Патриотическое воспитание средствами экологии.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Щеглова Наталья Юрьевна

Проект"Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_sredstvami_ekologii.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание средствами экологии

«Формирование экологического сознания у дошкольников  как средство воспитания основ патриотизма»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении позволяет реализовать решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.

Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка.

Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка». Кроме того, природоведческие знания интегрируются:

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников) ;

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий) ;

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)

При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе, ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. Многие экологические проблемы: экологические связи, полезные и «вредные» животные, пищевые цепочки решаются на региональном уровне.

Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогатить знания детей о природе;

- формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Для формирования позитивного отношения к так называемым «вредным» животным Хакасии организуется интегрированная деятельность. В результате этой деятельности дети усваивают основное правило экологии: в природе все взаимосвязано, нет «вредных» и полезных животных, каждый из них выполняет свою функцию.

Темы деятельности: «Волк – ты какой на самом деле? »

«На что нужны мыши»

«Кому страшна лисица»

«Даже царевна была лягушкой»

«Кто это долбит деревья в лесу? »

В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся познавательные беседы «Мой край родной». Цель бесед: воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края; формировать бережное отношение к природе родного края.

В ходе бесед дети знакомятся с произведениями писателей (стихи, рассказы, сказки, легенды) Произведения писателей и поэтов дают детям полезные знания о природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. Стихи и рассказы о животных и птицах доступны и легко запоминаются, отражают характерные признаки поведения животных родного края.

Кроме чтения природоведческой литературы с детьми проводятся «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы уроков доброты: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе? », «Кого можно считать заботливым? », «Любить – это что значит? » и т. д.

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.) . В ходе развлечений используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач.

Все виды экологических развлечений построены на основе природоведческого материала.

Экологический КВН «Москва – мой родной город».

Экологические праздники: «Природные богатства Подмосковья»,

«Весенние секреты».

Конкурс: «По следам Красной книги».

Развлечения на экологическую тему: «Мама и ее детеныши»,

«Что мы сажаем, сажая леса? ».

Викторины: «Есть ли в Подмосковье заповедные места?»,

«Моя экологическая культура».

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд «Что мы знаем о природе Подмосковья  и ее охране», «Тайны природы» и др., совместные посещения зоопарка и музеев.

Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.

Проект «Моя малая Родина» как средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников

Актуальность

проекта

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Тематическое поле

Развитие чувства ответственности за малую Родину и уважения к предкам;

Формирование и развитие личности через патриотическое воспитание;

Расширение кругозора.

I – этап проекта

(организационно-подготовительный)

цель проекта:

Показать возможность и эффективность формирования у детей младшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания.

задачи проекта:

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Содержание патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:

приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, с детским садом с городом.

проведение целевых наблюдений за животным и растительным миром, организация сезонного труда в природе;

организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.

участники проекта:

дети  младшей группы;

воспитатели;

музыкальный руководитель;

родители.

вид проекта:

групповой;

творческий.

срок реализации:

январь - май

Сценарий совместных действий

по решению задач

(основные шаги по реализации проекта)

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (конспекты занятий, консультация для родителей, воспитателей, сценарии развлечений, праздников, презентация проекта.

описание продукта:

Презентация «Моя малая Родина»;

Оформление альбома «По знакомым местам»;

Выставка рисунков (родителей) ;

Создание мини-музея «Солдатские шапки».

ожидаемый результат

Для детей:

Интерес к родному поселку;

Умение понимать смысл образного содержания стихов, пословиц, поговорок;

Умение определять наименование родственных отношений между близкими и членами семьи;

Активизация словаря детей.

Для родителей:

Желание родителей заниматься изучением истории своего поселка;

Желание участвовать в жизни детского сада.

