение новых знаний, а обучение детей способам самостоятельного добывания информации, что возможно через поисковую деятельность, через организованное коллективное рассуждение, через игры.

Слайд 5

Родоначальник, основатель, «Отец» ТРИЗа Генрих Саулович Альтшуллер Советский инженер, писатель-фантаст, ученый. Родом из Баку. Имеет несколько десятков изобретений. Первое авторское свидетельство изобретателя получил в 10 классе за аппарат погружения в воду. Одно из самых интересных изобретений - скафандр для горноспасателей. В 1945 году принялся за разработку научной технологии творчества. Очень многое сделал для организации ТРИЗ-движения в мире.

Слайд 6

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Генрих Саулович Альтшуллер ).

Слайд 7

ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мылить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего: Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая .

Слайд 8

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей Снимается чувство скованности, Преодолевается застенчивость, Развивается воображение, речевая и общая инициатива, Повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Слайд 9

Начинать деятельность с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?

Слайд 10

Развитие речи дошкольников методами ТРИЗ Обучение составлению сравнений Обогащение словаря Составление рифмованных текстов Обучение составлению загадок Создание текстов сказочного содержания Обучение творческому рассказыванию по картине;

Слайд 11

Обучение детей творческому рассказыванию по картине При рассматривании картины используются следующие методические приемы: Игровая мотивация «Волшебная картина» Игра «Подзорная труба» Игра «Фотографирование» Игра «Вхождение в картину» Игра «Живые картинки» Игра «Превращение в объект на картине».

Слайд 12

« Подбор прилагательных» или «Волшебный мешок» Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Слайд 13

Игры «Зачем ? Какой?», «Волшебный мешок», «Снежный ком» Дети делятся на две команды «Зачем?» и «Какой?». Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например, чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т.д.) Вторая команда «Украшает» объект. Каждый ребенок «опускает» слово в мешок и запоминает. На счет один, два, три – «выпустили» слова( активизация словаря, развитие кратковременной памяти. Я дарю тебе слово… (цепочка слов, например, сладкий – что может быть сладким? – сахар; сахар какой? – белый, что может быть белым? – снег и т.д.

Слайд 14

«Цепочка» Цель: Учить детей выделять признаки объектов. Развивать, обогащать, активизировать словарь. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

Слайд 15

«Угадай по описанию» («Аноним») Цель: учить детей по описанию определять объект, развивать связную речь, умение составлять простые и сложные предложения. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

Слайд 16

« Игра «Мой, моя, мое, мои» Цель : согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными Содержание : На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т.д.

Слайд 17

Игра “Теремок” Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и поочереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки): - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Гитара. А ты кто? - А я - удочка. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды.

Слайд 18

Игра «Хорошо-плохо» Цель: Формирование у детей чувствительности к противоречиям Обучение формулированию противоречий Ход: Дети делятся на две команды. Им показывают карточку с изображением объекта. Определив объект для анализа, команда « X » называет, чем он хорош, а команда «П» - чем плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов. Игра «Зато…» Цель: Формирование у детей чувствительности к противоречиям Обучение формулированию противоречий. Идет дождь-я не гуляю, ЗАТО могу целый день рисовать. Вышел на улицу и упал в лужу, ЗАТО,,,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ТРИЗ в речевом развитии дошкольников"

Как же используется  ТРИЗ в образовательном процессе ?   Использование технологии ТРИЗ в процессе развития речи дает свои преимущества. Раскрыты этапы составления творческих р...

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

ТРИЗ и речевое развитие дошкольников.

laquo;Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном  мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...