«Как дикие звери к зиме готовятся?» - конспект занятия на тему "Дикие животные" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Клевакина Людмила Леонидовна

«Как дикие звери к зиме готовятся?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kak_zveri_gotovyatsya_k_zime_30_noyabrya_2016g.docx305.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как дикие звери к зиме готовятся?».

Цели: 

Познавательное развитие. Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями  и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.

Речевое развитие. Развивать связную речь,  умение отвечать на вопросы полными предложениями, читать стихи о животных. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, подшёрсток;  глаголами: линяет, впадает в спячку.

Социально-коммуникативное развитие. Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным. 

Художественно-эстетическое развитие. Развивать эстетическое восприятие  образа животных

Физическое развитие. Формировать правильную осанку, координацию движений.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Методы и приемы.

Методы:  наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы:  словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы к детям,  дидактическая игра и упражнения.  

Форма: беседа.  

Целевые ориентиры образования: Иметь представление о признаках поздней осени. Знать  диких животных. Иметь представление об их жизни в осенний период, как готовятся к зиме, в чём нуждаются зимой.

Ход НОД

Настраиваю детей на доброжелательное отношение друг к другу, создаю положительный психологический настрой

 - Ребята к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло,

Всем улыбку подарило.

Оглядело все вокруг:

Слева друг и справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте:

Здравствуйте!»

– Ребята, скажите какое сейчас время года? А вам нравится осень?

А чем вам нравится осень? Какая бывает осень?

- Да, осень бывает тихая, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная. И я знаю, в такую погоду осенью хочется укрыться в доме, в тепле. А что хочется делать вам в такую погоду? А сейчас какая осень? Правильно, поздняя осень. А какая погода сегодня? (Холодно, пасмурно).

Холод, ветер на дворе, 
Руки мерзнут в ноябре.           
Первый снег и первый лед.

Осень поздняя несет

- Сейчас поздняя осень, приближается зима. И мы, люди, готовимся к зиме. Как? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома).

- Ой, ребята, что это?

Вот конверт большой и желтый!

Как же нас, конверт, нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш ведь!

А обратный чей? Лесной!

От кого пришло письмо?

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки отгадать!

Послушайте загадки и отгадайте их.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (Белка)

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно... (Ёжик)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её - ... (Лиса)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Много бед таят леса -

Волк, медведь там и лиса.

Там зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка)

Зверь мохнатый любит мёд.

Если что-то не поймёт,

Может дико зареветь,

Потому что он… (Медведь)

- Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А про кого были загадки? А где живут эти животные? Как назвать таких животных? (Лесные звери, дикие животные. )

- Каких диких животных вы знаете? (Белки, волки, зайцы, лисы, ежи, медведи, лоси…)

- Почему их называют дикими? (Потому что, они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё, живут на воле.)

- Ребята,  а  вы  знаете,  что  звери,  живущие  в лесах,  тоже готовятся   к  зиме  почти  также  как  и  люди!

- Кто из вас был в лесу? Дети, давайте с вами отправимся в лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме. Хотите? (Да!) 

- Сейчас мы  оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу.

- Какую  одежду  мы  наденем,  чтобы  не  замерзнуть?  

(Теплую:  шапки,  куртки, варежки, шарфики и т.д.). 
- Правильно. Тогда одеваемся. 

Новые сапожки наденем мы на ножки.

(Ногу вперед на пятку - "показать сапожки") 
Теплый шарф завяжем

(Руки перекрестно к шее) 
И зиме мы скажем:

(Поворачивание из стороны в сторону) 
"Здравствуй, зимушка-зима,

(Вытянуть руки вперед, развести в стороны) 
Не боимся мы тебя!"

(Прыжки на двух ногах с хлопками).

- Но перед тем, как мы отправимся в лес давайте вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей, ведь у них сейчас самая тяжелая пора. Они готовятся встречать зиму. (Не шуметь, не бросать мусор, не ломать ветки деревьев.)

- Правильно ребята! В лесу вести себя надо тихо, нельзя шуметь, звери могут испугаться. Можно напугать животных и тогда мы точно не встретим их. Молодцы!

К путешествию готовы? Тогда отправляемся!

- Закройте глаза и повторяйте за мной:

Раз, два, три,

Вокруг себя повернись,

В сказочном лесу окажись!

- Вот перед вами сказочный лес.

Физкультминутка «Здравствуй лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес,

(Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!

(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты, о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

(Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

(Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево).

Всё открой, не утаи.

(Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь: мы - свои!

(Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).

Как вы думаете, каких зверей мы можем встретить в лесу? Посмотрите внимательно, каких животных вы видите?

Игра «Дикое животное»

Воспитатель называет животных, а дети хлопают в ладоши только когда слышат название дикого зверя.

Встреча с зайцем

- Ребята, кто это сидит под кустом?

Маленький, длинноухий, пугливый… вы догадались, кто это? Конечно, это заяц. Но посмотрите, какой он грустный! Почему он такой, что с ним могло случиться? (может быть, ему холодно, испугала лиса, нет морковки…)

Игра «Скажи ласково»

- Чтобы зайка нас не боялся, давайте скажем ему ласковые слова – зайка, зайчишка, заинька, зайчик…

Смотрите, зайчик успокоился и шепнул мне, что он здесь сидел и менял свою шубку. А зачем он это делал? (чтобы его не было видно на снегу).

Игра «Угадай, кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий…   (медведь)

Маленький, колючий. Недотрога…   (Ежик)

Дети, скажите, а куда пропали еж и медведь?