Формы работы

Развлечения и праздники;

Посиделки «У самовара»;

Посещение мини-музея «Солдатские шапки»;

Сюжетно-ролевые игры: «Если армия сильна – непобедима и страна! »

Подвижные игры;

Наблюдения;

Чтение художественной литературы;

Разучивание песен, стихов;

Беседы.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в детском саду»;

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;

Изготовление семейных альбомов «Моя семья»;

Круглый стол для родителей «Маленький гражданин»;

Презентация проекта «Моя малая Родина».

Работа с педагогами

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;

Посещение мини-музея;

Презентация проекта «Моя малая Родина».

II – этап проекта (основной)

План работы по реализации проекта

технологическая карта

Образовательная область Вид детской деятельности Содержание деятельности

Физическая культура Двигательная активность П/игры «Бабушкины игры»;

Народные игры: «Полярная сова», «Волк и олени», «Догонялки», «Ручейки и озера»

Речевая Беседы, чтение художественной литературы Беседы с детьми: «Мы дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;

Чтение русских народных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;

Пальчиковая гимнастика: «Кто в доме живет», «Моя семья»;

Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок;

Отгадывание загадок

Познание Познавательно-исследовательская Занятия: «Любимый поселок», «Путешествие кораблика», «Солдатские шапки»;

Посиделки «У самовара»

Художественно-эстетическая Продуктивная, музыкально-художественная Рисование: «Мой дом»;

Лепка: «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»;

Аппликация: «Флаг моей Родины», «Осенний букет»;

Игра на народных ударных инструментах;

Разучивание песен: «У меня есть шапка со звездой», «Пограничники», «Во поле береза стояла»;

Конструирование: «Наш детский сад», «Мой дом»

Социально-коммуникативная Игровая, коммуникативная Д/игры: «Кто, что делает», «Мир растений», «Мой поселок», «Путешествие по малой Родине»;

С/р. «Семья»;

С/р. игра сопровождающаяся примеркой костюмов «Наша армия сильна»

дополнительная информация необходимая для выполнения проекта:

Использование интернет ресурса:

«Мультимедийные презентации»

«Моя малая Родина»

«Мой любимый детский сад»

материально – технические ресурсы необходимые для реализации проекта:

иллюстрации;

фотографии;

художественная литература;

DVD диски.

результативность проекта:

У детей раскрылись патриотические чувства;

Активизировался словарный запас детей, память;

Дети с большим желанием участвуют в ролевых играх: «Наша Армия сильна» и т. д. ;

Дети научились узнавать знакомые здания и улицы родного поселка.

используемая литература:

Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.

Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

Буре Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М. : Просвещение, 2004.

Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

Зверева О. Л. Социальное развитие ребенка. – М. : А. П. О., 1994.

Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская П. И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.

использование интернет ресурсов:

http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html#a_menu

http://sadriabinushka.ucoz.ru/index/razvlechenie_po_nravstvenno_patrioticheskomu_vospitaniju_detej_mladshej_gruppy/0-614

http://prudnikov.ucoz.ru/publ/patrioticheskie_stikhi/4

http://dohcolonoc.ru/conspect/5635-integrirovannoe-zanyatie-nasha-rodina.html

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-vo-vtoroi-mladshei-grupe-moja-malaja-rodina.html

http://dohcolonoc.ru/conspect/6378-puteshestvie-po-nashej-rodine.html

приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию якутского края"

приобщить детей дошкольного возраста к совокупности культурных ценностей, общечеловеческой культуры, нравственным традициям своего народа, определяющим историческое единство человека и природы, накопл...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"

В настоящее время нравственное воспитатние является серьезной и актуальной проблемой....

НОД по экологии через нравственно-патриотическое воспитание в подготовительной группе «Белокурая береза – символ России»

Занятие  направленно на знакомство детей с народным символом России - береза, которое способствует формированию у детей патриотических чувств....

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края.

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьёзной и актуальной проблемой.Воспитание патриота - сложный прцесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспита...

Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию через экологию родного края для средней группы.

Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию через экологию родного края для средней группы. Тема: «Путешествие по лесам родного края»Цель: ф...