Медведи осенью хорошенько наедаются - едят летом рыбу, траву, ягоды и мед. Нагуливают жир, чтобы зимой спокойно спалось и не хотелось есть. Осенью строят берлогу – натаскивает сухие ветки и листья, чтобы было тепло и на всю зиму впадает в спячку.

Ежик наедается грибами, жуками, мышами, червяками. Потом он находит укромное место под корнями деревьев, устраивает из сужхих листьев и мха убежище, засыпает на всю зиму до весны.

- Дети, посмотрите. Кто сидит на дереве? (белка)  А как готовится к зиме белка?

Белка осенью линяет с рыжего на серый цвет шерсти, чтобы на дереве зимой ее не увидел ни один хищник. Для защиты от мороза нужна теплая шерсть.

- Дети: Белка делает запасы: собирает в дупло шишки, орехи, жёлуди. Сушит грибы.

- Посмотрите, зайка совсем растроился – он на зиму не сделал запасы и не спит зимой. Чем же ему питаться?

У зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу его не видно было. Летом он питается свежей травой, сладкими корешками, а зимой – молодыми веточками  и корой деревьев.

- Вот молодцы, дети, успокоили зайчика. Посмотрите, он такой хорошенький! Может, возьмем его к себе в группу? (Нет, нельзя).  А можно ли брать из леса диких животных домой? (нет, они погибнут в неволе). Правильно.

- Беги, зайка, под свой кустик, а мы с ребятками поиграем.

Игра «Назови семью»

Папа – еж, мама – ежиха, детеныш – ежонок.

Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок.

Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок.

          Папа – волк, мама – волчица, детеныш волчонок.

Игра «Подскажи словечко».

- Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

- У зайца хвост короткий, а уши ……(длинные)

- У белки задние лапы длинные, а передние ……(короткие)

- Ёж маленький, а медведь ……(большой)

- Заяц пушистый, а ёж ……(колючий)

- У белки хвост длинный, а у зайца……(короткий)

- У лисы шерсть мягкая, а у волка ……(жёсткая)

Назовите жилище этих животных:

  • для белки - дупло,
  • для лисы - нора,
  • для волка - логово,
  • для медведя – берлога,
  • для ежа - нора.

Мы с вами  учили стихи о животных. Кто хочет рассказать о них?

Стихи о диких животных

Медведь

Говорят, медведю лень, прогуляться в зимний день.

Вот и спит медведь в берлоге, когда стужа на пороге.

Но скажу вам честно я: кушать хочется, друзья.

Но под снегом мне ни меда, ни грибов не отыскать.

И приходится всю зиму сладко спать, спать, спасть.

 Заяц

Летом заяц сер-сер, летом заяц смел-смел.

Можно под любым кусточком смело спрятаться в лесочке.

Но как только снег пушистый на листву ковром ложиться,

Становлюсь я очень виден, вмиг меня лиса увидит.

Так что в стужу ледяную, шубку я беру другую.

Был я рыжевато- серым, стал белее снега – белым.

Ежик

Еж осеннею порой в лес отправился густой.

Прямо скажем не гулять, а грибочки собирать.

Чтоб  зимой в мороз и стужу, был всегда обед и ужин.

Вот идет он вперевалку, крепко держится за палку.

Тут грибочек, там грибок еж кидает в кузовок.

 

Белка

Далеко до холодов, но не для потехи.

Я несу к себе в дупло ягоды, орехи -

Что б зимой холодной

Мне не быть голодной.

- Молодцы, ребята! Посмотрите, записка.  Да это зайка нам ее оставил.

Я детей благодарю,

Всем спасибо говорю

Не страшны мне холода,

Будет мне зимой еда!

- Ребята, представьте: вы оказались в сказочном лесу, а в нём происходят чудеса. Вы могли бы превратиться в зверей. Кем бы вы хотели быть и почему? (Дети высказывают свои суждения).

Возвращение

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад.

Закройте глаза и повторяйте за мной:

 «Раз, два, три –

Вокруг себя повернись,

Снова в группе окажись!».

- Ребята, вам понравилось в лесу? Мы с вами путешествовали по лесу. Давайте проверим, что вы запомнили.

Каких зверей мы можем встретить в лесу?

Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму?

Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

Зачем белка и заяц меняют цвет шерсти?

Как медведь утепляет свою берлогу?

Как готовится к зиме ежик

C:\Users\SMOLENSK\Searches\Music\Desktop\как звери готовятся к зиме\img8.jpg

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                  «Детский сад №33 «Радуга» г. Смоленска

C:\Users\SMOLENSK\Searches\Music\Desktop\как звери готовятся к зиме\hello_html_1dd91ea4.png       «Кто как готовится

         к зиме?»

                   (Дикие животные)

C:\Users\SMOLENSK\Searches\Music\Desktop\как звери готовятся к зиме\i.jpg

         Воспитатель

высшей категории

Клевакина

Людмила

Леонидовна

30 ноября 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)

Задачи:1.     Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2.     Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Дикие животные зимой в лесу"

Работая на логопедической группе с детьми с речевыми диагнозами я понимаю, как важно развивать речь детей. Уже давно известно, что существует влияние действий руками на развитие головного м...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные зимой»

Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защ...

Занятие "Как животные готовятся к зиме?" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях.Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание типа расс...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы  с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»...

Конспект открытого занятия " Дикие животные" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема: «Дикие животные» Цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период....